Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010 по делу N А10-2566/2009 По делу об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные суммы единого социального налога и об отмене решения налогового органа об отказе в осуществлении зачета.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2010 г. по делу N А10-2566/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 января 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей: Лешуковой Т.О., Ткаченко Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевым Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу общества с ограниченной ответственностью “Основа“ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 сентября 2009 г., принятое по делу N А10-2566/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Основа“ к Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Бурятия об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные
суммы единого социального налога в размере 4335534 руб. 53 коп. и признании незаконным решения налогового органа от 18.05.2009 г. N 0309-06-12/2120 об отказе в осуществлении зачета (суд первой инстанции - О.С. Найданов),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Основа“ (далее - общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Бурятия к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 (далее - налоговый орган) по Республике Бурятия (далее - налоговый орган) с требованиями, уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 5 л.д. 110), об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные суммы единого социального налога в размере 4335534 руб. 53 коп. и признании незаконным решения налогового органа от 18.05.2009 г. N 0309-06-12/2120 об отказе в осуществлении зачета.

Решением от 16 сентября 2009 г. Арбитражный суд Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказал. В обоснование суд указал, что установление факта излишней уплаты налога могло быть осуществлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в силу статьи 88 Кодекса составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Кроме того, срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 4 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного
суда Республики Бурятия по делу А10-2566/2009 от 16.09.2009 г. отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе указывает, что ООО “Основа“ до настоящего времени не было получено надлежащим образом оформленное решение о возврате или отказе в возврате излишне уплаченных сумм налога, в порядке ст. 78 НК РФ. Кроме того, в настоящее время налогоплательщиком ООО “Основа“ оспаривается Решения МРИ ФНС N 8 по Республике Бурятия N 468 от 23.06.2009, N 482 от 07.07.2009, N 483 от 07.07.2009 г., N 484 от 07.07.2009 г., N 467 от 23.06.2009 г., N 466 от 23.06.2009 г., N 465 от 22.06.2009 г., N 485 от 07.07.2009 г., N 469 от 23.06.2009 г., N 486 от 07.07.2009 г., N 487 от 07.07.2009 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (имеются в материалах дела), вынесенные по итогам проведения камеральных налоговых проверок.

От налогового органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что возврат или зачет налога произвести было не возможно, так как по представленным уточненным налоговым декларациям проводилась камеральная проверка и по акту произведено доначисление ЕСН. Кроме того, решения по камеральным проверкам обществом обжаловались в Арбитражном суде Республике Бурятия, которым было вынесено решение об отказе в удовлетворении требований.

Представитель Заявителя по делу - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым от 21.12.2009 г. N 672000 18 04977 9. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие
представителя (факсограмма от 12.01.2010 N 44).

Представитель заинтересованного лица по делу - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 14.12.2009 г. N 672000 18 04976 2. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя (факсограмма от 14.01.2010 N 99).

Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Общество с ограниченной ответственностью “Основа“ зарегистрировано в качестве юридического лица 10.12.2001 г. за ОГРН 1020300665659, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 15.07.2009 г. (т. 2 л.д. 138), свидетельством серия 03 N 000199635 (т. 1 л.д. 34). В соответствии с п. 3.1 Устава (т. 1 л.д. 24 - 33) основной целью деятельности Общества является получение прибыли, а также удовлетворение потребностей в работах, услугах, продукции, товарах и иные не запрещенные законодательством виды деятельности.

В соответствии с п. 10.3 Устава генеральный директор общества действует без доверенности от имени общества. Согласно выписке из протокола N 41 от 12.07.2007 г. Маков Олег Алексеевич избран генеральным директором общества (т. 2 л.д. 143). Указанные сведения подтверждаются и выпиской из ЕГРЮЛ.

Обществом был исчислен и уплачен единый социальный налог с сумм выплат и вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу физических лиц за выполнение в пользу общества работ, оказание
услуг за 2006 - 2008 гг. в размере 4335534 руб. 53 коп.

20.02.2009 г. общество представило в налоговый орган уточненные расчеты авансовых платежей по единому социальному налогу за 1, 2, 3, 4 кварталы 2006 г., 2007 г., 1, 2 и 3 кварталы 2008 г., уточненные декларации по единому социальному налогу за 2006 г., 2007 г., согласно которым по всем указанным отчетным и налоговым периодам отражена нулевая налоговая база, в результате чего сумма единого социального налога, подлежащая уплате в Федеральный бюджет и во внебюджетные фонды, уменьшена до нуля.

Одновременно, 20.02.2009 г. общество представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные периоды 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2006, 2007 годов, 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2008 года, за налоговые периоды - 2006, 2007 годы.

Налоговым органом проведена камеральная проверка уточненных расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу за 1, 2, 3, 4 кварталы 2006 г., 2007 г., 2008 г., уточненных деклараций по единому социальному налогу аз 2006 г., 2007 г.

По результатам проверки налоговым органом вынесены решения от 22.06.2009 г., 23.06.2009 г. и от 07.07.2009 г. N 465 - 469, 482 - 487 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности и предложено налогоплательщику уплатить недоимку по единому социальному налогу, соответствующие суммы пеней (т. 5 л.д. 1 - 91).

Общество направило в налоговый орган заявления от 02.02.2009 г. N 31 (т. 2 л.д. 12), о возврате излишне уплаченного единого социального налога в сумме 4453299 руб., от 02.03.2009 г. N 31 (т. 2 л.д. 9) о возврате излишне уплаченного единого социального
налога в сумме 4505300 руб.

Письмами от 11.03.2009 г., 16.03.2009 г. (т. 2 л.д. 11) и от 26.03.2009 г. (т. 2 л.д. 8), направленными в адрес Общества, налоговый орган сообщил о невозможности проведения возврата налога ввиду наличия задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, по налогу на добавленную стоимость, по налогу на имущество организаций, по транспортному налогу и проведения камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций по единому социальному налогу.

06.04.2009 г. исх. N 35 (т. 2 л.д. 4) общество направило в налоговый орган заявление с просьбой произвести зачет излишне уплаченного единого социального налога в общей сумме 4505300 руб. в счет погашения недоимки по страховым взносам, по налогу на добавленную стоимость, по налогу на имущество организаций, по транспортному налогу.

13.04.2009 г. (т. 2 л.д. 3) налоговый орган в адрес заявителя направил письмо N 0309-06 с сообщением о невозможности произвести зачет, так как по уточненным налоговым декларациям, представленным обществом 20.02.2009 г., проводится камеральная налоговая проверка. До вынесения решения по камеральной проверке указанная сумма не является излишне уплаченной, поэтому не может быть возвращена или зачтена.

05.05.2009 г. (т. 2 л.д. 7) общество направило налоговому органу заявление с просьбой произвести зачет излишне уплаченного единого социального налога в счет погашения недоимки по налогу на добавленную стоимость, пеней и штрафа, которое было получено налоговым органом 06.05.2009 г.

18.05.2009 г. (т. 2 л.д. 6) налоговым органом вынесено решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) N 0309-06-12/2120, так как по результатам проведенной камеральной проверки составлен акт и произведено доначисление единого социального налога. Данное решение получено представителем общества Хайрутдиновой Л.Г. (т. 2
л.д. 144) 20.05.2009 г.

Общество, не согласившись с вынесенным решением налогового органа об отказе в осуществлении зачета (возврата) N 0309-06-12/2120 от 18.05.2009 г. (далее - оспариваемое решение), обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия. Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Как следует из оспариваемого решения и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 5 л.д. 1 - 91), акты по камеральным проверкам уточненных деклараций были составлены в день вынесения оспариваемого решения и на них имеется ссылка в оспариваемом решении.

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в
течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В соответствии с п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из следующего. Статья 78 НК РФ регулируя порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога, не определяет при этом процедуры признания соответствующих сумм в качестве излишне уплаченных, а также не устанавливает сроков, в течение которых налоговым органом должна быть осуществлена проверка заявления налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога.

По смыслу пункта 8 статьи 78 НК РФ предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются
те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. В таком случае десятидневный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (абзац 2 пункта 6 статьи 78 НК РФ).

В рассматриваемом деле установление факта излишней уплаты налога могло быть осуществлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в силу статьи 88 Кодекса составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. В случае установления данного факта по итогам камеральной проверки, учитывая наличие заявления общества о возврате (зачете), налоговый орган обязан будет в течение срока, определенного пунктом 4 статьи 78 НК РФ.

В пункте 11 Информационного письма N 98 от 22.12.2005 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.

Таким образом, срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 4 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна
была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что по смыслу норм статьи 78 НК РФ возвращены или зачтены могут быть только те суммы налога, которые являются бесспорными, то есть при отсутствии сомнений в их статусе излишне уплаченных.

Как следует из оспариваемого решения, на момент его вынесения уже имелись акты камеральных проверок, в которых были сделаны выводы о доначислении ЕСН, то есть указанные суммы налога утратили статус бесспорных. Вопрос о статусе этих сумм мог быть разрешен только вынесением решений по результатам камеральных проверок. Следовательно, на момент вынесения оспариваемого решения оснований для проведения зачета у налогового органа не имелось.

Обществом заявлялось ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу, которое было рассмотрено в судебном заседании суда апелляционной инстанции и в его удовлетворении было отказано. Общество просило о приостановлении производства по делу, мотивируя свою просьбу оспариванием решений по камеральным проверкам в судебном порядке. Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении данного ходатайства, исходил из того, что сам факт обжалования решений налогового органа по камеральным проверкам в судебном порядке в последующем (т.е. после вынесения оспариваемого решения) не устраняет того обстоятельства, что у налогового органа на момент вынесения оспариваемого решения имелись сомнения в бесспорности сумм налога, предлагаемых к зачету. Поэтому независимо от результатов обжалования, оспариваемое решение должно быть оценено на предмет его законности и обоснованности на момент его вынесения.

В связи с изложенным суд апелляционной инстанции, также как и суд первой инстанции, приходит к выводу, что оспариваемые действия и решение налогового органа соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, оснований для обязания налогового органа возвратить излишне уплаченные суммы единого социального налога в размере 4335534 руб. 53 коп. и признания незаконным решения налогового органа от 18.05.2009 г. N 0309-06-12/2120 об отказе в осуществлении зачета не имеется.

Учитывая изложенное, апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы и считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 сентября 2009 г. по делу N А10-2566/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий

Е.О.НИКИФОРЮК

Судьи

Т.О.ЛЕШУКОВА

Э.В.ТКАЧЕНКО