Решения и постановления судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2010 по делу N А19-2498/10 По делу о взыскании пени за несвоевременную уплату единого социального налога.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 2010 г. по делу N А19-2498/10

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2010 года.

Арбитражный суд апелляционной инстанции в составе

председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,

судей Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Третьяковой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2010 года по делу N А19-2498/10 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска к Областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования Профессиональное училище N 67 г. Иркутска о взыскании 22729,47 руб. пени (суд первой инстанции: Верзаков Е.И.)

при участии в судебном заседании:



от инспекции: Скрыцкой Я.Г., по доверенности от 29.12.2009 N 08-06/030503,

от учреждения: не было,

установил:

Заявитель - Инспекция Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска - обратился с требованием, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании с Областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональное училище N 67 г. Иркутска 7348,15 руб. пени за несвоевременную уплату единого социального налога.

Суд первой инстанции решением от 23 марта 2010 в удовлетворении заявленных требований отказал. Как следует из судебного акта, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о повторности взыскания пени по единому социальному налогу налоговым органом, поскольку Пенсионным фондом взысканы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2008 года в сумме 7960,92 руб., за полугодие 2008 года в размере 19088,12 руб. Производство по делу в остальной части требований прекращено в связи с отказом инспекции от иска.

Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указывая, что пени в размере 7348,15 руб. не являются повторными, поскольку начислены на недоимку по единому социальному налогу за 2008 год, в то время как пени, взысканные с налогоплательщика Пенсионным фондом в судебном порядке по делам N А19-3464/09-39 и N А19-6245/09-39, начислены на несвоевременно уплаченные страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию за 1 квартал 2008 года, полугодие 2008 года.

Ссылаясь на Определения Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 N 436-О, от 08.11.2005 N 440-О, от 08.11.2005 N 457-О, инспекция указывает, что пени за неуплату единого социального налога за 2008 год, не являются одновременно пенями за неуплату страховых взносов за 1 квартал 2008 года, полугодие 2008 года.

Представитель инспекции в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

Учреждение своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени его проведения извещено надлежащим образом; сообщило о невозможности участия в судебном разбирательстве в связи с материальными затруднениями.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 266 АПК РФ, и в отсутствие представителя учреждения, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.



Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяются только в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 13.02.2009 уточненной налоговой декларации (расчету авансовых платежей) по единому социальному налогу за 2008 год, по результатам которой 13.05.2009 составлен акт N 20657, и 16.06.2009 принято решение N 9620, которым учреждению предложено уплатить сумму единого социального налога в размере 986807,79 руб., пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 22729,47 руб.

В связи с неуплатой (неполной уплатой) ответчиком налога и пени в установленный законодательством о налогах и сборах срок, налоговым органом учреждению направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, исполненное в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 986807,79 руб.

В связи с неуплатой учреждением пени инспекция обратилась в суд.

Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования о взыскании с учреждения 7348,15 руб. пени за несвоевременную уплату единого социального налога следует отменить, апелляционную жалобу инспекции - удовлетворить.

Согласно п. 1 ст. 235 НК РФ учреждение является плательщиком единого социального налога как лицо, производящее выплаты физическим лицам (работодатель).

В соответствии с п. 2 ст. 243 Кодекса сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Как следует из п. 3 ст. 243 Кодекса неполная уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование влечет образование недоимки по единому социальному налогу, подлежащей взысканию с налогоплательщика в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Проверкой установлено, что налогоплательщик применил налоговые вычеты в размере 1452011 руб., в то время как фактически уплаченные страховые взносы составили 194252,21 руб. Указанное с учетом сумм по решениям N 18510 от 23.09.2008, N 7523 от 11.02.2009 привело к неуплате единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 986807,79 руб.

Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, имеющие общие объект и базу для исчисления, имеют разное предназначение и различную социально-правовую природу, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 23.12.2004 N 19-П, Определения от 05.02.2004 N 28-О, от 04.10.2005 N 436-О, от 08.11.2005 N 440-О, N 457-О, от 01.12.2005 N 528-О, N 529-О).

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями установлены статьей 24 Закона N 167-ФЗ.

Обязанность по уплате страховых взносов признается исполненной налогоплательщиком при зачислении их суммы на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть не с момента осуществления им налогового вычета, а при фактической уплате страховых взносов в установленные сроки. Отражение налогового вычета при фактической неуплате или неполной уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отчетном (налоговом) периоде означает ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате как единого социального налога, так и названных страховых взносов, поскольку ни бюджет, ни органы Пенсионного фонда Российской Федерации не получили причитавшиеся им суммы платежей.

В силу статьи 75 Кодекса неисполнение обязанности по уплате налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет начисление пеней.

Согласно статье 26 Закона N 167-ФЗ неисполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Следовательно, в отношении плательщика единого социального налога, который не уплатил не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, разницу между примененным налоговым вычетом, равным сумме начисленных страховых взносов, и фактически уплаченными страховыми взносами, должны начисляться пени в соответствии со статьей 75 Кодекса с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, и до момента фактической уплаты этой разницы.

Таким образом, вывод суда о повторности начисления пени на одну и ту же сумму за один и тот же период времени не соответствует приведенным нормам права, также фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Так, имеющиеся в деле судебные акты и исполнительные листы не свидетельствуют о взыскании пени за период, указанный инспекцией в расчете пени (21.04.2009 - 16.06.2009), поскольку судебным актом по делу N А19-6245/09 взысканы пени по страховым взносам за 1 полугодие 2008 года за период просрочки с 05.08.2008 по 11.11.2008, а в судебном акте по делу N А19-3464/09 период взыскания пени по страховым взносам за 1 квартал 2008 года не указан, в связи с чем вывод о двойном начислении пени за один и тот же период времени документально не подтвержден.

Выводы апелляционного суда соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной им в Постановлении Президиума от 13.04.2010 N 16636/09.

При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности отказа во взыскании спорных сумм пени по настоящему делу, в связи с чем заявленные инспекцией требования в части, обжалуемой ею в апелляционном суде, подлежат удовлетворению.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2010 года по делу N А19-2498/10, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2010 года по делу N А19-2498/10 в части отказа в удовлетворении требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска о взыскании с Областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональное училище N 67 г. Иркутска 7348,15 руб. пени за несвоевременную уплату единого социального налога отменить.

Взыскать с Областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональное училище N 67 г. Иркутска в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска с зачислением в соответствующие бюджеты 7348,15 руб. пени за несвоевременную уплату единого социального налога, и в федеральный бюджет РФ 100 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление апелляционного суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

Т.О.ЛЕШУКОВА

Судьи

Е.О.НИКИФОРЮК

Д.Н.РЫЛОВ