Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 по делу N А19-19283/2008 По делу о взыскании стоимости поставленного товара и неустойки.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 2010 г. по делу N А19-19283/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Т.В. Стасюк,

судей: К.Н. Даровских, Л.В. Ошировой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Лопаткиной, в отсутствие представителей сторон, рассмотрел апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2009 года по делу N А19-19283/2008 по иску Общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Пожавтокомплект“ к Государственному учреждению “1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области“, Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области, третье
лицо: Агентство по государственному заказу Иркутской области, о взыскании 987 071 рублей,

(суд первой инстанции: судья Архипенко А.А.).

Общество с ограниченной ответственностью “Торговый Дом “Пожавтокомплект“ обратилось к Отряду государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области с требованием о взыскании 891 882 руб. 17 коп., составляющих стоимость поставленных в сентябре 2008 года теплоотражательных комплектов; 95 189 руб. - неустойку, начисленную за период с 13.09.2008 по 23.04.2009, и понесенные судебные расходы в размере 30 000 руб.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство финансов Иркутской области.

Суд уточнил наименование ответчика - государственное учреждение “1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области“ (далее - ГУ “1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области“).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2009 года пользу истца с ответчика взыскано 891 882 рубля задолженности за поставленный товар, 27 106 рублей 92 копеек расходов на оплату услуг представителя.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 августа 2009 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2009 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2009 года по делу N А19-19283/08 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Суд кассационной инстанции указал на необходимость проверки наличия у ответчика статуса государственного заказчика и исследования судом документов относительно подготовки, организации и проведения открытого аукциона по поставке теплоотражательных комплектов.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 08.12.2009 к участию в деле в качестве второго ответчика
привлечена Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Агентство по государственному заказу Иркутской области.

До принятия судом решения истец уточнил требования в части неустойки и просил взыскать 219 131 руб. 08 коп. за период с 11.09.2008 по 10.03.2010 из расчета 13% годовых.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2010 года заявленные исковые требования удовлетворить частично. С Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области взыскано в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Торговый Дом “Пожавтокомплект“ 891 882 руб. 17 коп. - основного долга, 136 101 руб. 21 коп. - неустойки, 17 560 руб. 86 коп. - возмещения расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части иска отказано. В удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению “1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области“ отказано. С Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области взыскано в пользу Государственного учреждения “1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области“ 1 000 руб. - возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Суд первой инстанции счел правильными доводы учреждения о том, что государственный контракт заключен сторонами в рамках Соглашения от имени, за счет средств и в интересах Иркутской области, и обязательства по оплате выполненных истцом работ наряду с заказчиком по данному контракту должно нести публично-правовое образование - Иркутская область в лице министерства финансов Иркутской области.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области обратился в Четвертый
арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, прекратить производство по делу. Считает, что Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, а надлежащим ответчиком является Государственное учреждение “1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области“. По мнению заявителя апелляционной жалобы, утверждение суда первой инстанции о том, что государственный контракт заключен от имени Иркутской области, является необоснованным и противоречащим самому тексту государственного контракта, так как контракт был заключен между двумя субъектами ООО “Торговый Дом “Пожавтокомплект“ и ГУ “1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области“. Считает необоснованными выводы суда первой инстанции о том, что ГУ “1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области“ при заключении контракта N 1055 действовал в рамках реализации Соглашения от 22.05.2008 N 382. Учредителем ГУ “1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области“ является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем, заявитель апелляционной жалобы полагает обоснованным вывод, что субсидиарную ответственность по обязательствам созданного учреждения должна нести Российская Федерация. Также заявитель апелляционной жалобы считает, что производство по данному делу должно быть прекращено. В обоснование данного довода, заявитель указывает на то, что предметом данного спора является взыскание денежных средств с субъекта Российской Федерации (Иркутской области), а действующие законодательство не содержит нормы о том, что данные споры подведомственны арбитражным судам.

Стороны в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, что подтверждается почтовым уведомлением N 76948 и N 76949. Истец и третье
лицо ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.

Учитывая положения статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, 24.06.2008 Агентством по государственному заказу Иркутской области были рассмотрены заявки на участие в открытом конкурсе на поставку специальной одежды - теплоотражательных комплектов ТОК-800. Победителем аукциона было признано ООО “Торговый Дом “Пожавтокомплект“.

01 августа 2008 года между ООО “Торговый Дом “Пожавтокомплект“ (поставщик) и отрядом государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области (переименованного в ГУ “1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области“ (заказчик) по итогам аукциона был заключен государственный контракт N 1055, согласно которому поставщик обязался передать, а последний принять и оплатить товар - теплоотражательные комплекты ТОК-800, указанные в приложении N 1 к контракту.

Цена контракта согласно пункту 1.1 составила 1 325 000 руб.

Поставщик по товарной накладной от 11.09.2008 N 40 передал заказчику теплоотражательные комплекты на сумму 1 325 000 руб.

По условиям раздела 2 контракта оплата за поставленную продукцию производится заказчиком безналичным расчетом путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика полностью по факту поставки товара на склад заказчика. Источником финансирования указан областной бюджет.

Однако заказчик оплату полученного товара не произвел, что послужило основанием для обращения поставщика в суд за принудительным взысканием задолженности.

С выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований за счет средств казны Иркутской области апелляционный суд соглашается, принимая во внимание следующее.

Между Администрацией Иркутской области и МЧС России заключено утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22.05.2008 N 382 Соглашение о передаче друг другу
осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном Ф.И.О. мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасения людей на водных объектах.

Пунктом 1 ст. 2 указанного Соглашения установлено, что Администрация Иркутской области передает, а МЧС России принимает полномочия по организации мероприятий по защите населения и территории Иркутской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций. Принимаемые МЧС России полномочия реализуются за счет средств областного бюджета.

Согласно п. 2 Соглашения, реализацию передаваемых Администрацией Иркутской области полномочий на территории Иркутской области от имени МЧС России осуществляет Главное управление МЧС России, которое для этих целей наделяется правами выступать от имени Иркутской области в качестве государственного заказчика Иркутской области на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Иркутской области в пределах передаваемых в соответствии с Соглашением полномочий; заключать в установленном порядке договоры и соглашения по вопросам реализации полномочий, передаваемых в соответствии с Соглашением; распределять и расходовать в установленном законодательством порядке финансовые и материальные средства, выделенные на реализацию передаваемых полномочий.

В 2005 году в целях реализации “Соглашения... “ Российской Федерацией в лице МЧС России был создан отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области, что следует из пункта 1 “Положения об отряде государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области“, утвержденного приказом Главного управления МЧС России по Иркутской области от 25.05.2005
N 183.

На отряд возложено исполнение полномочий Иркутской области в сфере обеспечения противопожарной безопасности в границах Иркутской области.

Пунктом 5 и 7 “Положения об отряде... “ предусмотрено, что источником финансирования отряда будут средства бюджета Иркутской области (в части выполнения функций и полномочий Иркутской области) и федерального бюджета (оплата труда и содержание), а также статус отряда как главного распорядителя денежных средств областного бюджета.

27.12.2007 между Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Иркутской области заключено новое “Соглашение о передаче друг другу осуществление части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации осуществления на межмуниципальном Ф.И.О. мероприятий по ГО, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах“, которое также было утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.05.2008 N 382.

По условиям “Соглашения... “ - статьи 2, 4 - для реализации принятых от Иркутской области как субъекта федерации полномочий МЧС России наделялась необходимыми правами, в том числе правом выступать от имени Иркутской области в качестве государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд области; правом выступать в качестве главного распорядителя областных бюджетных средств на осуществление принятых полномочий; а также необходимыми для реализации полномочий денежными средствами посредством финансирования за счет средств бюджета Иркутской области.

Территориальные подразделения МЧС РФ выступают и действуют от его имени.

Заключению государственного контракта от 01.08.2008 N 1055, предшествовало наделение отряда (учреждения) статусом главного распорядителя бюджетных средств Иркутской области (в Приложении N 9 к Закону Иркутской
области от 21.05.2008 N 17-оз “Об областном бюджете на 2008 год“ государственное учреждение “1 ОФПС по Иркутской области“ указан в качестве главного распорядителя областных бюджетных средств в ведомственной структуре расходов областного бюджета и в соответствии с уведомлением об уточненных лимитах бюджетных обязательств на 2008 год главному распорядителю бюджетных средств предусмотрено выделение 1 720 386 тыс. руб.

По условиям раздела 2 контракта оплата за поставленную продукцию производится заказчиком безналичным расчетом путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика полностью по факту поставки товара на склад заказчик.

Заказчик оплату полученного товара произвел не полностью, ввиду непредставления бюджетом Иркутской области выделенных средств, что подтверждается представленным Управлением федерального казначейства Иркутской области отчетом об исполнении бюджета (строка по 340 статье расходов лимиты бюджетных обязательств Иркутской областью профинансированы не в полном объеме).

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ данный Закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 1 статьи 3 названного Закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций
и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В соответствии со статьей 71 Бюджетного кодекса РФ все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (200 000 рублей) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии с частью 2 статьи 532 Гражданского кодекса РФ при оплате покупателем товаров по договору поставки для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.

На основании Соглашения между Администрацией
Иркутской области и МЧС России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.05.2008 N 382, Отряд государственной противопожарной службы МЧС по Иркутской области выступил заказчиком по рассматриваемому контракту.

Материалами дела подтверждается, что государственный контракт заключен государственным заказчиком ОГПС МЧС по Иркутской области в целях обеспечения государственных нужд Иркутской области, поставка товаров по государственному контракту, заключаемому по итогам аукциона, осуществляется для государственных нужд Иркутской области.

Как предусмотрено абз. 2 п. 2 ст. 4 Соглашения между Администрацией Иркутской области и МЧС России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.05.2008 N 382, согласованный обеими сторонами объем финансовых средств, необходимых для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, подлежит включению в проект областного бюджета (в отношении расходных обязательств Иркутской области).

Согласно приложению N 9 к Закону Иркутской области “Об областном бюджете на 2008 год“, в соответствии с уведомлением об уточненных лимитах бюджетных обязательств на 2008 год ГУ ОФПС по Иркутской области было предусмотрено 1 720 386 тыс. руб.

Так, лимиты финансирования отрядов из областного бюджета, с учетом условий Соглашения, были определены и предусмотрены в бюджете области на 2008 год.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что возложение на ГУ “1 ОФПС по Иркутской области“ обязанности по оплате поставщику ООО ЦКПБ “СЭЙВ плюс“ стоимости теплоотражательных комплектов ТОК-800, означает возложение бремени оплаты данного имущества на федеральный бюджет, что не соответствует требованиям действующего законодательства, условиям заключенного между Администрацией Иркутской области и МЧС России Соглашения, а также положениям рассматриваемого государственного контракта, согласно которым поставленные истцом теплоотражательные комплекты ТОК-800 приобретались государственным заказчиком ОГПС МЧС по Иркутской области для обеспечения государственных нужд Иркутской области и финансирование их оплаты должно осуществляться за счет средств областного бюджета.

Согласно Положению о министерстве финансов Иркутской области, утвержденном Постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120-пп, задачей министерства финансов Иркутской области является осуществление управления областными финансами, представление интересов областной казны в арбитражных судах.

Следовательно, требование истца о взыскании основного долга по указанному государственному контракту подлежат удовлетворению за счет казны Иркутской области в лице главного распорядителя бюджетных средств Иркутской области - Министерства финансов Иркутской области.

Доводы Министерства финансов Иркутской области о том, что надлежащим ответчиком по заявленному ОАО “ПТС“ иску является ГУ “1 ОФПС по Иркутской области“ как сторона по государственному контракту, а также доводы об отсутствии оснований для взыскания с него стоимости поставленного истцом по государственному контракту имущества, так как это имущество используется ГУ “1 ОФПС по Иркутской области“, подлежат отклонению.

ОГПС МЧС России по Иркутской области (ГУ “1 ОФПС по Иркутской области“) является государственным учреждением и не может владеть имуществом на праве собственности исходя из положений действующего законодательства.

В силу полномочий Министерства финансов Иркутской области, ссылки последнего на полномочия Министерства имущественных отношений Иркутской области, не привлеченного к участию в деле, судом не принимаются.

Ссылки заявителя жалобы на ответ начальника отдела технологии и программного обеспечения Управления информационных технологий Министерства финансов Иркутской области от 14.01.2010, судом апелляционной инстанции не принимаются, т.к. непроведение проверки электронных документов Отряда, на основании которых были проведены аукционы, на наличие доведенных лимитов бюджетных обязательств, не является доказательством отсутствия бюджетных обязательств Иркутской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В случае просрочки оплаты поставленного товара по условиям государственного контракта заказчик обязался уплатить неустойку, в порядке и на условиях, изложенных в пункте 4.6 договора. Неустойка по условиям договора устанавливается в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы контракта за каждый день просрочки и уплачивается со дня, следующего после для истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Как установлено п. 2.1.1 договора оплата должна быть произведена по факту поставки. Принимая во внимание положения ст. ст. 431, 486 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата товара предусмотрена непосредственно после его получения.

Согласно товарной накладной от 11.09.2008 N 40 товар получен заказчиком 11.09.2008, оплата за товар должна быть произведена не позднее 11.09.2008, следовательно, просрочка обязательства имеет место - с 12.09.2008.

Судом первой инстанции был произведен правильный расчет неустойки, обоснованно принято во внимание условие пункта 4.6 договора, согласно которому размер ставки рефинансирования ЦБ РФ определяется на день уплаты неустойки, которая на день вынесения решения составляет 8,5% годовых.

Ответчик-2, учитывая положения пп. 1 п. 1 ст. 337 Налогового кодекса РФ, которыми предусмотрено освобождение государственных органов-ответчиков от уплаты государственной пошлины в бюджет, вместе с тем, обязан возместить судебные расходы другой стороне по делу в случае, если решение принято не в пользу государственных органов.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в размере 1000 руб. должны быть возмещены Иркутской областью в лице Министерства финансов Иркутской области стороне, которая понесла данные расходы, заявляя кассационную жалобу, а именно - ГУ “1 ОФПС по Иркутской области“.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не установил оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта. Оснований для прекращения производства по делу также не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2010 года по делу N А19-19283/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия.

Постановление апелляционной инстанции обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий

Т.В.СТАСЮК

Судьи:

К.Н.ДАРОВСКИХ

Л.В.ОШИРОВА