Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 по делу N А19-13099/2009 По делу о признании недействительным решения органа власти об осуществлении кадастрового учета земельного участка и обязании исключить из Государственного кадастрового учета запись о земельном участке.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2010 г. по делу N А19-13099/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паньковой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Иркутской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2010 года по делу N А19-13099/2009, по заявлению открытого акционерного общества “Ангарская нефтехимическая компания“ к
Федеральному государственному учреждению “Земельная кадастровая палата“ по Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании недействительным решения и обязании исключить из Государственного кадастрового учета запись о земельном участке, (суд первой инстанции Титов В.М.),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчиков: не явились, извещены;

от третьих лиц: не явились извещены;

установил:

Открытое акционерное общество “Ангарская нефтехимическая компания“ (ОАО “АНХК“, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному учреждению “Земельная кадастровая палата“ по Иркутской области (ФГУ “ЗКП“ по Иркутской области), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (Управление Росреестра по Иркутской области) о признании недействительным решения N 92/08-211 от 01.08.2008 Усольского межрайонного территориального отдела Управления Роснедвижимости по Иркутской области об осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629 и обязании ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Иркутской области исключить из Государственного кадастрового учета запись о земельном участке с кадастровым номером 38:16:000088:629.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество “Ангарскцемент“ (ОАО “Ангарскцемент“), Усольское районное муниципальное образование, общество с ограниченной ответственностью “ГеоИзыскания“ (ООО “ГеоИзыскания“), гражданка Ф.И.О. (Кожичева Г.Г.).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 сентября 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2010 года решение суда первой инстанции от 30 сентября 2009 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Иркутской
области от 20 мая 2010 года признано недействительным решение N 92/08-211 от 01.08.2008 Усольского межрайонного территориального отдела Управления Роснедвижимости по Иркутской области об осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629 как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“. В обоснование суд первой инстанции указал, что принадлежащий на праве аренды заявителю земельный участок в силу пункта 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ является ранее учтенным объектом недвижимости в связи с чем, при проверке представленных документов для постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629 учреждение должно было проверить сведения о местоположении объекта землеустройства относительно земельных участков, ранее учтенных в государственном земельном кадастре для исключения последующего государственного кадастрового учета земельного участка, имеющего одинаковое местоположение с другими земельными участками. Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629 в 2008 году, т.е. уже при наличии земельного участка ОАО “АНХК“, осуществлена с нарушением действующего законодательства и без учета прав ОАО “АНХК“. При формировании земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629, при отсутствии согласования со смежным землепользователем, ответчик не вправе был ставить спорный участок на кадастровый учет, в связи с чем процедура межевания спорного земельного участка и постановка его на кадастровый учет осуществлена с нарушением требований действующего законодательства. Согласно свидетельству о регистрации права земельный участок, принадлежащий Кожичевой Г.Г., относится к землям населенных пунктов, в кадастровой выписке о данном земельном участке также указана категория земель - земли населенных пунктов. Этот земельный участок наложился на земельный участок общества. Вместе с тем, постановлением мэра Усольского
района N 134 от 24.02.2004 года “Об утверждении перечня особо охраняемых территорий и объектов местного значения“, выделенный ОАО “АНХК“ земельный участок “Детский лагерь и турбаза (район д. Старая Ясачная) в кадастровой зоне 38:16:00049 площадью 9,78 га“, отнесен к землям рекреационного назначения. Доказательства, подтверждающие перевод земель особо охраняемых территорий в земли населенного пункта, в материалах дела отсутствуют. Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 38:16:000088:629 на момент обращения Кожичевой Г.Г. с заявлением о постановке его на кадастровый учет находился в пределах указанной особо охраняемой территории. Таким образом, ответчиком не соблюдены требования Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629, что привело к нарушению прав и охраняемых законом интересов ОАО “АНХК“.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГУ “ЗКП“ по Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявителю в удовлетворении заявленных требований отказать. Указано, что статьи 26, 27 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ от 24.07.2007 N 221-ФЗ содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в приостановления осуществления государственного учета объектов недвижимости. Оснований для приостановления либо отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка N 38:16:000088:629 не было. Судом не полно выяснены обстоятельства в части отсутствия сведений в государственном кадастре о координатах характерных точек границ земельного участка N 38:16:000049:0159. Акт согласования местоположения границ земельного участка от 07.04.2008 содержит подпись собственника земельного участка - представителя Администрации Усольского муниципального образования. В функции ФГУ “ЗКП“ по Иркутской области не входит проверка
полномочий представителей на согласование местоположения границ земельного участка. Постановлением мэра Усольского района N 134 от 24.02.2004 “Об утверждении перечня особо охраняемых территорий и объектов местного значения“ к землям рекреационного назначения относится земельный участок в кадастровой зоне 38:16:000049, а спорный земельный участок расположен в кадастровом квартале 38:16:000088. ФГУ “ЗКП“ по Иркутской области не нарушало прав и законных интересов заявителя в связи с чем, взыскание расходов по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей не обоснованно.

Управление Росреестра по Иркутской области также, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указано, что при вынесении оспариваемого решения судом нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, решение вынесено о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а также не выполнены указания суда кассационной инстанции. Заявителем не был избран надлежащий способ защиты своих прав, однако судом данное обстоятельство учтено не было. Поскольку описание земельного участка от 30.05.2008, как основание для кадастрового учета не было опорочено, не имеется и оснований для признания незаконными действий органа кадастрового учета, осуществленных на основании данного документа. Доказательства, подтверждающие перевод земель особо охраняемых территорий в земли населенного пункта, в материалах дела отсутствуют. Обязав ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Иркутской области исключить из ГКН запись о земельном участке с кадастровым номером 38:16:000088:629, по сути принял решение о его юридической ликвидации, при этом не установив актуальные сведения о правообладателях данного земельного участка.

Представитель ОАО “Ангарская нефтехимическая
компания“ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 67000 29 17854 3 от 30.08.2010. Представитель ФГУ “ЗКП“ по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 67000 29 17853 6 от 30.08.2010. Представитель Управление Росреестра по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 67000 29 17852 9 от 31.08.2010. Представитель ОАО “Ангарскцемент“ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 67000 29 17857 4 от 31.08.2010. Представитель Усольское районное муниципальное образование в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 67000 29 17858 1 от 31.08.2010. Представитель ООО “ГеоИзыскания“, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 67000 29 17856 7 от 03.09.2010. Представитель Кожичевой Г.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается информацией сайта Почта России о вручении. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального
права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

28 февраля 1997 года Усольской районной администрацией принято постановление N 103 об изъятии земельного участка общей площадью 9,78 га под строениями и сооружениями пионерского лагеря “Рассвет“ и базы отдыха “Сосновый бор“ из земель Ангарского цементно-горного комбината и предоставлении ОАО “АНХК“ в долгосрочную аренду сроком на 25 лет.

На основании указанного постановления между Усольской районной администрацией и ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“ заключен договор аренды земельного участка N 1129-97 на земельный участок общей площадью 9,78 га для эксплуатации пионерского лагеря “Рассвет“ и базы отдыха “Сосновый бор“ сроком на 25 лет (зарегистрирован в Комземресурсах Усольского района за N Д-65 12 марта 1997 года).

После изготовления землеустроительного дела N 16-2429 от 17.10.2008 ОАО “АНХК“ обратилось 26.02.2009 в регистрирующий орган с заявлением N 3816/III/09-247 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и необходимыми документами для проведения государственного кадастрового учета земельного участка с местоположением: Усольский район, д. Старая Ясачная, детский лагерь “Рассвет“ и база отдыха “Сосновый бор“.

20.03.2009 Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в лице Усольского филиала - отдела обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости вынесено решение N 38/143/09-934 о приостановлении осуществления кадастрового учета.

В обоснование принятого решения регистрирующий орган указал, что одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровым сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка, а именно земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629.

На основании кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 38:16:000088:629 и землеустроительного дела N 16-2036 от 15.05.2008 по межеванию границ земельного участка и его частей, выполненного ООО “ГеоИзыскания“, земельный участок
с кадастровым номером 38:16:000088:629 расположен по адресу: Усольский район, д. Старая Ясачная, ул. Сосновая 1-а, имеет площадь 3000 кв. м, закреплен за Кожичевой Галиной Григорьевной, имеет разрешенное использование: для индивидуального строительства и относится к категории земель - земли населенных пунктов.

При нанесении на топографический план в масштабе 1:1000 границ земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629 по координатам, взятым из землеустроительного дела N 16-2036 от 15.05.2008 установлено, что данный земельный участок с кадастровым номером 38:16:000088:629 разместился внутри огражденной территории земельного участка, предоставленного для эксплуатации объектов недвижимости детского лагеря “Рассвет“ и базы отдыха “Сосновый бор“ общей площадью 9,78 га и арендуемой ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“ в соответствии с договором земельного участка N 65/1129-97 от 28.02.1997, заключенным на срок 25 лет.

Заявитель, полагая, что при постановке земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629 на кадастровый учет регистрирующим органом были нарушены требования действующего законодательства об установлении и согласовании границ этого земельного участка, в результате чего нарушаются права и законные интересы ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“ как собственника недвижимого имущества в виде препятствия в реализации права по постановке земельного участка общей площадью 9,78 га для эксплуатации пионерского лагеря “Рассвет“ и базы отдыха “Сосновый бор“, расположенного по адресу: Усольский район, д. Старая Ясачная на кадастровый учет, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, направляя дело на новое рассмотрение, указал, что при новом рассмотрении дела суду необходимо установить, является ли земельный участок, предоставленный ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“ в аренду, ранее учтенным, имелись ли у Учреждения в связи с этим основания выявить наличие смежных земельных участков,
проверить, были ли внесены в кадастр сведения о зонах с особыми условиями использования (рекреационные земли) и, как следствие, имелась ли у кадастровой палаты возможность выявить противоречия в представленных гражданкой Кожичевой Г.Г. документах о постановке на кадастровый учет земельного участка, значащегося выделенным из земель населенного пункта.

В силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления судов первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

Исходя из положений ч. 1 ст. 198, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие одновременно двух условий: не соответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилам статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

Согласно п. 2 ст. 1, ст. 13 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений о недвижимом имуществе, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о геодезической и картографической основе ГКН и кадастровом делении территории Российской Федерации (далее - кадастровые сведения) и состоит из содержащих такие сведения
разделов: реестра объектов недвижимости; кадастровых дел; кадастровых карт.

Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости, закрепленных в пункте 1 статьи 4 названного закона, является сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

В силу пунктов 1, 3 статьи 45 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“ государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, объекты недвижимости базы отдыха “Сосновый бор“ и пионерского лагеря “Рассвет“, расположенные по адресу: Иркутская область, Усольский район, деревня Старая Ясачная, ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“ приобрело у ОАО “Ангарскцемент“ (ранее Ангарский цементно-горный комбинат) в собственность по договору купли-продажи N 1036/95 объектов недвижимости от 15.06.1995, на основании которого Бюро технической инвентаризации Усольского района выдано регистрационное удостоверение N 8/1-3 (инвентарное дело N 8/2-2) в том, что объекты недвижимости базы отдыха “Сосновый бор“ и пионерского лагеря “Рассвет“ в деревне Старая Ясачная Усольского района зарегистрированы на праве собственности за ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“.

Из дополнения к перечню ранее учтенных участков в кадастровом квартале 38:16:000049, утвержденного руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району В.С.Головачевым, земельный участок общей площадью 9,78 га под строениями и сооружениями базы отдыха “Сосновый бор“ и пионерского лагеря “Рассвет“, расположенный по адресу: Иркутская область, Усольский район, деревня Старая Ясачная, на момент продажи недвижимого имущества принадлежал Цементно-горному комбинату в соответствии с государственным Актом на право бессрочного пользования N 121 серия N 7516-00037.

28.02.1997 постановлением Усольской районной администрацией N 103 в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, договора купли-продажи N 1036/95 (регистрации БТИ Усольского района) изъят земельный участок общей площадью 9,78 га под строениями и сооружениями пионерского лагеря “Рассвет“ и базы отдыха “Сосновый бор“ из земель Ангарского цементно-горного комбината и предоставлен в долгосрочную аренду сроком на 25 лет АО “Ангарская нефтехимическая компания“.

На основании постановления N 103 от 28.02.1997 между Усольской районной администрацией и ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“ заключен договор аренды земельного участка N 1129-97 на земельный участок общей площадью 9,78 га расположенный по адресу с. Старая Ясачная для эксплуатации базы отдыха и пионерского лагеря сроком на 25 лет, зарегистрированный 12.03.1997 в Комземресурсах Усольского района за N Д-65.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что принадлежащий на праве аренды ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“ земельный участок в силу пункта 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ является ранее учтенным объектом недвижимости, что подтверждается дополнением к перечню ранее учтенных земельных участков в кадастровом квартале 38:16:000049, утвержденного руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району В.С.Головачевым.

Основанием для обращения в арбитражный суд ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“ послужило решение Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в лице Усольского филиала - отдела обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости от 20.03.2009 N 38/143/09-934 о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка на основании пункта 2 части 2 статьи 26 Закона N 221, поскольку одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629.

В отношении земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629 судом установлено, что он был предоставлен гражданке Кожичевой Г.Г. в частную собственность постановлением Главы сельской администрации (Усольский район, село Билитуй) от 10.06.1996. На основании решения Усольского межрайонного территориального отдела Управления Роснедвижимости по Иркутской области об осуществлении кадастрового учета N 92/08-221 от 01.08.2008 земельный участок с кадастровым номером 38:16:000088:629 поставлен на государственный кадастровый учет. Постановлением главы Администрации сельского поселения Железнодорожного муниципального образования N 59 от 01.04.2008 земельному участку, расположенному по адресу: Иркутская область, Усольский район, с. Старая Ясачная и принадлежащему Кожичевой Г.Г. присвоен почтовый адрес: Иркутская область, Усольский район, д. Старая Ясачная, ул. Сосновая 1-а.

В силу пункта 1 статьи 68 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве“ землеустройство включает в себя, в том числе мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, включая межевание объектов землеустройства.

Постановка земельного участка на государственный кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган государственного кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом “О государственном кадастре недвижимости“ для осуществления такого учета документов (п. 2 ст. 16 Закона “О государственном кадастре недвижимости“).

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее, чем за семь дней до начала работ.

Определение на местности границ объекта землеустройства и их согласование проводится в присутствии всех собственников недвижимости, чьи права могут быть затронуты при проведении землеустроительных работ (подпункт 14.1 пункта 14 Методических рекомендаций по проведению землеустройства от 17.02.2003 при образовании новых и упорядочении существующих объектов кадастра России). Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.

Пунктами 8.1 и 8.2 Инструкции по межеванию земель (Инструкция), утвержденной 08.04.1996 Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству предусмотрено, что собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, но не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ. Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.

Согласно пункту 9.2 Инструкции только после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

В силу пунктов 12 и 13 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, извещение передается заинтересованным лицам под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Извещения и расписки составляют в двух экземплярах, один из которых приобщают к землеустроительному делу. Извещения, адресованные юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, вручаются полномочным должностным лицам.

Из материалов кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629 следует, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629 заявитель о проведении землеустройства не извещался, границы участка с ним не согласовывались, представленный в материалы землеустроительного дела акт согласования границ земельного участка не содержит подпись представителя ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“ как смежного землепользователя. Отсутствуют в землеустроительном деле также сведения об извещении заявителя о проведении землеустроительных работ, что свидетельствует о нарушении при межевании границ участка прав общества, как собственника объектов недвижимости, в пользовании земельными участками, расположенными под ними.

Управление Роснедвижимости по Иркутской области (Усольский территориальный отдел) по итогам проверки также пришло к выводам, что землеустроительные дела N 16-2036 от 15.05.2008 (Иркутская область, Усольский район, д. Старая Ясачная, ул. Сосновая, 1-а правообладатель Кожичева Г.Г.) исполнитель ООО “ГеоИзыскания“ и N 16-2429 от 17.10.2008 (Иркутская область, Усольский район, д. Старая Ясачная, детский лагерь “Рассвет“ и база отдыха “Сосновый бор“), землепользователь: ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“, исполнитель ООО “Кадастрсъемка“) выполнены с нарушением Федерального закона 221-ФЗ от 24.072007 “О государственном кадастре недвижимости“: так как не заявлены сведения о ранее учтенном земельном участке для внесения в кадастр недвижимости; в актах согласования границ земельных участков отсутствуют согласования заинтересованных лиц, отсутствуют сведения о полномочиях заинтересованных лиц (заключении от 23.03.2009 N 110).

Учитывая, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629 ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Иркутской области не проверило сведения о местоположении объекта землеустройства относительно земельных участков, ранее учтенных в государственном земельном кадастре, для исключения последующего государственного кадастрового учета земельного участка, имеющего одинаковое местоположение с другими земельными участками, суд первой инстанции обоснованно указал, что процедура межевания спорного земельного участка и постановка его на кадастровый учет осуществлены с нарушением требований действующего законодательства, чем нарушаются права и законные интересы заявителя, поскольку не были учтены его права при определении границ в ходе землеустроительных работ.

Доводы апелляционной жалобы ФГУ “ЗКП“ по Иркутской области о не полном выяснении судом обстоятельств, имеющих значения для дела, в части отсутствия сведений в государственном кадастре недвижимости о координатах характерных точек границ земельного участка, принадлежащего на праве аренды ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“, а также довод Управления Росреестра по Иркутской области, о том, что судом не учтена невозможность выявления на момент проведения кадастрового учета наложение земельного участка кадастровый N 38:16:000088:629 на земельный участок ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“ в связи с отсутствием сведений о границах Усольского муниципального образования и отсутствием возможности определения местоположения земельного участка ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“, так как координаты не привязаны к государственной геодезической сети, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции по вышеуказанным мотивам.

Согласно статье 10 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, органами местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

В соответствии с пунктом 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Постановлением мэра Усольского района N 134 от 24.02.2004 года “Об утверждении перечня особо охраняемых территорий и объектов местного знач“ния“ к землям рекреационного назначения отнесен земельный участок Детский лагерь и турбаза (район д. Старая Ясачная), расположенный в кадастровой зоне 38:16:00049 площадью 9,78 га.

Из письменного ответа администрации Усольского районного муниципального образования N 43/885 от 30.04.2010 следует, что информацией о переводе земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629, принадлежащем Кожичевой Г.Г., из категории земли особо охраняемых территорий и объектов в категорию земли населенных пунктов не располагает.

Доказательства, подтверждающие перевод земель особо охраняемых территорий в земли населенного пункта, в состав которых входит участок с кадастровым номером 38:16:000088:629, лицами, участвующими в деле, не представлены.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 38:16:000088:629 на момент обращения Кожичевой Г.Г. с заявлением о постановке его на кадастровый учет находился в пределах указанной особо охраняемой территории. Вместе с тем, в свидетельстве о регистрации права, в кадастровой выписке указано, что земельный участок, принадлежащий Кожичевой Г.Г., отнесен к категории земель - земли населенных пунктов. Следовательно, при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629 не были приняты во внимание положения статьи 10 Федерального закона N 221-ФЗ, ст. ст. 8, 94, 98 Земельного кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоблюдении ответчиками требований Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 38:16:000088:629 и нарушении прав и охраняемых законом интересов ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“ по постановке земельного участка общей площадью 9,78 га под строениями и сооружениями базы отдыха “Сосновый бор“ и пионерского лагеря “Рассвет“, расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский район, деревня Старая Ясачная, на кадастровый учет, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы ФГУ “ЗКП“ по Иркутской области о том, что судом не указана конкретная норма действующего законодательства, которая была нарушена при осуществлении государственного кадастрового учета спорного земельного участка (38:16:000088:629), а также довод Управления Росреестра по Иркутской области, о том, что в решении суда не содержится ссылок на нормы законодательства которые были нарушены органами кадастрового учета при приеме пакета документов, необходимых для кадастрового учета земельного участка с кадастровым N 38:16:000088:629 подлежат отклонению, так как в оспариваемом решении суда первой инстанции подробно указаны нормы законов, которые были нарушены при осуществлении государственного кадастрового учета спорного земельного участка (38:16:000088:629).

В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Основанием для вступления в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновение права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом.

Управление Росреестра по Иркутской области в апелляционной жалобе ссылается на то, что решение об исключении записи о спорном земельном участке из ГКН непосредственно затрагивает права и интересы не привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц Кизей О.В и Ждановой А.Г., в отношении к которых в ЕГРП были зарегистрированы переходы права собственности на земельный участок с кадастровым N 38:16:000088:629.

Вместе с тем, в обоснование данного довода никаких доказательств не представлено. В отсутствие соответствующих документов у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для разрешения вопроса о привлечении названных лиц к участию в деле.

Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку судом первой инстанции заявленное ОАО “Ангарская нефтехимическая компания“ требование удовлетворено в полном объеме, суд правомерно распределил судебные расходы (платежное поручение N 456 от 19.06.2009 на сумму 2000 руб. и платежное поручение N 549 от 25.12.2009 на сумму 1 000 руб.), понесенные заявителем при рассмотрении настоящего дела, между ответчиками взыскав с каждого из них по 1500 рублей.

Иные доводы апелляционных жалоб также подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20.05.2010 г., принятое по делу N А19-13099/2009, оставить без изменения, апелляционные жалобы ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Иркутской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области без удовлетворения.

2. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

3. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий

Э.П.ДОРЖИЕВ

Судьи

Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Е.О.НИКИФОРЮК