Решения и постановления судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010 по делу N А58-4635/2006 По делу о взыскании долга в рамках программы, утвержденной постановлением Государственного Собрания Республики.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2010 г. по делу N А58-4635/2006

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2010 года

В полном объеме постановление изготовлено 16 июня 2010 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Капустиной Л.В.,

судей Клочковой Н.В., Скажутиной Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Белокриницкой А.С.,

рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2009 года по делу N А58-4635/2006 по иску Государственного унитарного предприятия “Сахаводхозстрой“ к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании 40 564 322, 37 руб. (суд первой инстанции: судья Решетникова С.Н.),

установил:



общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Юрком“, действующее на основании агентского договора в интересах Государственного унитарного предприятия “Сахаводхозстрой“ (далее - ГУП “Сахаводхозстрой“) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Фонду будущих поколений и Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании 84 356 935 руб. долга в рамках программы Республики Саха (Якутия) “Обводнение и водоснабжение заречной группы улусов на 2002 - 2006 годы“, утвержденной постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 23.03.2003. Размер отыскиваемой денежной суммы истец определил по вступившим в законную силу судебным актам, которыми установлены размеры требований кредиторов должника - ГУП “Сахаводхозстрой“ в деле о банкротстве (N А58-1090/2005), по данным договоров и актов сверок взаимных расчетов.

По определению арбитражного суда от 29.11.2006 произведена замена ответчика Министерство финансов Республики Саха (Якутия) на ответчика Республика Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (Минфин РС (Я)).

Арбитражный суд определением 05.04.2007 принял отказ истца от иска к Фонду будущих поколений Республики Саха (Якутия) и в этой части производство по делу прекратил.

Определением арбитражного суда от 29.05.2009 истец ООО “Юрком“ заменен истцом ГУП “Сахаводхозстрой“.

В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уменьшил размер отыскиваемой денежной суммы до 40 564 322,18 руб. Уменьшение размера исковых требований арбитражным судом было принято.

Решением от 28.12.2009 арбитражный суд исковые требования удовлетворил частично, взыскал с Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Минфин РС (Я) в пользу ГУП “Сахаводхозстрой“ 13 808 902,37 руб. основного долга, в остальной части иска отказал. Кроме того, суд взыскал с ГУП “Сахаводхозстрой“ в доход федерального бюджета 65 958 руб. государственной пошлины.

Ответчик подал апелляционную жалобу, просил решение арбитражного суда, как незаконное и необоснованное, отменить, и принять новый судебный акт об освобождении Минфин РС (Я) об ответственности. В обоснование жалобы заявитель указал на отсутствие между Республикой Саха (Якутия) и ГУП “Сахаводхозстрой“ обязательственных правоотношений, сослался на то, что в решении суда не указано, на основании каких именно первичных документов признан долг Республики Саха (Якутия) перед ГУП “Сахаводхозстрой“.

Истец на апелляционную жалобу возражал, просил обжалуемое решение оставить без изменения, сослался на то, что размер требований кредиторов установлен судебными актами.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте заседания апелляционного суда извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили. При таком положении, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствовала рассмотрению дела.

В порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья Григорьевой И.Ю., участвовавшая в рассмотрении дела, 01.06.2010 заменена на судью Скажутину Е.Н.



В порядке, предусмотренном частью 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании 01.06.2010 был объявлен перерыв до 15 час. 45 мин. 08.06.2010. После перерыва в связи с заменой в составе суда судьи Юдина С.И. по причине длительного отсутствия на судью Клочкову Н.В. рассмотрение дела начато сначала на основании пункта 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы заявителя жалобы и возражений, апелляционный суд пришел к следующим выводам.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.06.1992 N 256 “О строительстве объектов водоснабжения группы заречных районов“ принято решение о том, что строительство объектов водоснабжения заречных районов - важная стройка государственного значения, об образовании с 01.07.1992 объединенной дирекции (ОД) “Ленаводстрой“ по строительству водовода р. Лена - Туора-Кель, Бедимэ - Тюнгюлю, р. Лена - оз. Мюрю, о выделении Минфином РС (Я) в июле 1992 года ОД “Ленаводстрой“ 1 250 000 000 руб. для начала работ по строительству систем водоснабжения (т. 4, л.д. 92).

В целях завершения 1-го этапа строительства водовода р. Лена - с. Туора-Кюель с подачей воды в с. Майю и 2-го этапа строительства водовода р. Лена - оз. Мюрю с подачей воды в с. Сырдах Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 12.05.1995 N 207 “Об ускорении строительства объектов водоснабжения группы заречных улусов“ указало Министерству экономики Республики Саха (Якутия) определить план капитальных вложений на 1995 год, финансируемых за счет средств бюджета в объеме 50 млрд. руб. (т. 4, л.д. 94).

В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.09.1997 N 425 Министерству экономики и Министерству сельского хозяйства и продовольствия следовало до конца 1997 года решить вопросы финансирования выполнения работ по завершению строительства водовода р. Лена - оз. Мюрю и 1-й очереди водовода р. Лена - п. Туора-Кюель (р. Лена - с. Майя) и их эксплуатации в сумме 10 млрд. руб., выполненных работ 3-й очереди водовода р. Лена - п. Туора-Кюель (с. Майя - Табага) в сумме 6 млрд. руб.; с 01.10.1997 ОД “Ленаводстрой“ подлежало реорганизации в государственное унитарное предприятие “Ленаводстрой“ (ГУП СЭД “Ленаводстрой“) при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Саха (Якутия), на которое возлагалась организация объектов водоснабжения в заречных улусах за счет средств бюджета на весь период эксплуатации; Минфину РС (Я) надлежало в четвертом квартале 1997 года выделить ГУП СЭД “Ленаводстрой“ денежные средства в размере 10 млрд. руб. на оплату выполненных работ водовода р. Лена - оз. Мюрю и 1-й очереди водовода р. Лена - п. Туора-Кюель (Лена - с. Майя), включая эксплуатационные расходы, выделить Департаменту строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия 6 млрд. руб. на оплату выполненных работ 3-й очереди водовода р. Лена - п. Туора-Кюель (с. Майя - Табага) и решить с ГУП СЭД “Ленаводстрой“ вопрос о частичном погашении кредиторской задолженности по стройке за 1995 - 1996 годы в части выплаты заработной платы (т. 4, л.д. 95).

На основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.05.1999 N 250 ГУП СЭД “Ленаводстрой“ подлежало ликвидации с 15.05.1999 (т. 4, л.д. 96).

Для решения задач по водохозяйственному строительству по республике, реализации распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 19.05.1999 N 130-РП Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) издало приказ от 16.06.1999 N 272 о создании государственного унитарного предприятия “Сахаводхозстрой“ Министерства сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) и возложении на названное предприятие функции единого заказчика по организации завершения строительства водовода р. Лена - оз. Туора-Кель, этому же предприятию Департаменту строительства Минсельхоззаготовок следовало передать незавершенное строительство водовода р. Лена - оз. Туора-Кель на участке с. Майя - с. Табага (т. 1, л.д. 238).

По распоряжению Президента Республики Саха (Якутия) от 19.05.1999 N 130-РП финансирование строительства 2-й очереди водовода р. Лена - оз. Туора-Кюель внесено в инвестиционный бюджет на 1999 год, Минфину РС (Я) следовало проавансировать строительство объекта в сумме 10 млн. руб., дальнейшее финансирование указанного объекта должно было осуществляться согласно Закону “О Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 1999 год“ по представлению документов на фактически выполненный объем строительно-монтажных работ в пределах утвержденной сметы (т. 4, л.д. 97). Между тем, финансирование строительства водовода р. Лена - оз. Туора-Кюель Законом “О Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 1999 год“ не было предусмотрено.

Финансирование 2-й очереди водовода р. Лена - оз. Туора-Кюель на участке Майя - Бютейдях предусматривалось в размере и порядке, определенном распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 26.08.1999 N 232-РП “О финансировании строительства участке Майя - Бютейдях“ (т. 4, л.д. 98).

Для обеспечения ввода магистрального водовода р. Лена - оз. Туора-Кюель с целью подачи питьевой воды в заречные улусы в 2001 году Правительство Республики Саха (Якутия) распоряжением от 20.12.2000 N 1762-р указало на необходимость ГУП “Сахаводхозстрой“ заключить договор поставки труб с Челябинским трубопрокатным заводом в 1 квартале 2001 года на сумму 41 908 400 руб. с гарантией оплаты средствами бюджета на 2001 год на строительство водовода р. Лена - оз. Туора-Кюель.

Инвестиционная программа Республики Саха (Якутия) на 2000 год, принятая постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2000 N 156 (с учетом последующих дополнений), предусматривала отнесение денежных средств в сумме 78 млн. руб., выделенных и в конце 1999 года на строительство р. Лена - оз. Туора-Кюель, в соответствии со статической информацией об исполнении Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) за 1999 год, на исполнение Инвестиционного бюджета (Бюджета развития) Республики Саха (Якутия) 1999 года. По уточненной Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) на 2000 год за счет средств республиканского бюджета, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия), из утвержденного лимита финансирования названного объекта строительства 10 млн. руб. на 01.09.2000 профинансировано 6, 450 млн. руб.

В соответствии с указом Президента Республики Саха (Якутия) от 23.01.2001 N 1332 “О завершении строительства водовода р. Лена - оз. Туора-Кюель“ с целью завершения строительства водовода р. Лена - оз. Туора-Кюель в 2001 году Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 29.01.2001 N 58 “О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.04.2000 N 205 “О перечнях предприятий и организаций со специальным налоговым режимом в 2000 году“ утвердило перечень предприятий, занятых в строительстве водовода р. Лена - оз. Туора-Кюель.

В Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) на 2001 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.03.2001 года в качестве дополнительного источника финансирования строительства водовода р. Лена - оз. Туора-Кюель в сумме 50 млн. руб. предусмотрены инвестиционные намерения Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия) и 100 млн. руб. - из республиканского бюджета заказчику - Министерству сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия).

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.03.2001 N 108 “Об утверждении инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2001 год“ была утверждена Инвестиционная программа Республики Саха (Якутия) на 2001 год по объектам и направлениям, финансируемым из средств инвестиционного бюджета (Бюджета развития) республики; к таким объектам отнесен водовод р. Лена - оз. Туора-Кюель, его финансирование определено в размере 100 млн. руб., заказчиком строительства было Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия).

Согласно распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2002 N 1121-р “О поэтапном погашении кредиторской задолженности по выстроенным групповым водоводам заречной группы улусов“ общая кредиторская задолженность по итогам инвентаризации по состоянию на 01.07.2002 составила 156 463 328 руб., в том числе ГУ СЭД “Ленаводстрой“ - 38 381 038 руб., ГУП “Сахаводхозстрой“ - 105 792 390 руб. (т. 4, л.д. 99 - 100).

01.02.2004 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности ОД “Ленаводстрой“ в связи с ликвидацией (т. 4, л.д. 111 - 116).

Завершение ГУП “Сахаводхозстрой“ строительства магистрального водовода р. Лена - оз. Туора-Кюель на участке Майя - Табага подтверждено актом приемки законченного строительством объекта от 08.11.2000 (т. 1, л.д. 49 - 52, 53). По акту от 25.09.2001 приемочной комиссией принят и введен в гарантийную эксплуатацию законченный строительством объект “Магистральный водовод р. Лена - поселок Туора-Кюель - р. Таатта“, расположенный на территории Мегино-Кагаласского и Чурапчинского улусов (т. 1, л.д. 55 - 58, 59).

10.06.2002 Президентом Республики Саха (Якутия) было принято распоряжение N 142-РП “О дальнейшем строительстве и обустройстве объектов водоснабжения группы заречных улусов“, по которому в целях эффективного использования магистрального водовода р. Лена - оз. Туора-Кюель - р. Татта он подлежал дальнейшему обустройству (строительство летних водопроводов с водоемами, очистных установок для питьевых целей, регулирующих сооружений на р. Татта, допоставка насосного оборудования для достижения расчетной мощности) и строительство водовода с. Бедеме - оз. Нал Тюнгюлю; государственным заказчиком строительства определено Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (т. 1, л.д. 22). Во исполнение указанного распоряжения в рамках реализации Программы обводнения и водоснабжения группы заречных улусов на 2002 - 2006 годы распоряжением от 30.12.2002 N 334-РП Президент Республики Саха (Якутия) постановил: Целевому фонду будущих поколения Республики Саха (Якутия) выделить в 2003 году средства на строительство объектов обводнения и водоснабжения группы заречных улусов в качестве внебюджетного источника финансирования в сумме 100 млн. руб.; профинансировать Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) выполненные работы по строительству водовода с. Бедеме - оз. Нал-Тюнгюлю и шлюз - регулятора на р. Таата в сумме 30 млн. руб.; проавансировать Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) из предусмотренных намерениями 2002 года средств затрат на приобретение и транспортировку из-за пределов республики строительных материалов, оборудования и изделий в сумме 40,3 млн. руб.; Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) предусмотреть в инвестиционной программе республиканского бюджета на 2003 год погашение по получателям кредиторской задолженности прошлых лет по выстроенным групповым заречным водоводам 30 млн. руб.

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 25.04.2003 ГС N 98-III была утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) “Обводнение и водоснабжение заречной группы улусов на 2002 - 2006 годы“, определившая необходимые для обеспечения населения питьевой водой населения мероприятия на магистральном водоводе р. Лена - оз. Туора-Кюель, государственного заказчика - координатора программы Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и источники финансирования - средства Фонда будущих поколений в размере 560 489 тыс. руб., привлеченные средства - 94 805 тыс. руб. (т. 1, л.д. 24 - 43).

Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.03.2003 N 264-р внесена корректировка в приложение N 2 к распоряжению от 17.02.2003 N 141-р “О мерах по погашению кредиторской задолженности по строительству объектов Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) в 2003 году“ о распределении кредиторской задолженности по выстроенным групповым водоводам р. Лена - оз. Туора-Кюель и р. Лена - оз. Мюрю (т. 1, л.д. 44 - 45). Затем распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.03.2004 N 239-р внесены дополнения в распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.12.2003 N 1359-р “О мерах по погашению кредиторской задолженности по выстроенным групповым водоводам р. Лена - оз. Туора-Кюель и р. Лена - оз. Мюрю в 2004 году“ согласно приложению (т. 1, л.д. 46 - 47).

По распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2004 N 1222-р внесены изменения в инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) на 2004 год, предусмотревшие погашение кредиторской задолженности прошлых лет по выстроенным водоводам в размере 6 500 тыс. руб. подрядным организациям, поименованным в постановлении; Минфин РС (Я) следовало произвести финансирование кредиторской задолженности (т. 1, л.д. 48).

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.02.2005 N 106-р “О мерах по погашению кредиторской задолженности по строительству объектов инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) в 2005 году“ Минфин РС (Я) надлежало профинансировать средства на оплату кредиторской задолженности Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) в сумме 5 млн. руб. на объекте групповых водоводов р. Лена - оз. Туора-Кюел - р. Татта и р. Лена - оз. Мюрю.

Основанием обращения истца в суд с иском послужила неоплата кредиторам ГУП “Сахаводхозстрой“, признанным несостоятельным (банкротом) по решению Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.09.2005 (дело N А58-1090/2005), задолженности по подрядным обязательствам 1999 - 2004 годов.

Отказывая истцу в иске в размере требований 26 755 420 руб., арбитражный суд первой инстанции исходил из недоказанности перехода к истцу долга ГУ СЭД “Ленаводстрой“ по обязательствам перед кредиторами и права требования исполнения от Республики Саха (Якутия).

Ответчик в жалобе и истец в возражениях на нее не указали доводов несогласия с решением арбитражного суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, а суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для сомнения в правильности вывода суда первой инстанции в данной части требований. Доводы ГУП “Сахаводхозстрой“ о переходе к нему от ГУ СЭД “Ленаводхозстрой“ права требования долга были проверены арбитражным и им обоснованно отклонены.

Удовлетворяя исковые требования в размере 13 808 902,37 руб. арбитражный суд руководствовался статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из обоснованности требований по праву и доказанности их размера документами в деле.

Между тем, этот вывод суда первой инстанции ошибочен, поскольку не согласуется с нормами материального права и материалами дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

Согласно статье 764 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - юридическое лицо или гражданин.

Из содержания вышеизложенных правовых актов следует, что на ГУП “Сахаводхозстрой“ были возложены обязанности единого заказчика по завершению строительства водовода р. Лена - оз. Туора-Кюель, финансировавшегося из бюджета Республики Саха (Якутия). Эти правомочия ГУП “Сахаводхозстрой“ прекратились после завершения строительства названного объекта и сдачи его в эксплуатацию в 2001 году. Функции государственного заказчика работ в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) “Обводнение и водоснабжение заречной группы улусов на 2002 - 2006 годы“ ГУП “Сахаводхозстрой“ не исполняло. Государственным заказчиком работ по указанной программе было Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия). Во всех договорах с подрядными организациями для выполнения мероприятий по обустройству водовода р. Лена - оз. Туора-Кюель ГУП “Сахаводхозстрой“ являлось предприятием заказчиком, у которого непосредственно возникло денежное обязательство по оплате работ в силу статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соглашение между Республикой Саха (Якутия) и ГУП “Сахаводхозстрой“ об оплате средствами республиканского бюджета заключенных истцом договоров в связи со строительством объектов водовода в рамках названной государственной программы отсутствует. Из распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.03.2002 N 264-р, от 17.03.2004 N 239-р не видно, что Республика Саха (Якутия) признавала кредиторскую задолженность по тем договорам подряда, которые заключило ГУП “Сахаводхозстрой“ в качестве заказчика и по которым неисполненные денежные требования признаны в рамках дела о банкротстве.

Минфин РС (Я), оплачивая задолженность за выполненные работы по групповым водоводам, действовало во исполнение соответствующих распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.03.2003 N 264-р, от 27.08.2004 N 1038-р (оплата ГУП “Мелиоратор“), от 13.10.2004 N 1222-р (ООО “Дьулуур 98“), от 04.02.2005 N 106-р (оплата ООО “МАС-2000“, ООО “Тайга-7“, ГУП “Сельхозмелиоводстрой“) (т. 2, л.д. 72 - 78). Иных правовых оснований для уплаты долга подрядчикам по договорам, заключенным ГУП “Сахаводхозстрой“, истец не указал.

В связи с этим истец не подтвердил правовых оснований к получению от Республики Саха (Якутия) денежных средств для удовлетворения денежных обязательств своим кредиторами по договорам с ними.

Кроме того, представленные в материалы дела акты сверок и определения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от различных дат по делу о несостоятельности (банкротстве) ГУП “Сахаводхозстрой“ (N А58-1090/2005), договор поставки N 10/04 между ЧП Гммерштадт А.Г. и ГУП “Сахаводхозстрой“ не содержат сведений об их относимости к спорным правоотношениям. В этих документах нет данных об основаниях возникновения денежных обязательств истца перед его кредиторами (т. 1, 62 - 70, 74 - 78, 84, 87 - 92, 104, 106 - 112, 126, 127, 137, 147, 148, 152, 153, 166 - 168, 177 - 180, 190, 203, 207, 211, 214, 215, 227, 232 - 234, 209).

В тексте договора уступки от 20.10.2004 между ГУП УМ “Сельхозводмелиорация“ и ГУП “Сельхозмелиоводстрой“, договоров N 10-О/ЛВ и 9-О/ЛВ от 27.06.2003 между ГУП “Сахаводхозстрой“ и ООО “СМФ “Спектр“, договора N 21 от 23.03.2004 между ГУП “Сахаводхозстрой“ и СХПК “ЧОЛБОН“, договора N 13-О/ЛВ от 03.09.2003 между ГУП “Сахаводхозстрой“ и ООО “Ыллык“ нет данных об относимости к спорным правоотношениям, связным со строительством водовода р. Лена - оз. Туора-Кюель (т. 1, л.д. 71, 128 - 133, 134 - 136, 181, 216 - 218). В определении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25.01.2002 по делу N А58-5094/2001 (т. 1, л.д. 72 - 73), в решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07.07.2003 по делу N А58-783/2003 отсутствуют данные об основании права требования ГУП “Якутская база материально-технического снабжения“, ТОО “Трасса“ исполнения денежного обязательства от ГУП Сахаводхозстрой“ (т. 1, л.д. 72 - 73, 191 - 192).

Истец не доказал выполнения работ подрядчиками ДГУП “Айтал“ по договору подряда N 20 БВ от 02.08.2000, Нижнее-Бестяхская ПМК-121 ОАО “Востоксельэлектросетьстрой“ по договору N 14 БВ от 16.02.2001, ООО “МАС-2000“ по договору N 7 БВ от 02.02.2001, ООО “НС“ по договорам N 8 БВ от 31.01.2001, N 8-О/НС от 10.06.2003, N 17-О/НС от 23.06.2004, ООО “СМФ “Спектр“ по договорам N 10-О/ЛВ, 9-О/ЛВ от 27.06.2003, ООО “Май-2001“ N 26 БВ от 10.05.2001, ООО “Сибирьтрансснаб“ от 05.02.2001, ТОО “Трасса“ по договору 5 БВ от 11.01.2000, ИСУ Мегино-Кангаласского улуса N 19 БВ от 05.06.2000, предусмотренных названными договорами (т. 2, 81, 105, 113, 117 - 125, 128 - 136, 149 - 151, 169, 193 - 195, 235 - 237). Представленные в дело справки о стоимости выполненных работы не доказывают факта выполнения работ подрядчиком и принятии результата работ заказчиком (т. 1, л.д. 79, 80, 173, 174, 176). Акты выполнения земляных работ, подписанные ООО “Сибирьтрансснаб“ и ГУП “Сахаводхозстрой“ не содержат сведений, указывающих на их относимость к договору подряда между этими организациями (т. 1, л.д. 171, 172, 175).

Договор подряда на капитальное строительство от августа 1998 года был подписан ОД “Ленаводстрой“ и подрядчик ТОО “Дьулуур“, а переход прав первого к истцу не установлен (т. 1, л.д. 204 - 206).

Задолженность ГУП “Сахаводхозстрой“ перед МУП (ГУП) МТС “Чурапча“ в сумме 150 731,13 руб., ООО “Стройбурсервис“ - 172 128,92 руб., ООО “Амта-Техстрой“ - 1 434 113,24 руб. Институт физико-технических проблем Севера СО РАН - 2 530 073,68 руб., ТОО “Янта“ - 57 073,22 руб., ИП Скугаревским Б.А. - 385 944,60 руб. подтверждена заключенными с ними договорами, актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ и затрат (т. 1, л.д. 99 - 103, 138 - 146, 154 - 164, 165, 228 - 231, 196 - 202). Правительство Республики Саха (Якутия) в распоряжениях от 21.03.2003 N 264-р и 17.03.2004 N 239-р отражала свою задолженность перед поименованными организациями, тем самым признавало перед ними денежные обязательства. В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции Минфин РС (Я) в счет удовлетворения исковых требований ГУП “Сахаводхозстрой“ уплатило 22 691 172 по платежному поручению N 1468 от 29.12.2006 и 21 101 440,63 руб. по платежному поручению N 88 от 30.12.2008 (т. 2, л.д. 80; т. 4, л.д. 42), всего 43 893 612,63 руб., что превышает общую сумму денежных обязательств перед названными подрядчиками.

Дополнительные документы, представленные истцом в суд апелляционной инстанции, не приняты, поскольку о приобщении их к делу в качестве доказательств истец не заявлял.

Стало быть, при таких данных оснований для удовлетворения исковых требований не имелось. Решение арбитражного суда по делу подлежит отмене в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, отсрочка уплаты которой была предоставлена при обращении в суд с иском, относится на истца. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из уменьшенного истцом размера исковых требований - 40 564 322,18 руб., государственная пошлина составила 100 000 руб.

Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Саха (Якутия) от 28 декабря 2009 года по делу N А58-4635/2006 в части удовлетворения исковых требований и взыскания с Государственного унитарного предприятия “Сахаводхозстрой“ государственной пошлины в размере 65 958 руб. отменить и в этой части принять новый судебный акт.

В удовлетворении исковых требований Государственного унитарного предприятия “Сахаводхозстрой“ о взыскании 13 808 902,37 руб. отказать.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия “Сахаводхозстрой“ в доход федерального бюджета 100 000 руб. государственной пошлины.

В остальной части решение Арбитражного суда Саха (Якутия) оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий

Л.В.КАПУСТИНА

Судьи

Н.В.КЛОЧКОВА

Е.Н.СКАЖУТИНА