Решения и определения судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2010 N 20АП-5302/2009 по делу N А68-9231/2009 По делу об аннулировании записи о регистрации права общества на проведение на территории Ярославской области тиражной стимулирующей негосударственной лотереи.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2010 г. N 20АП-5302/2009

Дело N А68-9231/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2010 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Дорошковой А.Г.

судей Еремичевой Н.В. и Тимашковой Е.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Солдатовой Т.Ю.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-5302) Департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.10.2009 по делу N А68-9231/2009 (судья Андреева Е.В.),

по заявлению Департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области

к ООО “Колизей“ (г. Тула)

об отзыве действия тиражной негосударственной стимулирующей лотереи

при участии:

от заявителя: Турдаков С.С. - консультант-юрист, доверенность
от 31.12.2009 N 01-09/1341.

от ответчика: Алферова И.В., доверенность от 09.11.2009 б/н.

установил:

Департамент государственного регулирования хозяйственной деятельностью Ярославской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением об отзыве действия на территории Ярославской области негосударственной стимулирующей лотереи “Букинист“, организатором которой является общество с ограниченной ответственностью “Колизей“ (далее - Общество).

В ходе рассмотрения дела Департамент изменил предмет заявления и просил аннулировать запись о регистрации права ООО “Колизей“ на проведение на территории Ярославской области тиражной стимулирующей негосударственной лотереи “Букинист“.

Решением арбитражного суда от 26.10.2009 заявителю в удовлетворении требования отказано. Судом сделан вывод о том, что действующим законодательством не предусмотрено право контролирующего органа по обращению в арбитражный суд с заявлением об отзыве действия стимулирующей лотереи.

В апелляционной жалобе Департамент просит указанное решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель Департамента доводы апелляционной жалобы поддержал полностью.

Представитель ООО “Колизей“ апелляционную жалобу не признал, просил оставить решение арбитражного суда без изменения.

Как следует из материалов дела, ООО “Колизей“ является организатором тиражной негосударственной стимулирующей лотереи “Букинист“, о проведении которой им направлено Уведомление в Департамент государственного регулирования хозяйственных отношений Ярославской области и представлены Условия проведения лотереи.

По договору от 15.07.2009 ООО “Колизей“ поручило обществу с ограниченной ответственностью “Бора“ (Оператор) проведение названной стимулирующей лотереи на территории Ярославской области.

Осуществив проверку соблюдения лотерейным клубом ООО “Бора“ законодательства о государственном регулировании по организации и проведению азартных игр, прокуратура Заволжского района письмом от 30.07.2009 предложил Департаменту в пределах своей компетенции принять меры к устранению выявленных нарушений закона. Как следовало из материалов проверки, осуществленной прокуратурой, стимулирующая лотерея в клубе ООО “Бора“ фактически проводится
не в соответствии с утвержденными Организатором Условиями, что является нарушением ст. ст. 7 и 8 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“. В соответствии с п. 1 Условий стимулирующая лотерея “Букинист“ является тиражной. Для участия в ней необходимо приобрести Товар в местах его продажи в период с 09.07.2009 по 08.07.2010, заключить договор на участие в лотерее путем получения идентификационного номера. Розыгрыш призового фонда лотереи проводится с использованием электронного лототрона, а размер выигранного приза зависит от количества набранных баллов исходя из комбинации случайных чисел.

Фактически указанные условия не соблюдаются, розыгрыш призов не проводится, что подтверждается объяснениями оператора клуба Елизаровой Е.Л. и заведующего лотерейным клубом Давыдова Ю.А.

Являясь уполномоченным органом в области регулировании отношений, возникающих при организации и проведении лотерей, Департамент с целью отзыва действия стимулирующей лотереи обратился в арбитражный суд с заявлением об аннулировании записи о регистрации права на проведение рассматриваемой лотереи.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и пояснениях присутствующих в заседании представителей участвующих лиц, суд апелляционной инстанции считает, что решение по данному делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В силу п. 3 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“ стимулирующей признается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы, и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи. Право на проведение региональной негосударственной стимулирующей лотереи возникает, если в уполномоченный орган исполнительной власти направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном статьей 7 Закона. Условия стимулирующей лотереи утверждаются ее организатором. Контроль за проведением лотерей осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации в соответствии с названным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статьи 9 и 12 ФЗ N 138-ФЗ).

Как закреплено в пп. 3 п. 3 и п. 4 ст. 4 Федерального закона “О лотереях“, государственное регулирование отношений, возникающих в области организации и проведения региональных лотерей включает в себя также контроль за их проведением. Регулирование названных отношений осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается проведение региональной лотереи.

Постановлением администрации Ярославской области от 20.01.2004н N 15-а “Об организации и проведении региональных лотерей на территории Ярославской области“ регулирование отношений в этой сфере возложено на Департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области.

Таким образом, Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим контроль за проведением региональных лотерей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2004 N 338 “О мерах по реализации Федерального закона “О лотереях“ установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики, нормативно-правовое регулирование лотерейной деятельности, а также методологическое обеспечение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, является Министерство финансов Российской Федерации.

Названные функции нашли свое закрепление в Положении о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329. Согласно пунктам 1 и 5.2, 5.2.25, 5.2.29 Положения Министерство финансов Российской Федерации принимает нормативно-правовые акты о формах и сроках представления отчетности о лотереях и нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и
подведомственных Министерству федеральных служб, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляются исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Правила проведения стимулирующей лотереи утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2004 N 66н (зарегистрировано в Минюсте РФ 10.09.2004 N 6014). Пунктом 6 данных Правил предусмотрено право контролирующего органа обратиться в суд с требованием об отзыве стимулирующей лотереи.

Вместе с тем, форма осуществления контроля за проведением стимулирующей лотереи закреплена в пункте 7 статьи 7 Федерального закона N 138-ФЗ. Уполномоченный орган в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления о проведении стимулирующей лотереи имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:

- представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона;

- представление недостоверных сведений;

- наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.

Поскольку стимулирующая лотерея проводится за счет собственных средств организатора, ее проведение не основано на властном акте (специальном разрешении) уполномоченного органа, то суть стимулирующей лотереи не предполагает возможность ее последующего прекращения путем аннулирования записи о регистрации права организатора на проведение лотереи. Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, запись о регистрации права ООО “Колизей“ на проведение на территории Ярославской области тиражной негосударственной стимулирующей лотереи “Букинист“ не несет никаких правовых последствий, т.к. для проведения стимулирующей лотереи организатор должен направить в уполномоченный орган уведомление, а не получать подтверждение факта ее регистрации.

Уполномоченный орган вправе
использовать иные правовые способы, направленные на прекращение организатором (оператором) нарушений условий проведения стимулирующей лотереи.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 26.10.2009 по делу N А68-9231/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в двухмесячный срок.

Председательствующий

А.Г.ДОРОШКОВА

Судьи

Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

Е.Н.ТИМАШКОВА