Решения и постановления судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2010 по делу N А19-20372/09 По делу о взыскании неосновательного обогащения, полученного вследствие излишней уплаты истцом на основании договора арендных платежей.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2010 г. по делу N А19-20372/09

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Даровских К.Н.,

судей Куклина О.А., Ошировой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 мая 2010 года по делу N А19-20372/09 по иску общества с ограниченной ответственностью “Иркутск Лес Пром“ к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области, третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Иркутской области, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Бирюсинскому лесничеству, Агентство лесного хозяйства Иркутской области, Министерство лесного комплекса Иркутской области о взыскании 907 910 руб. (суд первой инстанции: судья Капустенская Е.Ф.)

при участии в судебном заседании:

от истца: отсутствует, уведомлен

от ответчика: отсутствует, уведомлен

от третьих лиц: отсутствуют, уведомлены

установил:

ООО “Иркутск Лес Пром“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области суммы 907 910 руб., составляющей неосновательное обогащение, вследствие излишней уплаты истцом на основании договора от 29.08.2006 арендных платежей за период 01.01.2007 по 31.12.2007.

Решением от 18.05.2010 исковые требования удовлетворены.

Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит отменить решение. В обоснование доводов по жалобе заявитель указывает, что, учитывая заявленный истцом период взыскания, к спорным правоотношениям подлежали применению нормы Приказа Федерального Агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РФ от 14.09.2005 N 255 и Постановление Правительства РФ от 19.02.2001 N 127. Кроме того, заявитель указывает, что арендная плата подлежит перерасчету только при приведении ранее заключенных договоров в соответствие с вновь принятым Лесным кодексом РФ. Следовательно, положения ст. 73 ЛК РФ и Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 неприменимы к правоотношениям сторон, возникшим из договора аренды от 29.08.2006, условия которого не были изменены до 05.12.2008.

В судебное заседание стороны, третьи лица не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном порядке.

Ответчиком заявлено о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с протоколом результатов лесного конкурса N 3 от 21.08.2006 между ООО “Иркутск Лес Пром“ и ФГУ “Бирюсинский лесхоз“ заключен договор аренды участка лесного фонда от 29.08.2006, в соответствии с условиями которого, ФГУ “Бирюсинский лесхоз“ (арендодатель) предоставило ООО “Иркутск Лес Пром“ (арендатору) в возмездное долгосрочное пользование сроком на 25 лет с 29.08.2006 по 29.08.2031 участок лесного фонда расположенный на территории ФГУ “Бирюсинский лесхоз“ Тайшетского района Иркутской области в лесах третьей группы Полинчетского лесничества в составе кварталов N 42 - 46, 61, 62, 64, 65, 80 - 84, 101 - 103, 118 - 120, общей площадью 15577 га в целях заготовки древесины.

В соответствии с п. 2.1 протокола результатов лесного конкурса N 3 от 21.08.2006 ООО “Иркутск Лес Пром“ обязалось вносить арендную плату по вышеуказанному договору от 29.08.2006 на 50% выше установленного ежегодного размера.

В соответствии с пунктом 6.1 договора аренды участка лесного фонда от 29.08.2006 арендная плата составляла 2 697 руб. 60 коп. в год (на весь расчетный ежегодный объем заготовки древесины - 58 тыс. куб. м) или 46, 5 за 1 куб. м, которая вносится ежеквартально, равными частями в размере 1/4 части годового размера арендной платы до 15 числа первого месяца текущего квартала.

В соответствии с условиями договора аренды участка лесного фонда от 29.08.2006 размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения основания или (и) порядка расчета арендной платы, без акцепта арендатора и заключения дополнительного соглашения.

С учетом ст. 4 Федерального закона “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ от 04.12.06 N 201-ФЗ договор от 29.08.2006 приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем его перезаключения между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Бирюсинскому лесничеству и ООО “Иркутск Лес Пром“ за N 9/11 от 05.12.2008, договор заключен на срок с 29.08.2006 по 29.08.2031 и зарегистрирован в установленном законом порядке за N 38-38-10/013/2008-327.

Согласно пункту 5 договора N 9/11 от 05.12.2008 арендная плата составляет 2 697 600 руб. в год, которая вносится ежеквартально равными частями в размере 1/4 части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала, согласно приложению N 6 к настоящему договору, по реквизитам, указанным арендодателем. Арендатор представляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную уплату.

Согласно пункту 7 договора N 9/11 от 05.12.2008 размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

Истец, полагая, что он излишне уплатил арендные платежи, рассчитанные на основании не подлежащего применению Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 “О ставках лесных податей за древесину, отпускаемому на корню“ обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил со ссылкой на положения статей 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 1, 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“, Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“.

При этом суд сослался на неправомерное применение арендодателем при расчете арендной платы коэффициента 2,0, установленного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 “О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню“, в связи с чем коэффициент 2,0 при расчете платы за аренду переданного истцу по договору от 29.08.2006 лесного участка за 2007 год применению не подлежит.

Четвертый арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными исходя из следующего.

В силу статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.

На основании части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, в данном случае цены по договору аренды устанавливаются уполномоченными органами (являются регулируемыми).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных Постановлением Правительства от 19.02.2001 N 127 “О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню“; коэффициент, устанавливаемый Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год; коэффициент по соответствующим территориям согласно приложению к названному приказу (Иркутская область - 2,0).

В 2006 году принят новый Лесной кодекс Российской Федерации, введен в действие с 1 января 2007 года.

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - IV и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Новый Лесной кодекс Российской Федерации предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 73).

Ни новым Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не было предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному указанным выше Приказом от 14.09.2005 N 255. Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы отменены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 413 “О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений“. Ставки арендной платы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“; Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.

В связи с тем, что Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не содержит понятия “лесные подати“, в состав которых входил спорный коэффициент, с учетом определения данным Кодексом иного федерального государственного органа, к компетенции которого относится установление ставок за пользование участками лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для применения при расчете арендной платы коэффициента, предусмотренного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и удовлетворил требования истца о взыскании 907 910 руб. составляющих неосновательное обогащение, приобретенное ответчиком, вследствие излишней уплаты истцом арендных платежей на основании договора от 29.08.2006 за 2007 год.

Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что неосновательное обогащение истец требует за весь 2007 год, тогда как Постановление Правительства РФ от 19.02.2001 N 127 “О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню“ было признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 (вступившее в законную силу 11.06.2007) не может быть принято во внимание, так как новый Лесной кодекс РФ вступил в действие с 01.01.2007, соответственно перерасчет платы подлежал за весь 2007 год, а не с момента отмены постановления.

Также не может быть принят во внимание довод жалобы, что договор аренды был переоформлен 05.12.2008, следовательно, правоотношения сторон регулировались до его переоформления ранее действующим договором.

Лесной кодекс РФ, как указывалось выше, вступил в действие с 01.01.2007, и содержал указание на приведение договоров аренды в соответствие с положениями Лесного кодекса РФ. Следовательно, с 01.01.2007 подлежали применению положения Лесного кодекса РФ, вне зависимости от даты переоформления договора, так как в силу ст. 422 ГК РФ в ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса РФ“ содержалось указание, что договоры аренды должны быть приведены в соответствие с положениями Лесного кодекса РФ. Таким образом, с 01.01.2007 стороны договора должны были руководствоваться положениями договора аренды только в той части, которые не противоречили Лесному кодексу РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 мая 2010 года по делу N А19-20372/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.

Председательствующий

К.Н.ДАРОВСКИХ

Судьи

О.А.КУКЛИН

Л.В.ОШИРОВА