Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 по делу N А19-24232/09 По делу о возврате излишне взысканного НДС.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2010 г. по делу N А19-24232/09

Резолютивная часть постановления вынесена 08 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,

судей Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Третьяковой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2009 года по делу N А19-24232/09 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Управление лесозаготовок и лесосплава“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области о возврате 111779,31
руб. излишне взысканного НДС (суд первой инстанции: Луньков М.В.)

при участии в судебном заседании:

от общества: не было,

от инспекции: не было,

установил:

Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью “Управление лесозаготовок и лесосплава“ - обратился в суд с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области о возврате 111779,31 руб. излишне взысканного НДС.

Суд первой инстанции решением от 24 ноября 2009 года заявленные требования удовлетворил. Как следует из судебного акта, суд установил отсутствие правовых оснований выставления требования об уплате спорной суммы НДС в связи с отсутствием недоимки.

Инспекция, не согласившись с решением суда, обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ее заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, указывая следующее. Согласно представленным налоговым декларациям по НДС за 1 квартал 2006 года с учетом уточнений НДС в сумме 111779,31 руб. исчислен к уменьшению. По результатам камеральной проверки указанная выше сумма налога была возмещена.

По результатам выездной налоговой проверки инспекцией предложено налогоплательщику уменьшить НДС в сумме 111779,31 руб. как излишне предъявленный к возмещению из бюджета, в связи с чем данная сумма была восстановлена к уплате 26.12.2008 года (дата вынесения решения по выездной проверке N 14-32.11/11). В соответствии с п. 2 ст. 70 НК РФ инспекцией выставлено требование от 04.05.2009 года N 1077 об уплате налога, пени, штрафа, включающего, в том числе, восстановленную сумму НДС за 1 квартал 2006 года в размере 111779,31 руб.

22.05.2009 года налогоплательщиком представлены две уточненных декларации за 1 квартал 2008 года с суммой начисления по расчету 201000 руб., за 2 квартал 2008 года с суммой уменьшения по расчету 201000 руб. Уменьшением в
сумме 201000 руб. был произведен зачет НДС, восстановленного по выездной проверке в сумме 111779,31 руб. Так как зачет переплаты производится в хронологическом порядке, оставшаяся сумма переплаты в размере 90020,69 руб. направлена на уплату НДС, начисленного по расчету за 1 квартал 2008 года. На остаток задолженности выставлено требование от 16.07.2008 года N 16098.

По заявлению налогоплательщика от 06.08.2009 года N 290/764 инспекцией произведен зачет с КБК 182101011010000110 (налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет) на КБК 18210301000011000110 (налог на добавленную стоимость) на сумму 111779,31 руб. по сроку начисления 21.04.2008 года, о чем налогоплательщик уведомлен письмом 13.08.2009 года N 2561.

Довод общества о том, что у него не возникла обязанность по уплате налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2006 года в размере 111779,31 руб., а также ссылка на уплату НДС в 2006 году платежными поручениями от 20.07.2006 N 2441, от 21.08.2006 N 2740, от 20.09.2006 N 3080, от 20.10.2006 N 3371, от 20.11.2006 N 3713, от 22.12.2006 N 4258 необоснованны. Все платежные поручения отражены в карточке лицевого счета, уплаченные суммы зачтены по указанным налогоплательщиком в платежных документах срокам начисления.

Вывод суда первой инстанции о том, что факт уплаты обществом налога на добавленную стоимость в спорной сумме подтверждается п. 3.2 резолютивной части решения инспекции, приложением N 2.2-1.1-1 к акту выездной налоговой проверки инспекция полагает необоснованным.

Надлежащим образом извещенные общество, налоговая инспекция в судебное заседание своих представителей не направили, инспекция заявила о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ст. 266 АПК РФ, в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Рассмотрев материалы дела, обсудив
доводы заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по соблюдению им налогового законодательства, в том числе по НДС за 2005 - 2007 годы, о чем составлен акт проверки и 26.12.2008 года вынесено решение N 14-32.11/11 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“.

04 мая 2009 года обществу выставлено требование N 1077 на уплату, в том числе, 111779,31 руб. НДС, основанием взимания налога указано решение инспекции по выездной налоговой проверке.

В порядке исполнения требования N 1077 согласно заявлению налогоплательщика от 06.08.2009 года налоговым органом произведен зачет на сумму 111779,31 руб. переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты спорного налога на добавленную стоимость (уведомление о произведенном зачете от 13.08.09 года N 2561).

По заявлению налогоплательщика от 04.09.2009 года N 128 о возврате излишне взысканного налога на добавленную стоимость инспекцией 10.09.2009 года принято решение N 637 об отказе в осуществлении возврата в связи с отсутствием факта излишнего взыскания налога.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Налоговые органы в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно ст. 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня,
когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной им в Определении от 27 декабря 2005 года N 503-О, требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения; если зачисление налога в бюджет происходит на основании требования налогового органа, направляемого налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении, то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога, и, соответственно, статья 78 НК РФ применена быть не может; положение абзаца первого пункта 4 статьи 79 НК РФ предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.

Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, в том числе, со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или
сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

Таким образом, взыскание спорной суммы НДС произведено зачетом переплаты по налогу на прибыль на основании соответствующего решения инспекции о зачете.

Поскольку зачисление спорного налога в бюджет произведено обществом на основании акта выездной налоговой проверки, решения по акту проверки, требования об уплате налога, являющегося мерой государственного принуждения, следует признать, что спорная сумма невозвращенного налога является излишне взысканной, к порядку возврата которой применяются положения статьи 79 НК РФ.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).

Наличие у общества недоимки по НДС на дату выставления требования налоговым органом не доказано.

Согласно пункту 3.2 резолютивной части решения от 26.12.08 года N 14-32.11/11 налогоплательщику предложено уменьшить излишне предъявленный в 2006 году к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость в общей сумме 111779, 31 руб. Как указывает инспекция, согласно представленным налоговым декларациям по НДС за 1 квартал 2006 года с учетом уточнений НДС в сумме 111779,31 руб. исчислен к уменьшению и возмещен по результатам камеральной проверки. По результатам выездной налоговой проверки инспекцией предложено налогоплательщику уменьшить НДС в сумме 111779,31 руб. как излишне предъявленный к возмещению из бюджета, в связи с чем данная сумма была восстановлена к уплате 26.12.2008 года.

Между тем неправомерно возмещенный НДС не
влечет возникновение недоимки по налогу. Доказательства возмещения спорной суммы НДС (путем возврата или зачета) в материалах дела отсутствуют. Решение инспекции не содержит вывода или предложения о восстановлении неправомерно возмещенного НДС.

Таким образом, при отсутствии правовых оснований для выставления требования на уплату НДС взыскание спорной суммы НДС путем зачета переплаты по налогу на прибыль противоречит НК РФ.

Общество указывает, что спорный НДС оплачен также в феврале, апреле, июне, октябре, ноябре 2006 года. В обоснование данного довода ссылается на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.07.2009 года по делу N А9-10482/09, что свидетельствует о повторности уплаты налога по требованию инспекции N 1077 от 04 мая 2009 года.

По утверждению инспекции, по двум уточненным декларациям за 1 квартал 2008 года с суммой начисления по расчету 201000 руб., за 2 квартал 2008 года с суммой уменьшения по расчету 201000 руб., уменьшением в сумме 201000 руб. был произведен зачет НДС, восстановленного по выездной проверке в сумме 111779,31 руб. Между тем данный довод инспекции ею документально не подтвержден, поскольку не представлены доказательства (пояснения налогоплательщика, иные документы) того, что данное уменьшение направлено на зачет НДС, восстановленного по выездной проверке в сумме 111779,31 руб.

Согласно п. 1 ст. 79 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Из материалов дела не следует наличие такой задолженности.

Таким образом, с учетом установленных
судом первой инстанции фактических обстоятельств по делу, им сделан обоснованный вывод о наличии факта излишнего взыскания налогов и на обращение налогоплательщика с иском в арбитражный суд в пределах срока исковой давности.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2009 года по делу N А19-24232/09, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2009 года по делу N А19-24232/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление апелляционного суда вступает в силу со дня его принятия.

Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

Т.О.ЛЕШУКОВА

Судьи

Е.О.НИКИФОРЮК

Э.В.ТКАЧЕНКО