Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17.05.2010 по делу N А19-7576/10-33 Суд отказал в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, поскольку не представлено доказательств того, что меры по утеплению помещений проведены, а также доказательств невозможности соблюдения возложенных на заявителя обязанностей в силу чрезвычайных событий и обстоятельств.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 мая 2010 г. по делу N А19-7576/10-33

Резолютивная часть решения объявлена 17.05.2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 17.05.2010 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества “Теплоэнергетическая компания Казачинско-Ленского района“

о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области N 1-43/10 от 10.02.2010 г.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: не явились,

от ответчика: Старостина Е.И. - паспорт, доверенность,

установил:

Закрытое акционерное общество “Теплоэнергетическая компания Казачинско-Ленского района“ (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с
заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 1-43/10 от 10.02.2010 г. “по делу об административном правонарушении“ Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее - ответчик, Служба).

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленное требование поддержал.

Представитель ответчика заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзывах, просит в удовлетворении требования отказать.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебное заседание начато 12.05.2010 г., судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании до 09 час. 55 мин. 17.05.2010 г.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Сотрудником прокуратуры совместно с должностным лицом Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области проведена внеплановая проверка Закрытого акционерного общества “Теплоэнергетическая компания Казачинско-Ленского района“ по обращениям граждан в прокуратуру, о чем составлен акт проверки от 25.12.2009 г.

Заместителем прокурора Казачинско-Ленского района в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностным лицом Службы вынесено постановление от 10.02.2010 г. N 1-43/10, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

Полагая постановление от 10.02.2010 г. N 1-43/10 нарушающим права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным.

В обоснование заявленного требования Общество указало на то, что в оспариваемом постановлении и материалах административного дела не указан порядок
измерения температуры воздуха в жилых помещениях, количество точек замера температуры, помимо эпизодических замеров нет информации о динамических наблюдениях в течение суток; нет информации о проведенных замерах кратности воздухообмена в квартирных помещениях обследованных домов, нет результатов проверки соответствия вентиляционного режима в указанных помещениях в соответствии с ГОСТом Р51617-2000; не указано когда производилась подготовка домов к эксплуатации в зимних условиях, не указана степень износа зданий, соответствие установленным требованиям тепловой защиты здания; не указано, в какой точке и в какое время производился замер температуры теплоносителя и каким прибором, производились или нет динамические наблюдения; производились или нет ремонтные, аварийные работы на теплосетях заявителя; не указана температура воздуха внешней среды. При проведении проверки не присутствовал представитель Общества, что является нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“. Заявитель является поставщиком услуг тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения, услуг по отводу сточных вод до границы раздела инженерных сетей заявителя и исполнителей услуг - организаций, осуществляющих обслуживание потребителей. Полагает, что ответственность должен нести исполнитель услуг.

Представитель административного органа в судебном заседании требование не признал, указав на законность и обоснованность привлечения заявителя к административной ответственности.

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителя ответчика, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего
оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. В силу статьи 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 Кодекса, уполномочены рассматривать органы государственной жилищной инспекции.

Согласно пункту 1 Положения о Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, утв. Постановлением администрации области от 31 октября 2007 года N 259-па Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по государственному контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям в области реализации жилищной политики, функции по государственному строительному надзору, выдаче разрешительных документов при строительстве и функции по государственному контролю и надзору в области долевого строительства. Служба действует на правах Государственной жилищной инспекции Иркутской области.

Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании договора аренды муниципального имущества N 29 от 20.04.2009 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Казачинско-Ленского муниципального района предоставил Закрытому акционерному обществу “Теплоэнергетическая компания Казачинско-Ленского района“ муниципальное имущество (согласно перечню имущества, являющемуся приложением к договору это сети водоснабжения, канализационные очистные сооружения и т.п.), расположенное по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, п. Магистральный, п. Улькан, п. Ключи, с. Казачинское, п. Небель, п. Окунайский для производства и бесперебойной подачи тепловой энергии и горячей, холодной воды, организации водоотведения, эксплуатации и обслуживания тепловых источников, водозаборов, канализационных станций, инженерных коммуникаций тепло-, водоснабжения, водоотведения, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры Казачинско-Ленского района для использования, эксплуатации в соответствии с целевым назначением имущества в целях решения вопросов местного значения и обеспечения поселений коммунальными услугами.

В соответствии с пунктом 1 Устава, Закрытое акционерное общество “Теплоэнергетическая компания Казачинско-Ленского района“ создано для осуществления функций управления жилым и нежилым фондом, объектами жилищно-коммунального хозяйства, а также для организации выполнения работ и услуг по эксплуатации, содержанию и ремонту жилым и нежилым фондом, объектами жилищно-коммунального хозяйства, и благоустройства в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли

Оплата коммунальных услуг населением производится Обществу, что подтверждается представленными в деле платежными документами и не опровергнуто заявителем.

В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных
названным Кодексом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).

В соответствии с Правилами N 307, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Пунктом 3 Правил N 307 установлено, что потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; а исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Согласно пункту 6 Правил N 307 к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по отоплению, то есть поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам. А именно: не ниже +18 град. °С (в угловых комнатах - +20 град. °С), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - -31 град. °С и ниже - +20 (+22) град. °С. Отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.

В соответствии с пунктом 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных
ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В силу пункта 75 Правил N 307 установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг несет исполнитель.

Таким образом, заявитель является исполнителем услуг, учитывая определение понятия, изложенное в пункте 3 Правил N 307, согласно которому исполнитель это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

В связи с чем отклоняются доводы заявителя о том, что он не является субъектом правоотношений.

Как следует из представленных документов, проверкой установлено следующее:

1) в квартире N 1 жилого дома N 1 по адресу: Казачинско-Ленский район, п. Улькан, ул. Захара Тарасова температура составляет +14 °С при нормативе в жилых комнатах +22 °С, что не соответствует ГОСТ Р 51617-2000 “Жилищно-Коммунальные услуги“. Общие технические условия. Таблица 3 - Показатели микроклимата помещений“;

2) в квартире N 3 жилого дома N 1 по адресу: Казачинско-Ленский район, п. Улькан, ул. Захара Тарасова температура составляет +13 °С при нормативе в жилых комнатах +22 °С, что не соответствует ГОСТ Р 51617-2000 “Жилищно-Коммунальные услуги“. Общие технические условия. Таблица 3 - Показатели микроклимата помещений“;

3) в квартире N 2 жилого дома N 2 по адресу: Казачинско-Ленский район, п. Улькан, ул. Захара Тарасова в жилых комнатах температура составляет +17 °С при нормативе в жилых комнатах +22 °С, что не соответствует ГОСТ Р 51617-2000 “Жилищно-Коммунальные услуги“. Общие технические условия. Таблица 3 - Показатели микроклимата помещений“;

4) в квартире N 1 жилого дома N 3 по адресу: Казачинско-Ленский район, п. Улькан, ул. Захара
Тарасова в жилых комнатах температура составляет +18 °С, при нормативе в жилых комнатах +22 °С, что не соответствует ГОСТ Р 51617-2000 “Жилищно-Коммунальные услуги“. Общие технические условия. Таблица 3 - Показатели микроклимата помещений“;

5) в квартире N 1 жилого дома N 4 по адресу: Казачинско-Ленский район, п. Улькан, ул. Захара Тарасова в жилых комнатах температура составляет +13 °С при нормативе в жилых комнатах +22 °С, что не соответствует ГОСТ Р 51617-2000 “Жилищно-Коммунальные услуги“. Общие технические условия. Таблица 3 - Показатели микроклимата помещений“.

Замеры произведены в жилых помещениях прибором прошедшим сертификацию о проверке - пирометром НКОРТпз М8 07010829 (свидетельство о проверки N 36/376, действительно до 08.10.2010 г.), указано время суток (день) и температура наружного воздуха, которая согласно акту проверки от 25.12.2009 г. составляла на момент проверки -41° С.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 25.12.2009, справкой о результатах проверки от 23.12.2009 г., протоколом измерений метеорологических факторов N 26 от 22.12.2009 г.

Между тем, действующим законодательством не допускается при температуре наружного воздуха в -31 °С, отклонение температуры в жилом помещение в дневное время от температуры +20 °С, в угловых комнатах от температуры +22 °С.

Доказательства того, что установленные пунктом 15 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“ меры по утеплению помещений не проведены, в деле отсутствуют.

Ссылка заявителя на пункт 2.6.10 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 “Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда“ признается необоснованной, поскольку в указанной норме говорится об обязательном наличии всей документации, подтверждающей готовность объектов
жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях до 15 сентября. Суд при этом учитывает, что проверяемые объекты жилищного фонда находятся в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также то, что заявитель не представил доказательств опровергающих готовность объектов к эксплуатации в зимний период.

Таким образом, заявитель, являясь исполнителем услуг, то есть лицом, ответственным за предоставление коммунальных услуг в жилые дома, допустил нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“.

Выявленные административным органом нарушения подтверждаются материалами дела и свидетельствуют о невыполнении Обществом своих обязанностей по предоставлению надлежащего отопления как коммунальной услуги.

Доводы заявителя, изложенные в исковом заявлении, о нарушениях, допущенных административным органом, проверены судом и признаны необоснованными, в том числе в связи с отсутствием ссылок на нормативные акты.

Доказательств невозможности соблюдения Обществом режима обеспечения населения коммунальными услугами в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он мог предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Каких-либо обстоятельств, препятствующих выполнению Обществом своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства, судом не установлено.

Общество не представило доказательств расторжения договора N 29 от 20.04.2009 г. либо приостановления исполнения обязательств по договору.

Суд полагает, что Служба доказала наличие обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности.

С учетом изложенного суд полагает, что Служба правомерно пришла к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших Службе полно, всесторонне и
объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в судебном заседании не установлено.

При назначении наказания Служба правомерно при отсутствии отягчающих обстоятельств назначило административный штраф в предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях минимальном размере - 5000 руб.

Довод Общества о том, что при проведении проверки не присутствовал представитель Общества, тем самым нарушены его права, отклоняется судом. Присутствие представителя при проведении проверок регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“, однако, в силу пункта 3 статьи 1 указанного закона, при осуществлении прокурорского надзора положения данного закона не применяются.

В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение административного органа о привлечении Общества к административной ответственности является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требования Общества следует отказать.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В связи с чем уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении заявленного требования Закрытого акционерного общества “Теплоэнергетическая компания Казачинско-Ленского района“ о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области N 1-43/10 от 10.02.2010 г. - отказать.

Возвратить Закрытому акционерному обществу “Теплоэнергетическая компания Казачинско-Ленского района“ уплаченную по платежному поручению N 324 от 25.03.2010 г. государственную пошлину в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья

Т.Ю.МУСИХИНА