Решения и постановления судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 по делу N А54-5512/2009 По делу о признании недействительным уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2010 г. по делу N А54-5512/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2010 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Стахановой В.Н.,

судей Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-406/2010) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.12.2009 по делу N А54-5512/2009 (судья Котлова Л.И.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “ЦЕНТР ПРОФИ“



к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области

о признании недействительным решения о невозможности применения упрощенной системы налогообложения,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: общества с ограниченной ответственностью “ЦЕНТР ПРОФИ“ - Машков Ю.Н., доверенность от 07.02.2010 б/н;

от ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ЦЕНТР ПРОФИ“ (далее - ООО “ЦЕНТР ПРОФИ“, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (далее - МИФНС России N 3 по Рязанской области, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 13.08.2009 N 3 (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 07.12.2009 заявленные требования Общества удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Представитель Инспекции в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в деле.



Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционный суд пришел к выводу, что неявка представителя Инспекции не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителя Общества, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, решением общего собрания учредителей ООО “ЦЕНТР ОФИС“ создано ООО “ЦЕНТР ПРОФИ“ путем реорганизации в форме выделения его из ООО “ЦЕНТР ОФИС“, о чем свидетельствует протокол общего собрания учредителей ООО “ЦЕНТР ОФИС“ от 11.03.2009 N 11 (л.д. 10).

ООО “ЦЕНТР ПРОФИ“ 01.07.2009 зарегистрировано в качестве юридического лица и включено в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1096230001955 (л.д. 8).

Одновременно Общество поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, где ему присвоен ИНН 6230066896 (л.д. 9).

14.07.2009 Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения, в качестве объекта налогообложения им выбраны “доходы минус расходы“ (л.д. 46 - 47).

В ответ на указанное заявление налоговый орган 13.08.2009 направил уведомление N 3 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, ссылаясь на пропуск Обществом пятидневного срока, установленного п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (л.д. 7).

Полагая, что решение Инспекции о невозможности применения упрощенной системы налогообложения является недействительным, ООО “ЦЕНТР ПРОФИ“ обратилось в суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Из анализа указанных норм следует, что они не содержат иных правил применения данного режима налогообложения и не ставят применение этой системы налогообложения в зависимость от способа создания юридического лица.

Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц в соответствии с ч. 4 ст. 58 ГК РФ к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Таким образом, по смыслу норм ГК РФ в результате преобразования юридическое лицо является вновь созданным.

Частью 4 статьи 57 ГК РФ определено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон N 129-ФЗ) реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона N 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

Специальный порядок перехода юридического лица на упрощенную систему налогообложения заключается в направлении лицом, намеренным применять названный специальный режим налогообложения, заявления о переходе на уплату единого налога одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет. В этом случае организация вправе перейти на уплату единого налога в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.

Постановка на налоговый учет осуществляется на основании сведений о создании (или реорганизации) организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110.

При государственной регистрации юридического лица согласно ст. 14 Закона N 129-ФЗ предоставляется комплект документов, в частности, заявление и учредительные документы вновь возникающего юридического лица, а также передаточный акт (разделительный баланс).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО “ЦЕНТР ПРОФИ“ образовалось 01.07.2009 и поставлено на учет в налоговом органе 01.07.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица, свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ (л.д. 8, 9).

Согласно п. 8 ст. 50 НК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Следовательно, ООО “ЦЕНТР ПРОФИ“, как вновь созданная организация, в силу п. 2 ст. 346.13 НК РФ вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем году, направив в налоговый орган соответствующее заявление.

Поскольку заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер и главой 26.2 Кодекса налоговым органам не предоставлено право запретить или разрешить налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения, срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения для вновь зарегистрированных юридических лиц не является пресекательным.

Статьей 346.13 НК РФ не предусмотрены основания отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, в том числе в связи с нарушением им сроков подачи заявления в налоговый орган.

Из материалов дела усматривается, что Общество выполнило предусмотренное п. 2 ст. 346.13 НК РФ условие перехода на упрощенную систему налогообложения, а нарушение им срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не может являться основанием для отказа вновь созданной организации в применении упрощенной системы налогообложения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, выраженное в форме уведомления от 13.08.2009 N 3, не соответствует НК РФ и нарушает права и законные интересы ООО “ЦЕНТР ПРОФИ“ в сфере экономической деятельности, в связи с чем правомерно признал оспариваемое решение недействительным.

Указанный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 16.01.2008 N 15066/07, от 17.07.2008 N 9104/08.

Довод, положенный в основу апелляционной жалобы, о том, что вновь созданные в результате реорганизации юридические лица при соблюдении условий, предусмотренных п. 3 ст. 346.12 НК РФ, вправе применять упрощенную систему налогообложения, подав заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в установленный п. 2 ст. 346.13 НК РФ срок, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Во-первых, из указанных выше норм права следует, что фактически вновь созданные организации заявляют не о переходе на упрощенную систему налогообложения, а о ее первоначальном выборе. Вопрос о правомерности использования упрощенной системы налогообложения вновь созданной организацией связан именно с реализацией права на применение упрощенной системы.

При этом данное применение носит заявительный (уведомительный) характер и, следовательно, не зависит от решения налогового органа и не связано с ним.

Во-вторых, налоговый орган в жалобе не ссылается на какие-либо положения НК РФ, предусматривающие, что спорный пятидневный срок для подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения является пресекательным и его нарушение влечет безусловный отказ налогоплательщику в применении такой системы.

В-третьих, законодательство о налогах и сборах не содержит такого полномочия налогового органа, как вынесение им решения об отказе налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения на основании пропуска срока направления заявления (уведомления) о применении такой системы налогообложения.

При принятии обжалуемого судебного акта судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, поэтому оснований для отмены принятого судебного акта не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.12.2009 по делу N А54-5512/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

В.Н.СТАХАНОВА

Судьи

А.Г.ДОРОШКОВА

Г.Д.ИГНАШИНА