Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 по делу N А78-5842/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2010 г. по делу N А78-5842/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи, Д.Н. Рылова

судей Г.Г. Ячменева, Е.В. Желтоухова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Сюхунбин,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 сентября 2010 года по делу N А78-5842/2010 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Лотереи Читы“ к Межрегиональному Управлению Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу о признании незаконным
и отмене постановления N 04-02/10-218П от 06.07.2010 г. о назначении административного наказания.

(суд первой инстанции судья Перевалова Е.А.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Малышкин Г.Ф. - директор;

от заинтересованного лица: не явился,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Лотереи Читы“ (далее заявитель, Общество, ООО “Лотереи Читы“) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному Управлению Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу (далее административный орган, Росфинмониторинг) о признании незаконным и отмене постановления N 04-02/10-218П от 06.07.2010 г. о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ.

Решением суда первой инстанции от 29.09.2010 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, указав, что деятельность ООО “Лотереи Читы“ не подпадает под действие Федерального закона N 115-ФЗ, поскольку заявитель не организует и не проводит лотереи, а является только распространителем лотерейных билетов.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обжаловал его в апелляционном порядке. Росфинмониторинг ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считая его незаконным, не обоснованным, указывая, на наличие в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ.

ООО “Лотереи Читы“ в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласилось, указав на отсутствие вины Общества во вмененном ему правонарушении.

Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы не признал, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо своего представителя в судебное заседание не направило, заявив ходатайство о рассмотрении дела в
его отсутствие. В соответствии с ч. 2 ст. 210 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании приказа N 89 от 07.05.2010 г. должностными лицами Росфинмониторинга проведена проверка деятельности ООО “Лотереи Читы“, расположенного по адресу: 672010, г. Чита, ул. Николая Островского, д. 13, по проверке соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе проверки установлены нарушения требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, в деятельности общества, а именно, ООО “Лотереи Читы“ на учете в Росфинмониторинг не состоит, правила внутреннего контроля и программа его осуществления не разработаны, специальные должностные лица, ответственные за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ не назначены.

По результатам проверки 20.05.2010 г. Составлен Акт N 63В.

На основании акта проверки должностным лицом административного органа, с учетом надлежащего уведомления юридического лица о дате, времени и месте составления протокола, с участием руководителя ООО “Лотереи Читы“, составлен протокол об административном правонарушении от 20.05.2010 г., о нарушении п. 2, 9 ст. 7 Закона РФ N 115-ФЗ от 07.08.2001 г. “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ и п. 2 Положения “О постановке на учет в Федеральной службе по финансовому
мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности, которых отсутствуют надзорные органы“, утвержденного Постановления Правительства РФ N 28 от 18.01.2003 г. Указанные действия квалифицированы по ст. 15.27 КоАП РФ.

На основании материалов проверки и протокола об административном правонарушении от 20.05.2010 г. руководителем административного органа, с учетом надлежащего уведомления юридического лица о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено Постановление N 04-02/10-218П от 06.07.2010 г. о привлечении ООО “Лотереи Читы“ к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.

Объективной стороной вмененного Обществу правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, является неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля и постановки на учет в Росфинмониторинге.

Таким законодательством является Закон РФ N 115-ФЗ от 07.08.2001 г. “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“, согласно статье 4 которого к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в том числе и обязательный контроль, под которым понимается совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 3).

В соответствии со
ст. 5 Закона РФ N 115-ФЗ от 07.08.2001 г. к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств, в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.

Как следует из материалов административного производства, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, ООО “Лотереи Читы“ на основании договора N А1209-75-6052 от 01.01.2010 г. на оказание услуг по распространению лотерейных билетов, заключенного с оператором “ГОСЛОТО“ ООО “Орглот“ и договора N ЛШ-75 от 01.03.2010 г. на распространение всероссийских лотерей, заключенного с ООО “Лотерея Шанс“ осуществляет деятельность по распространению лотерейных билетов и выплату выигрышей в размере до 10000 руб.

Таким образом, ООО “Лотереи Читы“ относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 г. “О лотереях“ организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи.

В соответствии с п. 8 ст. 2 выше названного Закона, проведением лотереи признается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с
оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Из анализа указанной нормы права следует, что наличие хотя бы одного из признаков, приведенных в вышеназванной статье, свидетельствует об осуществлении организацией деятельности по проведению лотереи.

Из представленных в материалы дела документов следует, что ООО “Лотереи Читы“, в соответствии с уставом, осуществляет мероприятия по заключению договоров (контрактов) с оператором лотереи (договоры N А1209-75-6052 от 01.01.2010 г. и N ЛШ-75 от 01.03.2010 г. (т. 1 л.д. 36-37, 97-100), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, проверку выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи в размере до 10000 руб. (пункты 2.2.1, 2.2.3, 2.2.4 договора N ЛШ-75 от 01.03.2010 г. и пункты 2.1, 3.2.4, 3.2.6 договора N А1209-75-6052 от 01.01.2010 г. (т. 1 л.д. 36 - 37, 97 - 100).

Следовательно, ООО “Лотереи Читы“ осуществляет деятельность по организации лотереи.

Согласно п. 1 ст. 6 РФ N 115-ФЗ от 07.08.2001 г. “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ к видам операций, подлежащих обязательному контролю, относится получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх.

Таким образом, ООО “Лотереи Читы“ является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и осуществляющей деятельность
по организации лотереи.

В связи с чем, вышеуказанная деятельность Общества подпадает под действие Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 г. “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции признает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что деятельность ООО “Лотереи Читы“ не подпадает под действие Федерального закона N 115-ФЗ, поскольку заявитель не организует и не проводит лотереи, а является только распространителем лотерейных билетов.

В соответствии с п. 2, 9 ст. 7 Закона РФ N 115-ФЗ от 07.08.2001 г. “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом,
и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Положения “О постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности, которых отсутствуют надзорные органы“, утвержденного Постановления Правительства РФ N 28 от 18.01.2003 г., организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

Как установлено материалами административного производства, в нарушение вышеприведенного нормативного правового регулирования, ООО “Лотереи Читы“ на учете в Управление Росфинмониторинга не стоит, специально назначенное должностное лицо ответственное за соблюдение правил правила внутреннего контроля в ООО “Лотереи Читы“ отсутствует, правила внутреннего контроля Обществом не разработаны, руководителем организации не утверждены и с Росфинмониторингом не согласованы.

Таким образом, ООО “Лотереи Читы“ не исполнило требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Следовательно, выводы административного органа о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения является правильным, в связи с чем, его
действия правомерно квалифицированы по ст. 15.27 КоАП РФ.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.

Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что заявитель не принял всех зависящих от него мер к исполнению требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Доказательств обратного, заявителем не представлено.

С учетом отсутствия нарушений административным органом норм процессуального права при привлечении Общества к ответственности и назначении минимального размера штрафных санкций предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ - 50000 руб., суд апелляционной инстанции, приходит к выводу о законности обжалуемого постановления Росфинмониторинга.

В апелляционной жалобе заявитель в подтверждение незаконности обжалуемого постановления ссылается на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2010 г. по делу N А43-7987/2010. Однако, из указанной практики напротив, следует, что лицо, привлеченное к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ, состоит на учете в Росфинмониторинге, как организация, на которую распространяется действие законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы административного органа, отмены решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 сентября 2010 года по делу N А78-5842/2010, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 сентября 2010 года по делу N А78-5842/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью “Лотереи Читы“ о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального Управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу N 04-02/10-218П от 06.07.2010 г. о привлечении к ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ - отказать.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

Д.Н.РЫЛОВ

Судьи

Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Г.Г.ЯЧМЕНЕВ