Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2010 по делу N А19-29335/09 По делу о признании недействительным решения налогового органа о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО, исключении записи из Единого государственного реестра юридических лиц о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июня 2010 г. по делу N А19-29335/09

Резолютивная часть постановления вынесена 07 июня 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,

судей Доржиева Э.П., Никифорюк Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2010 года по делу N А19-29335/09 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Иркутской области
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской области о государственной регистрации (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.), с участием в деле в качестве третьего лица Общества с ограниченной ответственностью “ГарантАвто“,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не было,

от ответчика: не было,

от третьего лица: не было,

установил:

Заявитель - Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите - обратился с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Иркутской области о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской области о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “ГарантАвто“, от 20.02.2009 N 101 и исключить запись за государственным регистрационным номером 2093819003826 от 20.02.2009 из Единого государственного реестра юридических лиц; о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО “ГарантАвто“, N 100 от 20.02.2009 и исключить запись за государственным регистрационным номером 2093819003815 от 20.02.2009 из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решением суда первой инстанции от 11 марта 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Как следует из судебного акта, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в регистрации изменений, и непредставлении заявителем иных правовых оснований, в соответствии с которыми в случае представления юридическим лицом недостоверных сведений, необходимых для включения в государственные реестры, регистрирующий орган вправе обратиться с заявлением о признании такой регистрации недействительной.

Не согласившись с решением суда, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить в связи
с неправильным применением судом норм материального права и норм процессуального права, которое, по мнению инспекции, заключается в следующем.

Инспекция, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в оспариваемом решении, и нормы Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, указывает, что установленный названным Федеральным законом ограниченный перечень документов, необходимый при подаче заявления в регистрирующий орган для государственной регистрации, не освобождает заявителя от обязанности указывать в представляемых им документах достоверные сведения, отвечающие требованиям законности.

Действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001, но и произведена на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.

Установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации изменений, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации изменений.

Осуществленная регистрирующим органом регистрация недостоверного адреса общества не может сохраняться в Едином государственном реестре юридических лиц, поскольку не соответствует п. 2 ст. 12 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью“, п. 2 ст. 52 ГК РФ.

Нарушены права Межрайонной ИФНС N 2 по г. Чите, связанные с осуществлением налогового контроля в отношении налогоплательщика, который подлежит постановке на налоговый учет по месту его нахождения (ст. 31, 82, 83 НК РФ).

Данная практика (изменение места нахождения юридического лица, регистрация по заведомо ложному адресу, по поддельному паспорту), получила массовый характер и преследует цель ухода от налоговых обязательств, также препятствует реализации прав налоговых органов по принудительному взысканию обязательных платежей, осуществлению налогового контроля в полном объеме и наносит экономический ущерб бюджету.

Из
системного толкования статей 12, 13 Закона “Об обществах с ограниченной ответственностью“, Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и защите информации“ N 149-ФЗ, статей 4, 5, 9, 17 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ ООО “ГарантАвто“ имеет право на внесение в установленном порядке в ЕГРЮЛ достоверной информации об изменениях его учредительных документов, а третьи лица имеют право на получение достоверной информации из ЕГРЮЛ. Принятие Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 8 по Иркутской области решения о государственной регистрации, основанное на документах, содержащих заведомо ложные сведения, нарушает вышеназванные права третьих лиц.

Заявитель, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Иркутской области, общество в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, инспекция представила отзыв на жалобу, согласно которому считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ст. 266 АПК РФ, в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы сторон, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью “СтройСервис“ в лице директора общества Ф.И.О. на основании договора купли-продажи доли в уставном капитале от 10 февраля 2009 года, заключенного с Ф.И.О. приобрело 100% доли в уставном капитале ООО “ГарантАвто“.

10.02.2009 решением участника ООО “ГарантАвто“ ООО “СтройСервис“ утвержден Устав общества в новой редакции, обязанности директора возложены на Ф.И.О. местом нахождения общества определено г. Чита, ул. Нечаева, д. 68, пом. 4.

13.02.2009
обществом представлены в инспекцию для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице: заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001), заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), решение о внесении изменений в учредительные документы, протокол общего собрания участников, извещение, договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО “ГарантАвто“, доверенность, договор аренды, документ об уплате госпошлины, Устав ООО “ГарантАвто“ в новой редакции.

Согласно представленным для регистрации документам в качестве лица, имеющего права без доверенности действовать от имени юридического лица, указан Гончаров С.А., зарегистрированный по месту жительства г. Чита, п. Текстильщиков, ул. Текстильщиков, 36-17.

20.02.2009 по результатам рассмотрения документов налоговым органом принято решение N 101 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы, и в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2093819003826, согласно которой адресом (местом нахождения) юридического лица является г. Чита, ул. Нечаева, 68-4.

На основании решения о государственной регистрации N 100 от 20.02.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2093819003815, согласно которой лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан Гончаров С.А., зарегистрированный по месту жительства г. Чита, п. Текстильщиков, ул. Текстильщиков, 36-17.

В рамках контрольных мероприятий заявителем установлено, что по адресу, указанному в учредительных документах, ООО “ГарантАвто“ не находится, директор Гончаров С.А. по адресу согласно ЕГРЮЛ и заявлениям, представленным при внесении изменений, не
проживает, имеет паспорт с иными данными и зарегистрирован по иному адресу: г. Чита, п. Песчанка, ДОС 747-14; нотариусом не подтверждено свидетельствование подписи на заявлении ООО “ГарантАвто“.

Заявитель, полагая, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Иркутской области государственная регистрация изменений произведена на основании недостоверных сведений о месте нахождения ООО “ГарантАвто“ и месте регистрации Гончарова С.А., то есть с нарушением требований действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным и не подлежит отмене, исходя из следующего.

В соответствии с подпунктами “а“, “б“ пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации основаниями для отказа в государственной регистрации юридического лица являются непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

На основании пункта 2 статьи 38 Закона о регистрации представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в
учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Согласно пункту 2 статьи 17 Закона для государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом “Об обществах с ограниченной ответственностью“ случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

В силу пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается, в частности, в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Судом первой инстанции установлено, что обществом в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 представлены все необходимые для государственной регистрации документы, а вышеуказанные основания для отказа в государственной регистрации по материалам дела отсутствуют.

В соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, а перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим.

Кроме того, пунктом 4.1 статьи 9 Закона установлено, что
регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По смыслу ст. 17 Закона обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в документах, представляемых в регистрирующий орган при внесении изменений в учредительные документы юридического лица и внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, и в заявлении возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

Закон о государственной регистрации не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица.

В силу пункта 1 статьи 25 Закона о регистрации заявитель несет ответственность за достоверность подаваемых им сведений о юридическом лице, в том числе и административную.

В качестве последствия грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц Закон о регистрации (пункт 2 статьи 25) предусматривает право регистрирующего органа в судебном порядке ликвидировать такое юридическое лицо.

Установленное несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества, и иные установленные инспекцией обстоятельства сами по себе не влекут признание регистрации недействительной, поскольку являются устранимыми и не препятствуют деятельности данного юридического лица или налогового органа.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, также обоснованно сослался на отсутствие в материалах дела документального подтверждения недействительности паспорта (серии <...> N <...> ОВД Черновского района г. Читы 11.02.2004), указанного в представленных на государственную регистрацию заявлениях от 13.02.2009 и выписке из ЕГРЮЛ. Доказательств
направления официальных запросов и получения ответов в отношении указанных в заявлении данных паспорта Гончарова С.А. материалы дела не содержат.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Рассмотрев апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2010 года по делу N А19-29335/09, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2010 года по делу N А19-29335/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление апелляционного суда вступает в силу со дня его принятия.

Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

Т.О.ЛЕШУКОВА

Судьи

Е.О.НИКИФОРЮК

Э.П.ДОРЖИЕВ