Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 по делу N А19-10100/09 По делу о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения суда, и обязании приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения до момента фактического исполнения исполнительного листа.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2010 г. по делу N А19-10100/09

Резолютивная часть постановления вынесена 12 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,

судей Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Третьяковой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2010 года по делу N А19-10100/09 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области о признании незаконным бездействия Финансового управления Нижнеилимского муниципального района, с привлечением к
участию в деле в качестве третьих лиц Муниципального учреждения здравоохранения “Ново-Игирменская городская больница“, Администрации Нижнеилимского муниципального района (суд первой инстанции: Красько Б.В.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не было,

от управления: не было,

от третьих лиц: не было,

установил:

Заявитель - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области - обратился с требованием к Финансовому управлению Нижнеилимского муниципального района Иркутской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 13.06.2007 года по делу А19-5900/07-24, и обязании ответчика приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения до момента фактического исполнения исполнительного листа N 12315 по делу А19-5900/07-24.

Дело рассмотрено судом первой инстанции с участием в деле в качестве третьих лиц Муниципального учреждения здравоохранения “Ново-Игирменская городская больница“, Администрации Нижнеилимского муниципального района.

Суд первой инстанции решением от 19 февраля 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказал. Как следует из судебного акта, суд пришел к выводу о пропуске заявителем срока на обращение с иском в суд и отсутствию оснований для его восстановления.

Заявитель, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, указывая следующее. Судом не учтено, что оспариваемое бездействие не было закончено к моменту обращения в суд, следовательно, срок не пропущен. В материалах дела отсутствуют иные, кроме письма финуправления от 19.02.2009 года, документы, подтверждающие момент, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Не представлены доказательства направления инспекции извещения о неисполнении исполнительного листа ранее требования инспекции от 26.01.2009 года.

Заявитель, финуправление, третье лицо - Муниципальное учреждение здравоохранения
“Ново-Игирменская городская больница“, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили; инспекция заявила о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.

В судебном заседании объявлялся перерыв для извещения третьего лица - Администрации Нижнеилимского муниципального района - о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы до 12 часов 00 минут 12 мая 2010 года.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ст. 266 АПК РФ, в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Иркутской области от 13.06.2007 года по делу N А19-5900/07-24 с Муниципального учреждения здравоохранения “Ново-Игирменская городская больница“ с зачислением в соответствующие бюджеты взыскано 308174,47 руб. единого социального налога, 29913,11 руб. пени, 100 руб. государственной пошлины в федеральный бюджет РФ.

25.07.2007 года заявителю выдан исполнительный лист N 12315, 20.06.2008 года направленный инспекцией в Финансовое управление для осуществления взыскания и перечисления задолженности, которое на требование инспекции от 26.01.2009 года о представлении информации об исполнении (неисполнении) исполнительного документа письмом от 25.02.2009 года уведомило налоговый орган о невозможности в настоящий момент исполнить решение арбитражного суда (и/лист N 12315).

Поскольку требования направленного исполнительного листа в установленный п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнены не были, заявитель, полагая, что данное бездействие ответчика противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления Нижнеилимского муниципального района Иркутской области, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 13.06.2007
года по делу А19-5900/07-24, и обязании ответчика приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения до момента фактического исполнения исполнительного листа N 12315 по делу А19-5900/07-24.

Суд первой инстанции, придя к выводу о пропуске заявителем срока на обращение с иском в суд и отсутствию оснований для его восстановления, в удовлетворении заявленных требовании отказал.

Решение суда первой инстанции от 19 февраля 2010 года об отказе в удовлетворении заявленных требований не подлежит отмене (изменению), исходя из следующего.

Финансовое управление Нижнеилимского муниципального района Иркутской области является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, регулируется статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно указанной правовой норме орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Пунктом 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего
финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с письмом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган.

Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Должник обязан представить в орган платежное поручение на
перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (пункт 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Из изложенного следует, что ответчик в случае получения от заявителя исполнительного листа на взыскание денежных средств с муниципального учреждения, обязан был исполнить его в срок и в порядке, установленные пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ.

Как следует из материалов дела, исполнительный лист не был исполнен в установленные сроки и порядке, следовательно, оспариваемое бездействие в поведении финансового управления усматривается.

Вместе с тем вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на
обращение с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным оспариваемого бездействия является правильным, а доводы инспекции в данной части подлежат отклонению, исходя из следующего.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из анализа указанных норм следует, что заявитель должен доказать, что он обратился с указанным заявлением в установленный законом срок с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

Доводы инспекции об отсутствии в материалах дела иных, кроме письма финуправления от 19.02.2009 года, документов, подтверждающих момент, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, и о непредставлении доказательств направления инспекции извещения о неисполнении исполнительного листа ранее требования инспекции от 26.01.2009 года, апелляционным судом рассмотрены и признаны подлежащими отклонению на основании указанной нормы права, поскольку об оспариваемом бездействии заявителю стало известно по истечению трехмесячного срока, установленного для исполнения исполнительного документа, и десяти дней, установленных для информирования взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган.

Согласно материалам дела налоговая инспекция 20.06.2008 года направила исполнительный лист для исполнения в Финансовое управление Администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области, которое получило его 25.06. 2008 года и приняло к исполнению.

Из положений частей 5, 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что
главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Таким образом, поскольку исполнительный лист N 12315 поступил в финансовое управление 24.06.2008 года, бездействие по неприостановлению операций по расходованию средств на лицевом счете муниципального учреждения, кроме операций по исполнению исполнительных документов, началось с 25.09.2008 года, и по истечению десяти дней, установленных для информирования взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, то есть с 05.10.2008 года у налоговой инспекции возникло право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании указанного бездействия незаконным.

Довод налоговой инспекции о том, что спорный срок должен исчисляться со дня получения налоговой инспекцией ответа от финансового управления, то есть с 25.02.2009 года и истек 25.05.2009 года, в то время как инспекция обратилась в суд 30.04.2009 года, следовательно, срок не пропущен, не принимается апелляционным судом.

Фактически инспекция обратилась в суд не ранее 13.05.2009 года, о чем свидетельствует почтовый штамп на реестре почтовой корреспонденции об отправке копии искового заявления финансовому управлению (л.д. 18) и входящий штамп арбитражного суда от
19 мая 2009 года.

С требованием сообщить об исполнении (неисполнении) должником исполнительного документа, а также о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, налоговая инспекция обратилась к ответчику 26.01.2009 года, то есть также спустя длительное время после истечения трехмесячного срока исполнения исполнительных документов, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для вывода об уважительности причин пропуска срока либо о его течении с момента получения ответа финансового управления на указанное требование. Кроме того, заявитель в суде первой инстанции не ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока и приводил причин уважительности его пропуска.

Ссылка инспекции на незаконченность к моменту обращения в суд оспариваемого бездействия не может быть принята во внимание, поскольку начало течения спорного срока согласно части 4 статьи 198 АПК РФ связывается с моментом когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, и не связано с моментом окончания оспариваемого бездействия.

При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности отказа в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований в связи с пропуском срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2010 года по делу N А19-10100/ 09, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 февраля 2010 года по делу N А19-10100/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление апелляционного суда вступает в силу со дня его принятия.

Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

Т.О.ЛЕШУКОВА

Судьи

Е.О.НИКИФОРЮК

Э.В.ТКАЧЕНКО