Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 по делу N А10-2468/2010 По делу об отмене постановления о назначении административного наказания по статье 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2010 г. по делу N А10-2468/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2010 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Т.О. Лешуковой, при ведении протокола судебного заседания судьей Желтоуховым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия, на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 июля 2010 года по делу N А10-2468/2010, по заявлению Прибайкальской районной администрации Республики Бурятия к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике
Бурятия об отмене постановления о назначении административного наказания от 08.06.2010 N ЗВАТ-064, принятое судьей Устиновой Н.В.,

при участии:

от заявителя: не было;

от заинтересованного лица: Малаханова Т.Д., представителя по доверенности от 22.01.2010;

установил:

Заявитель, Прибайкальская районная администрация Республики Бурятия, обратился с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия об отмене постановления о назначении административного наказания от 08.06.2010 N ЗВАТ-064.

Решением суда первой инстанции от 20 июля 2010 года требования заявителя удовлетворены.

Суд первой инстанции признал постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия N ЗВАТ-064 от 08.06.2010 о привлечении Прибайкальской районной администрации к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 100 000 рублей незаконным и подлежащим отмене полностью.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

Как следует из материалов дела, в нарушение закона, административный орган о дате времени и месте составления протокола об административном правонарушении - 19.05.2010 г. заявителя письменно не извещал. Представитель ответчика в судебном заседание данный факт не опроверг.

Протокол об административном правонарушении от 19.05.2010 был подписан руководителем Прибайкальской районной администрации 24.05.2010, после получения уведомления административного органа об истребовании материалов проверки, а именно акта N ЗВАТ-064 от 19.05.2010, протокола N ЗВАТ-064 от 19.05.2010.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10
“О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

В рассматриваемом случае Прибайкальская районная администрация является органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами (их сбору и вывозу) на территории своего муниципального образования.

Деятельность по сбору, складированию, использованию, сжиганию, переработке, обезвреживанию, транспортировке, захоронению и иному обращению с отходами производства и потребления, которая в ряде случаев подлежит лицензированию (статья 9 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ и подпункт 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“) Прибайкальской районной администрацией не осуществляется. Следовательно, она не может быть признана субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Росприроднадзор, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.

Представитель Росприроднадзора в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив следующее.

Управление полагает, что суд, указывая на то, что Заявитель не может быть признан субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неправильно применил нормы материального права. Так в своем решении суд ссылается на нормы п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее N 131 - ФЗ). Данная норма статьи регулирует вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, которые относятся к полномочиям поселений.

По мнению Росприроднадзора заявитель по делу - “Прибайкальская районная
администрация“ в соответствии с пунктами 1.1 и 1.4 Положения “Прибайкальская районная администрация“ (далее Положение) является исполнительно-распорядительным органом самоуправления муниципального образования “Прибайкальский район“, осуществляющим деятельность, направленную на решение вопросов местного значения со статусом юридического лица и согласно пункта 2.2 Положения Заявитель, выполняя свои функции, занимается обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контролирует деятельность в области охраны окружающей среды.

При таких обстоятельствах, Управление считает, что в данном споре к Заявителю необходимо применить нормы пунктов 9 и 14 ч. 1 ст. 15 Закона N 131-ФЗ. Поскольку именно данные пункты, указывают на вопросы местного значения муниципального района, к которым относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Суд первой инстанции ошибочно указал на то, что Управление о дате, времени и месте составлении протокола об административном правонарушении Заявителя письменно не извещало.

С данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку Управление считает, что нарушения порядка привлечения к административной ответственности допущено не было.

Протокол N ЗВАТ-064 об административном правонарушении по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Заявителя - юридического лица Прибайкальской районной администрации составлялся немедленно после окончания проверки 19 мая 2010 г. в присутствии руководителя Прибайкальской районной администрации Галичкина Г.Ю., о чем имеются соответствующие записи в Акте N ЗВАТ-064 и в протоколе N ЗВАТ-064 от 19.05.2010 г., что соответствует требованиям ч. 1 ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данная норма статьи требует немедленного составления протокола об административном правонарушении после выявления совершенного административного правонарушения и из смысла статьи в таком случае не требуется, какого-либо извещения, если лицо присутствует при составлении
такого протокола. В данном случае руководитель Прибайкальской районной администрации Галичкин Г.Ю. присутствовал при начале составления протокола. Однако в ходе составления протокола без предупреждения и разрешения уехал с места составления. Все вышеуказанные доводы были также изложены в отзыве на заявление и подтверждены в ходе судебного заседания.

Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 29166991.

Представленным ходатайством, Администрация просила рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Оспариваемым постановлением о назначении наказания N ЗВАТ-064 от 08.06.2010 года администрации вменяется нарушение природоохранного законодательства, состоящем в следующем.

- объекты размещения отходов (участки расположенных мест
захоронения отходов (свалки)), расположенные на территории муниципального образования не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов, чем нарушена ст. 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ N 89-ФЗ, п. 1 ч. 6 ст. 6 закона Республики Бурятия от 09.03.2010 N 1254-IV “Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия“;

- участки расположения мест захоронения отходов (свалки) (объекты размещения отходов) на территории муниципального образования не имеют санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, чем нарушен п. 2.21 Санитарных правил СП2.1.7.1038-01 “Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов“;

- не организовано совместно с сельским поселением “Турунтаевское“ уборка территории, находящийся в непосредственной близости от несанкционированной свалки в с. Турунтаево Прибайкальского района от отходов производства и потребления, чем нарушена ст. 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ N 89-ФЗ, п. 1 ч. 6 ст. 6 закона Республики Бурятия от 09.03.2010 N 1254-IV “Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия“;

- отсутствуют мероприятия по недопущению очагов возгорания отходов в местах размещения отходов (участков расположения мест захоронения отходов (свалки)) на территории муниципального образования в нарушение ч. 4 ст. 6 закона Республики Бурятия от 09.03.2010 N 1254-IV “Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия“.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) “Об отходах производства и потребления“ Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч. 1).

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации (ч. 2).

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч. 3).

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 4).

Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ (ч. 5).

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 6).

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ч. 7).

Согласно ст. 6 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 N 1254-IV “Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия“ в соответствии с федеральным законодательством запрещается производить несанкционированное сжигание отходов открытым способом, осуществлять сброс отходов в водоемы всех видов пользования, на берега, лед этих водоемов, в недра
и на почву (ч. 4).

Запрещается: 1) выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках; 2) захламление земель (ч. 6).

Диспозиция ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно Положению о Прибайкальской районной администрации, она является распорядительным органом самоуправления муниципального образования “Прибайкальский район“, осуществляющий деятельность, направленную на решение вопросов местного значения.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) “Об отходах производства и потребления“ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ч. 1).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (ч. 2).

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (ч. 3).

Таким образом, к полномочиям Администрации муниципального образования “Прибайкальский район“ в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Как следует из материалов дела и установлено Росприроднадзором Администрация во исполнение указанной нормы закона и в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ заключила договор Аренды земельного участка от 29.2010 года N 62/2010 для организации свалки бытовых отходов, договор от 11.01.2010 N 11 на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора с ОАО “Улан-Удэнский авиационный завод“; договор
от 01.01.2010 N 12 на оказание услуг по утилизации отходов и мусора с индивидуальным предпринимателем Байрамовым В.С., договор от 28.04.2010 N 13 на оказание услуг по утилизации отходов и мусора с ООО “Леском“, договор от 06.05.2010 N 15/2010 на оказание услуг по утилизации отходов и мусора с индивидуальным предпринимателем Патрушевым А.П.; договор от 07.05.2010 б/н на оказание услуг по утилизации отходов и мусора со Штыревой И.Э., договор от 14.04.2010 б/н возмездного оказания услуг с МУП “Турунтаево“.

Доказательств, что Администрация муниципального образования “Прибайкальский район“ является организацией непосредственно занимающаяся деятельностью связанной с утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов, Росприроднадзором в суд не представлено.

Как правильно указал суд первой инстанции, Администрация муниципального образования “Прибайкальский район“ как распорядительный орган самоуправления муниципального образования “Прибайкальский район“ не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В связи с указанным, Администрация муниципального образования “Прибайкальский район“, как орган управления муниципального образования не является субъектом ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По мнению суда апелляционной инстанции, неисполнение или ненадлежащее исполнение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов не охватывается диспозицией ст. 8.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с чем в данной части выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными.

Проверив довод апелляционной жалобы о соблюдении Росприроднадзором ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд апелляционной инстанции находит, что материалами дела не
подтверждается довод Росприроднадзора о надлежащем извещении законного представителя Администрации о месте и времени составления протокола.

Как следует из пояснений и апелляционной жалобы Росприроднадзора, законный представитель администрации присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, но затем покинул данную процедуру без разрешения административного органа.

Вместе с тем указанное не следует из самого протокола об административном правонарушении.

Согласно ч. 5 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Из материалов дела прямо следует, что акт от 19 мая 2010 года и протокол об административном правонарушении от 29 мая 2010 года подписаны законным представителем Администрации 24 мая 2010 года.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о существенном нарушении Росприроднадзором порядка привлечения Администрации к административной ответственности.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 и ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.

На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Росприроднадзора.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от “20“ июля 2010 года по делу N А10-2468/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья

Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Судьи

Д.Н.РЫЛОВ

Т.О.ЛЕШУКОВА