Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по делу N А19-27640/2009 По делу о признании недействительными результатов открытого конкурса на право заключения договора аренды нежилого помещения.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2010 г. по делу N А19-27640/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2010 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Н.В. Клочковой,

судей Е.Н. Скажутиной, С.И. Юдина,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу Администрации Шелеховского городского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2010 года по делу N А19-27640/2009 по иску Потребительского кооператива “Ветеран“ к Администрации Шелеховского городского поселения о признании торгов недействительными (суд первой инстанции: М.Н. Габескирия);

при участии в судебном заседании:

от истца ПК
“Ветеран“: Корешков Д.А. - представитель (доверенность от 20 ноября 2009 года);

от ответчика Администрации города Шелехова: Карнаухова И.И. - представитель (доверенность от 22 марта 2010 года);

от третьего лица ИП Ефановой Е.А.: Бешкарева Л.В. - представитель (доверенность от 17 мая 2010 года);

установил:

Здесь и далее по тексту нумерация пунктов Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях“ дана в соответствии с оригиналом.

Потребительский кооператив “Ветеран“ (далее - ПК “Ветеран“, истец) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Шелеховского городского поселения (далее - Администрация, ответчик) о признании недействительными результатов открытого конкурса от 23 октября 2009 года на право заключения договора аренды нежилого помещения (торговых павильонов и вспомогательных помещений) площадью 154,48 кв. м (Лот N 3), расположенных в подвальном помещении общей площадью 254,2 кв. м по адресу: Иркутская область, город Шелехов, квартал 4, дом 24 “А“, - в связи с нарушением положений п. 5 ст. 1, п. 1 ст. 5, п. 5, 6 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 123, п. 4 ч. 1 ст. 10, п. 3 ч. 2 ст. 24, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях“ (далее - Закон о концессионных соглашениях).

Определением от 02 декабря 2009 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее - ИП Ефанова Е.А.).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2010 года признаны недействительными проведенные 23.10.09 Администрацией города Шелехов открытые торги на
право заключения договора аренды нежилого помещения (торговые павильоны и вспомогательные помещения) площадью 154,48 кв. м (лот N 3), расположенные в подвальном помещении общей площадью 254,2 кв. м по адресу: г. Шелехов Иркутской области, квартал 4, дом 24 “А“, - в связи с нарушением положений пункта 4 части 1 статьи 10, части 3 статьи 21, пункта 2 части 1 статьи 23, части 1 статьи 26 Закона о концессионных соглашениях - не размещение на официальном сайте Администрации сообщения о проведении конкурса и указанием недостоверных данных в конкурсной документации о площади нежилого помещения, право на заключение договора аренды которого являлось предметом открытого конкурса. Суд руководствовался статьями 307, 432, 449, 606, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 17.1, 53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, статьями 3, 10, 14, 21, 22, 23, 26 Закона о концессионных соглашениях, статьями 1, 7 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости“.

Администрация, не согласившись с решением суда, обжаловала его в суд апелляционной инстанции, в апелляционной жалобе и дополнении к ней ответчик ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит принять новый судебный акт. Ответчик указывает на то, что Администрацией положения пункта 6 части 1 статьи 26 Закона о концессионных соглашениях нарушены не были - сообщения о проведении конкурса было размещено на официальном сайте Администрации Шелеховского городского поселения в сети Интернет в разделе “Объявления“ 15 июня 2009 года - на пятый рабочий
день после утверждения постановлением Главы города Шелехова от 05.906.2009 г. N 389 Конкурсной документации. Считает, что при разрешении настоящего спора не подлежали применению нормы статьи 10 Закона о концессионных соглашениях в силу указания в пункте 3 статьи 53 Закона о защите конкуренции, что до установления порядка проведения конкурсов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях, то есть главой 3 “Порядок заключения концессионного соглашения“ (статьями с 21 по 37). Полагает, что требование пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях о наличии в Конкурсной документации состава и описания, в том числе технико-экономических показателей, объекта концессионного соглашения, было соблюдено, и позволяло определенно установить имущество подлежащее передаче в аренду, а действующее законодательство (статья 611 ГК РФ и пункт 2 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях) не устанавливает обязанность арендодателя производить постановку арендуемого объекта на кадастровый учет.

В связи с подачей ответчиком дополнения к апелляционной жалобе и удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела распечатки с сайта Администрации www.shelehov.ru. информации о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды нежилых помещений в судебном заседании 19 мая 2010 года был объявлен перерыв до 26 мая 2010 года до 11 часов 40 минут. После перерыва представитель истца в судебное заседание не явился.

Стороны о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом. Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить и в иске отказать.

Представитель истца считает доводы апелляционной
жалобы несостоятельными, а решение суда законным и обоснованным, просил оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения, против проверки законности и обоснованности решения суда в обжалуемой части не возражал.

Третье лицо ИП Ефанова Е.А. в судебное заседание не явился, его представитель в судебном заседании представил отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы правомерными, считает, что права истца при проведении конкурса нарушены не были, просит решение суда отменить, и жалобу удовлетворить.

Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Шелеховскому городскому поселению принадлежит на праве собственности нежилое помещение - административный корпус общей площадью 453,4 кв. м, этаж 1 - подвал, расположенное в г. Шелехов Иркутской области, квартал 4, дом 24А (запись регистрации N 38-38-16/011/2007-143 от 12 сентября 2007 года), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12 сентября 2007 года серии 38АГ N 649728.

Постановлением Главы города Шелехова от 05 июня 2009 года N 389пг “О проведении конкурса на право заключения договоров аренды нежилых помещений“ принято решение об организации и проведении конкурса на право заключения договоров аренды нежилых помещений в целях осуществления розничной торговли, расположенных в г. Шелехов, квартал 4, дом 24 “А“, утверждены: конкурсная документация по проведению открытого конкурса на
право заключения договоров аренды нежилых помещений (приложение N 1); информационное сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды нежилых помещений (приложение N 2); - указано на необходимость опубликовать в установленном порядке информационное сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды на нежилые помещения и разместить конкурсную документацию на официальном сайте Администрации города Шелехова www.shelehov.ru. Предметом открытого конкурса на право заключения договоров аренды нежилым помещению по лоту N 3 являлись нежилые помещения (торговые павильоны и вспомогательные помещения) площадью 154,48 кв. м, расположенные в подвальном помещении общей площадью 254,2 кв. м, по адресу: город Шелехов, 4 квартал, дом 24 “А“, при этом было указано, что при проведении технической инвентаризации объектов возможно уточнение размера площадей, в соответствии с технической документацией.

Информационное сообщение о проведении конкурса было опубликовано в газете “Шелеховский вестник“ 05.06.09 N 22/1(6376/1). Из представленной представителем ответчика в апелляционном суде распечатки с официального сайта в сети Интернет Администрации города Шелехова www.shelehov.ru. от 15 июня 2009 года не усматривается, что на нем было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды на спорное нежилое помещение.

Заявки на участие в конкурсе по лоту N 3 поступили от истца и ИП Ефановой Е.А., которые были признаны участниками конкурса, что подтверждается заявками, протоколом от 22 июля 2009 года вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды нежилого помещения, протоколом от 22 июля 2009 года предварительного отбора участников открытого конкурса на право заключения договора аренды нежилого помещения.

Победителем конкурса было признано конкурсное предложение ИП Ефановой Е.А. (протокол
рассмотрения и оценки конкурсных предложений от 16 октября 2009 года), с показателем 1 балл, с которой согласно протоколу о результатах проведения конкурса от 23 октября 2009 года было принято решение заключить договор аренды нежилого помещения (торговые павильоны и вспомогательные помещения) площадью 154,48 кв. м, расположенного в подвальном помещении общей площадью 254,2 кв. м в г. Шелехов Иркутской области, квартал 4, дом 24 “А“. Решение по результатом рассмотрения заявок принято комиссией правомочным составом, итого конкурса утверждены постановлением Администрации города Шелехова от 19 ноября 2009 года N 27па. Показатель конкурсного предложения ИП “Ветеран“ - 0 баллов.

ПК “Ветеран“ участвовал в конкурсе, не стал его победителем и, полагая, что Администрацией были нарушены нормы Гражданского кодекса РФ, Закона о концессионных соглашениях и его права, обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции с учетом заявленного требования неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела и подлежащие применению по настоящему делу нормы материального права, что привело к принятию неправильного решения.

Согласно статье 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права
на нее. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Статьей 449 ГК РФ установлено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Таким образом, для признания результатов спорного открытого конкурса недействительными истец в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен был доказать факт проведения конкурса с нарушением правил, установленных законом, а также нарушение в результате этого его прав или интересов. В пункте 1 Информационного письма от 22 декабря 2005 года N 101 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению. Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Выводы суда первой инстанции о нарушении Администрацией требований части 3 статьи 21, части 1 статьи 26 Закона о концессионных соглашениях, а также пункта 5.1 Конкурсной документации - не размещении на официальном сайте Администрации Шелеховского городского поселения в сети Интернет www.shelehov.ru извещения о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды на спорное нежилое помещение, а также об отсутствии между ПК “Ветеран“ и администрацией обязательств по договору аренды
нежилого помещения, общей площадью 154,48 кв. м, расположенного в г. Шелехов, 4 квартал, дом 24, в соответствии с техническим паспортом от 11.07.2007, - вследствие незаключенности договора аренды от 29 мая 2009 года N 150, является правильным соответствует нормам материального права, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Вместе с тем неразмещение информации о конкурсе на сайте не привело к нарушению прав истца, так как он был допущен к участию в конкурсе, его конкурсное предложение было признано соответствующим конкурсной документации и рассмотрено.

На основании статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Пунктом 3 статьи 53 Закона о защите конкуренции установлено, что до установления предусмотренного частью 5 статьи 17.1 настоящего Федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях“.

Порядок заключения концессионного соглашения установлен главой 3 Закона о концессионных соглашениях (статьи 21 -
37). Конкурсной документацией критериями конкурса определены целевое использование нежилого помещения - осуществление розничной торговли и его текущий ремонт, критериями оценки - балльная система.

В соответствии со статьей 32 Закона о концессионных соглашениях рассмотрение и оценка конкурсных предложений, представленных участниками конкурса, конверты с конкурсными предложениями которых подлежат вскрытию в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона, осуществляются в установленном конкурсной документацией порядке конкурсной комиссией, которая определяет соответствие конкурсного предложения требованиям конкурсной документации и проводит оценку конкурсных предложений, в отношении которых принято решение об их соответствии требованиям конкурсной документации, в целях определения победителя конкурса (часть 1). Оценка конкурсных предложений в соответствии с критерием конкурса, предусмотренным частью 2.2 статьи 24 настоящего Федерального закона, осуществляется конкурсной комиссией в следующем порядке: конкурсному предложению присваиваются баллы - от одного до десяти баллов; величина, рассчитываемая в соответствии с таким критерием в отношении конкурсного предложения, содержащего архитектурное, функционально-технологическое, конструктивное и инженерно-техническое решения для обеспечения создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, определяется путем умножения установленного в соответствии с частью 2.2 статьи 24 настоящего Федерального закона коэффициента на отношение количества баллов, присвоенных данному конкурсному предложению, к десяти баллам (часть 5.1). Содержащиеся в конкурсных предложениях условия оцениваются конкурсной комиссией путем сравнения результатов суммирования итоговой величины, определенной в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 5 настоящей статьи, и величины, определенной в порядке, предусмотренном частью 5.1 настоящей статьи (часть 6).

Согласно статье 33 Закона о концессионных соглашениях победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наилучшие условия, определяемые в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 32 настоящего Федерального закона (часть 1). Решение об определении победителя конкурса оформляется протоколом рассмотрения и оценки конкурсных предложений, в котором указываются: критерии конкурса; условия, содержащиеся в конкурсных предложениях; результаты рассмотрения конкурсных предложений с указанием конкурсных предложений, в отношении которых принято решение об их несоответствии требованиям конкурсной документации; результаты оценки конкурсных предложений в соответствии с частями 5, 5.1 и 6 статьи 32 настоящего Федерального закона; наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для индивидуального предпринимателя) победителя конкурса, обоснование принятого конкурсной комиссией решения о признании участника конкурса победителем конкурса (часть 3). Решение о признании участника конкурса победителем конкурса может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 4).

Приведенные в обоснование недействительности открытого конкурса доводы искового заявления и уточнений к нему, а также вывод суда первой инстанции о включении в Конкурсную документацию недостоверных данных о площади нежилого помещения, право на заключение договора аренды которого являлось предметом открытого конкурса, не имеют отношение к порядку рассмотрения и оценки конкурсных предложений, тем самым не являются обстоятельствами, имеющими значение для разрешения настоящего спора. Кроме того, истец не указал, каким образом нарушения, на которое он ссылался, повлияло на результаты конкурса и затронуло его права или нарушило его законные интересы.

Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения исковых требований ПК “Ветеран“ отсутствуют, поскольку гражданские права и интересы заявителя не нарушены, и такой способ защиты права, как признание результатов открытого конкурса недействительными, по иску ПК “Ветеран“ не может быть применен.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ оно подлежит отмене.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ с ПК “Ветеран“ подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 2000 рублей, от уплаты которой ответчик освобожден в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2010 года по делу N А19-27640/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении иска отказать.

Взыскать с потребительского кооператива “Ветеран“ в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья

Н.В.КЛОЧКОВА

Судьи

Е.Н.СКАЖУТИНА

С.И.ЮДИН