Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 по делу N А19-6211/2010 По делу о взыскании убытков в виде невозмещенной межтарифной разницы за поставленную тепловую энергию населению.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2010 г. по делу N А19-6211/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Клепиковой М.А., Куклина О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликовой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования “Киренское городское поселение“ в лице Администрации Киренского городского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2010 года по делу N А19-6211/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “ТЕРМИНАЛ“ к муниципальному образованию “Киренское городское поселение“ в лице Администрации Киренского
городского поселения и финансового управления Администрации Киренского городского поселения о взыскании 2 081 149, 69 руб.,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации муниципального образования “Киренский район“, Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области

(суд первой инстанции: Кулик Е.Н.)

в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “ТЕРМИНАЛ“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию “Киренский район“ в лице Администрации Киренского района о взыскании 2 081 149, 69 рублей убытков в виде невозмещенной межтарифной разницы за поставленную в период с 01 января 2009 года по 26 мая 2009 года тепловую энергию населению Киренского городского поселения.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 13 мая 2010 года на основании статей 47, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика с муниципального образования “Киренский район“ на муниципальное образование “Киренское городское поселение“, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования “Киренский район“, Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2010 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, муниципальное образование “Киренское городское поселение“ в лице Администрации Киренского городского поселения обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что Киренское городское муниципальное образование не принимало правовых актов в сфере регулирования тарифов на поставку тепловой энергии и не связано
правоотношениями, в том числе договорными и расходными обязательствами, с истцом. Истец руководствовался тарифом, установленным Постановлением Администрации Киренского муниципального района. Судом первой инстанции не дана оценка расчету компенсации выпадающих доходов по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек по услуге “теплоснабжение“ от котельных ООО “УК “ТЕРМИНАЛ“ населению Киренского муниципального образования на отопительные сезоны 2007 - 2008, 2008 - 2009. Истцом не доказан состав деликтного правонарушения в действиях Администрации Киренского городского поселения. ООО “УК “ТЕРМИНАЛ“ не обжаловало в Службу по тарифам Иркутской области Постановление мэра Киренского муниципального района от 21.11.2008 г. N 412.

В отзыве на апелляционную жалобу истец выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Муниципальным образованием “Киренское городское поселение“ в лице финансового управления Администрации Киренского городского поселения и третьими лицами письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ. ООО “УК “ТЕРМИНАЛ“ в отзыве на апелляционную жалобу заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия суда апелляционной инстанции, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО “УК “ТЕРМИНАЛ“ в период с 01 января 2009 года по
26 мая 2009 года населению Муниципального образования “Киренское городское поселение“ были оказаны услуги по отоплению в объеме 877,3 Гкал.

Факт оказание услуг в указанных объемах сторонами не оспаривается и подтверждается представленным в материалы дела расчетом компенсации выпадающих доходов, подписанным администрацией Киренского городского поселения и ООО “УК “ТЕРМИНАЛ“ без замечаний.

Администрацией Муниципального образования “Киренский район“ в рамках предоставленных ей полномочий Законом Иркутской области от 10 октября 2005 года N 62-оз “О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию“ принято постановление от 21.11.2008 N 412.

Постановлением администрации Муниципального образования “Киренский район“ от 21.11.2008 N 412 установлены тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую ООО “УК “ТЕРМИНАЛ“ различным группам потребителей, в том числе населению в размере 1 105,95 рублей за 1 Гкал. Пунктом 2 постановления определено считать экономически обоснованным тариф в размере 3 476,82 рубля за 1 Гкал.

Разница между экономически обоснованными затратами на оказание коммунальных услуг и стоимостью коммунальных услуг для населения составила 2 081 149,69 рублей, которая была возмещена путем передачи ООО “УК “ТЕРМИНАЛ“ 698 тонн угля на сумму 712 765,11 рублей, приобретенных за счет субвенций, предоставленных Иркутской областью.

Невозмещенные выпадающие доходы составили 1 368 384, 58 рублей, что подтверждается тем же расчетом компенсации выпадающих доходов и актами, подписанными Администрацией Киренского городского поселения и ООО “УК “ТЕРМИНАЛ“ без замечаний.

Суд первой инстанции, исходя из положений ст. 6, ст. 14, 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон N 131-ФЗ), ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ “О государственном
регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, подпунктов 1, 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, ч. 1 и 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ пришел к выводу о том, что при утверждении для населения льготного тарифа, орган муниципального образования обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии со ст. ст. 16, 17 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ определено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением (с последующими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения городского округа (в числе иных) относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают (в числе иных) полномочиями регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения).

Согласно ст. 18 этого же Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета,
федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Законом Иркутской области “О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию“ N 62-оз от 10.10.2005 (ст. 2) органы местного самоуправления были наделены полномочиями по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию.

Постановлением Администрации Муниципального образования “Киренский район“ от 21.11.2008 N 412 для населения были установлены льготные тарифы.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно бремя финансирования разницы между тарифами, отражающими реальные затраты исполнителя по оказанию потребителям услуг по подаче тепловой энергии, и тарифами, установленными для потребителей, возложено на муниципальное образование.

При этом доводы подателя жалобы о том, что между истцом и ответчиком отсутствуют договорные отношения, истцом не доказан состав деликтного правоотношения подлежат отклонению. Поскольку обязанность по возмещению неполученных обществом выпадающих доходов вытекает из Закона. Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги и производящими выплаты уполномоченными государственными органами не носят договорного характера и не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным правоотношениям.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в результате образовавшейся разницы между тарифами и бездействия органов Муниципального образования “Киренское городское поселение“, выразившегося в том, что в местном бюджете не были заложены соответствующие расходы, у ООО “УК “Терминал“ возникли убытки в виде неполученных доходов в размере 1 368 384, 58 рублей, которые на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с Муниципального образования “Киренское городское поселение“.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, выводы суда по настоящему делу обоснованны, основаны на представленных в материалы дела доказательствах.

Изложенное свидетельствует о том, что
суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, надлежаще их оценил.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта, не установлено.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2010 года по делу N А19-6211/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий

Л.В.ОШИРОВА

Судьи

М.А.КЛЕПИКОВА

О.А.КУКЛИН