Решения и постановления судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 по делу N А58-1043/2010 По делу о признании недействительным решения органа власти и в порядке устранения нарушения прав обязании органа власти обратиться в суд с исковым заявлением о признании размещенного заказа на поставку сухих молочных смесей для питания детей для нужд муниципального учреждения недействительным.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2010 г. по делу N А58-1043/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д.Н. Рылова,

судей Г.Г. Ячменева, Т.О. Лешуковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Ульзутуевой,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью “ВАРУС“ на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2010 года по делу N А58-1043/2010 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “ВАРУС“ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным решения,

третьи лица: Единая комиссия муниципального учреждения “Олекминская центральная районная больница“, Муниципальное учреждение “Олекминская центральная районная больница“, Общество с ограниченной ответственностью “Регион Плюс“,



(суд первой инстанции: судья Бадлуева Е.Б.),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился,

от заинтересованного лица: не явился,

от третьих лиц: не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “ВАРУС“ (далее заявитель, ООО “ВАРУС“), обратилось в суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее УФАС по Республике Саха (Якутия), заинтересованное лицо) о признании недействительным решения Комиссии Управления ФАС по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд от 24.12.2009 по делу N 06-570/09т и в порядке устранения нарушения прав обязать Управление ФАС по Республике Саха (Якутия) обратиться в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением о признании размещенного заказа, проведенного Единой комиссией муниципального учреждения “Олекминская центральная районная больница“ на поставку сухих молочных смесей для питания детей до 3 лет для нужд муниципального учреждения “Олекминская центральная районная больница“ недействительным.

Определениями Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) привлечены в качестве третьих лиц Единая комиссия муниципального учреждения “Олекминская центральная районная больница“, Муниципальное учреждение “Олекминская центральная районная больница“, Общество с ограниченной ответственностью “Регион Плюс“.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2010 года в удовлетворении требований заявителю отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый заявителем акт вынесен в соответствии с законодательством России и не нарушает права и законные интересы последнего.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело к неверным выводам, изложенным в решении суда. Полагает, что судом сделан неверный вывод об отсутствии нарушений прав общества, поскольку нормативными актами Российской Федерации не предусмотрены требования о транспортировке сухих детских молочных смесей в расфасованных герметичных железных банках, тогда как отказом в допуске явилось несоответствие технической спецификации.



Общество считает, что судом неверно оценен довод заявителя о нарушении прав последнего в связи с наличием в техническом задании на поставку товаров требований, которые не предусмотрены нормативными актами, СанПиНами, в связи с чем это повлекло ограничение количества участников размещения заказа.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили. Заявитель и заинтересованное лицо заявили ходатайства о рассмотрении данного дела в отсутствие их представителей. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Из представленных в материалы дела документов следует, что 17 ноября 2009 года на официальном сайте http://www.goszakazyakutia.ru/public. размещено извещение о проведении открытого аукциона на поставку сухих молочных смесей для питания детей до 3 лет для нужд Муниципального учреждения “Олекминская центральная районная больница“ и аукционная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 1615 000 руб.

Аукционная документация содержит часть II “Техническая часть“, раздел II.1 “Спецификация на поставку товара“.

Согласно разделу 3 “Количество, функциональные и технические требования к нему“ раздела II.1 все смеси по лоту должны быть расфасованы в герметичные железные банки (400 гр.); вся поставляемая продукция должна соответствовать СанПиН 2.3.2.1078-01 “Гигиенические требования к качеству и безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов; подразделе “Технические и качественные характеристики“ раздела 3 конкретизированы: сухая адаптированная молочная смесь для детей от рождения до 6 месяцев - железная банка масса нетто 400 гр., сухая адаптированная молочная смесь для детей от 6 до 12 месяцев - металлическая банка масса нетто 400 гр., сухая антирефлюксная молочная смесь для детей со срыгиванием, коликами, запорами с рождения - железная банка масса нетто 400 гр., сухая безлактозная молочная смесь для детей с непереносимостью лактозы - железная банка масса нетто 400 гр.

07.12.2009 на участие в аукционе поступило 9 заявок от участников размещения заказа: ООО “Сахамедтехника“, ООО “Регион Плюс“, ООО “Агат“, ООО “Солар“, ИП Тахватулин М.Б., ООО Фармацевтическая фирма “Рослек“, ООО МК “Союз“, ООО “ВАРУС“, ООО “Рифарм Челябинск“.

Согласно приложению N 1 к заявке ООО “ВАРУС“ на участие “Предложение о технических, функциональных и качественных характеристиках поставляемого товара“ заявителем предложены к поставке сухие адаптированные молочные смеси Беллакт 1+ для детей от 0 до 6 месяцев, Беллакт 2+ для с 6 месяцев до 12 месяцев, Беллакт АР, Беллакт НЛ; расфасовка - картонные пачки с фольгированной вставкой, что обеспечивает полную герметичность и сохранность продукта.

с 07.12.2009 по 09.12.2009 проведена процедура рассмотрения заявок на участие в аукционе, составлен протокол N 92-р от 9.12.2009.

Решением Единой комиссии Муниципального учреждения “Олекминская центральная районная больница“ отказано в допуске ООО “ВАРУС“ и ООО “Рифарм“ на основании несоответствия технической спецификации и упаковки продукции, остальные участники размещения заказа допущены.

Не согласившись с решением Единой комиссии об отказе в допуске, ООО “ВАРУС“ подало жалобу в Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

Решением УФАС по Республике Саха (Якутия) по делу N 06-570/09т о нарушении законодательства о размещении заказов от 24.12.2009 (дата изготовления решения) жалоба ООО “ВАРУС“ признана необоснованной.

ООО “ВАРУС“, не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих“ к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования Общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

- несоответствие действий по проведению внеплановой проверки и пунктов 2, 14, 16, 17, 18 и 19 предписания надзорного органа закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение прав и законных интересов Общества такими действиями и названными пунктами предписания.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Общества удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов) целью данного Закона является обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В подпункте 4 пункта 1 статьи 12 Закона о размещении заказов установлено, что при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе, в том числе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.

Согласно пункту 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

На основании пункта 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 36 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов (пункт 1).

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 данного Закона (пункт 2).

Из указанных норм следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, на что правомерно указано судом первой инстанции.

Статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2008 года N 88-ФЗ “Технический регламент на молоко и молочную продукцию“ предусмотрено, что молоко и продукты его переработки, предназначенные для реализации, должны быть расфасованы, упакованы в тару и (или) упаковки, изготовленные из экологически безопасных материалов, разрешенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, для контакта с пищевыми продуктами и обеспечивающих безопасность и качество молока и продуктов его переработки в течение срока их годности (пункт 1 статьи 35 Закона).

Продукты детского питания на молочной основе для детей раннего возраста должны выпускаться только расфасованными и упакованными в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую следующий объем: 1 килограмм - сухие продукты (адаптированные молочные смеси, последующие смеси, продукты прикорма, продукты моментального приготовления, каши на молочной основе); 0,2 литра - жидкие адаптированные, частично адаптированные смеси, последующие смеси (пункт 2 статьи 35 Закона).

В рассматриваемом случае суд первой инстанции установил, что Муниципальное учреждение “Олекминская центральная районная больница“ в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов определило в аукционной документации требования к фасовке и упаковке сухих молочных смесей для детей - железные банки массой нетто 400 гр.

Названные требования определены заказчиком в соответствии с его потребностями, данная упаковка и фасовка сухих молочных смесей для детей предусмотрена нормативными актами и СанПиНами, в связи с чем вывод суда первой инстанции, о законности решения Единой комиссии Муниципального учреждения “Олекминская центральная районная больница“ об отказе в допуске ООО “ВАРУС“ на основании несоответствия технической спецификации и упаковки продукции, является правомерным.

Кроме того, заявителем не представлены доказательства в соответствии со статьями 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что последний лишен права участвовать в размещении заказа при наличии у него товара, соответствующего потребностям заказчика.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда первой инстанции принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции и не влияют на законность оспариваемого решения.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

Пунктом 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ (в ред. Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139) установлено, что в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения и арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1 000 рублей для юридических лиц.

В связи с вышеуказанным, суд апелляционной инстанции полагает необходимым возвратить из федерального бюджета Обществу с ограниченной ответственностью “ВАРУС“ излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, уплаченную платежным поручением N 244 от 04.05.2010.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2010 года по делу N А58-1043/2010, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2010 года по делу N А58-1043/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью “ВАРУС“ из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей.

Выдать справку на возврат.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья

Д.Н.РЫЛОВ

Судьи

Т.О.ЛЕШУКОВА

Г.Г.ЯЧМЕНЕВ