Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.03.2010 по делу N А19-177/10-28 Суд признал незаконным распоряжение исполнительного органа субъекта РФ об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границу села, поскольку вывод о нецелесообразности включения земельного участка в границы села сделан с учетом мнения лишь одного исполнительного органа государственной власти, не наделенного соответствующими полномочиями по подготовке и принятию решений в сфере земельных отношений.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 марта 2010 г. по делу N А19-177/10-28

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18.03.2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24.03.2010 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Куклиной Л.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Ф.И.О. br>
к Правительству Иркутской области

о признании незаконным распоряжения N 336/144-рп от 09.12.2009

при участии в заседании:

от заявителя: Кузнецов Д.В., Мартынова А.А. - представитель по доверенности

от ответчика: Малых О.Е. - представитель по доверенности

установил:

Предприниматель Кузнецов Денис Владимирович (далее заявитель, предприниматель) обратился с требованием о признании незаконным распоряжения Правительства Иркутской области N 336/144-рп от 09.12.2009
“Об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границу села Хомутово“.

Заявитель и его представитель в судебном заседании требования поддержали, повторив доводы, изложенные в заявлении и дополнении к нему. В обоснование доводов указали, что у Правительства Иркутской области не имелось оснований для отказа в принятии решения о включении земельного участка в границу села Хомутово по указанным в распоряжении основаниям, в связи с чем, распоряжение является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, указав, что оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Кузнецов Д.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 38 N 001895453 от 29.03.2005. В соответствии с выданной лицензией от 06.06.2005 предпринимателю Кузнецову Д.В. разрешено осуществление строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

Предприниматель Кузнецов Д.В. является собственником земельного участка, категория земель “земли сельскохозяйственного назначения“, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 1 км. Севернее с. Хомутово, отделение N 5, поле Аэродром, участок N 1 с разрешенным использованием “крестьянско-фермерское хозяйство“, что подтверждается договором купли-продажи от 29.09.2007 г., передаточным актом, свидетельством о государственной регистрации права N 38АГ 689045.

07.11.2008 предприниматель Кузнецов Д.В. обратился к Главе Администрации Хомутовского муниципального образования с заявлением о включении указанного земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 1 км Севернее с. Хомутово, отделение N 5, поле Аэродром, участок N 1 в границы села Хомутово и изменении вида разрешенного использования - “крестьянско-фермерское хозяйство“ на другой вид разрешенного использования
- “для жилищного строительства“, с приложением пакета документов.

Рассмотрев данное заявление, Главой Хомутовского муниципального образования 27.01.2009 выдано Заключение N 52 о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, которое поступило вместе с заявлением предпринимателя Кузнецова Д.В. и приложенными к нему документами в Агентство имущественных отношений Иркутской области 02.02.2009 (вх. N 824).

09.12.2009 Правительством Иркутской области издано распоряжение N 336/144-рп “Об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границу села Хомутово“, в соответствии с которым в принятии решения о включении земельного участка, находящегося в собственности Кузнецова Д.В., входящего в состав земель сельскохозяйственного назначения, в границы села Хомутово Хомутовского муниципального образования отказано в связи с необходимостью сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, учитывая высокий уровень износа основных фондов (теплоисточников, объектов инженерной инфраструктуры), а также отсутствие резерва мощностей для подключения новых потребителей к энергосетям.

Заявитель, полагая, что указанное распоряжение Правительства Иркутской области не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его незаконным.

Суд, оценив в совокупности все представленные доказательства, пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пункт 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые интересы граждан или юридического лица, может быть признан судом недействительным. При этом, основанием для принятия решения суда о признании такого акта недействительным, является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении
земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

На основании ч. 5. ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:

1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;

2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.

Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы,
заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи (ч. 13 ст. 4.1).

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения (ч. 18 ст. 4.1).

Основания для отказа исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта предусмотрены частями 19, 20 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ.

Также отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта наряду с предусмотренными частями 19 и 20 настоящей статьи основаниями допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа (ч. 21 ст. 4.1).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.11.2008 предприниматель Кузнецов Д.В. обратился в орган местного самоуправления - Администрацию
Хомутовского муниципального образования с заявлением о включении в границы с. Хомутово Хомутовского муниципального образования участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием “крестьянско-фермерское хозяйство“, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 1 км севернее с. Хомутово, отделение N 5, поле Аэродром, уч. N 1 с кадастровым номером 38:06:100801:589, площадью 58834 кв.м и изменении разрешенного использования на вид “для жилищного строительства“.

27.01.2009 Главой Хомутовского муниципального образования выдано Заключение за N 52 о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта без проведения публичных слушаний в силу п. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ в связи с тем, что земельный участок планируется использовать под жилищное строительство.

Указанное Заключение N 52 от 27.01.2009 о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта было направлено вместе с заявлением предпринимателя Кузнецова Д.В. от 07.11.2008 и приложенными к нему документами в Агентство имущественных отношений Иркутской области и поступило в агентство 02.02.2009, о чем свидетельствует штамп за вх. N 824.

Согласно п. 7 п. п. 25 постановления Администрации Иркутской области N 312-па от 31.12.2007 г. “Об агентстве имущественных отношений Иркутской области“ Агентство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции по подготовке и представлению Правительству Иркутской области предложений: об отнесении земель и земельных участков в составе таких земель к определенным категориям; о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в государственной собственности Иркутской области; в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в
муниципальной или частной собственности, в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена; о включении земельных участков в границы населенных пунктов или исключении земельных участков из границ населенных пунктов, а также об установлении или изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков, либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов, до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 01.01.2010 г.

В соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 27.03.2009 N 98-рп “О подготовке информации о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов“ министерство имущественных отношений Иркутской области направляет заявления о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов, прилагаемые к нему документы, а также заключения органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов в министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, министерство сельского хозяйства Иркутской области (в отношении земель сельскохозяйственного назначения, министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области, службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области, службу архитектуры Иркутской области для подготовки данными исполнительными органами государственной власти Иркутской области информации, содержащей обоснованные выводы о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы населенных пунктов, а также о возможности установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков, в части вопросов, входящих в
компетенцию соответствующих исполнительных органов государственной власти Иркутской области.

В связи с чем 30.04.2009 Агентством имущественных отношений Иркутской области подготовлена служебная записка N 25-2278/1п, адресованная руководителям указанных исполнительных органов государственной власти Иркутской области, о подготовке и направлении последними в агентство информации, содержащей обоснованные выводы о возможности и целесообразности включения земельного участка, принадлежащего предпринимателю Кузнецову Д.В., в границы населенного пункта в части вопросов, входящих в компетенцию исполнительного органа государственной власти Иркутской области.

Основываясь на заключении, изложенном в служебной записке N 62-37-3615/9 от 20.05.2009 Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области, о нецелесообразности включения земельного участка, принадлежащего заявителю, в границу села Хомутово в связи с необходимостью сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, учитывая высокий уровень износа основных фондов (теплоисточников, объектов инженерной инфраструктуры), а также отсутствие резерва мощностей для подключения новых потребителей к энергосетям, заместителем руководителя Агентства имущественных отношений Иркутской области Кладовым С.В. подготовлен проект распоряжения N 336/144-рп “Об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границу села Хомутово“.

09.12.2009 Правительством Иркутской области издано распоряжение N 336/144-рп “Об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границу села Хомутово“, в соответствии с которым в принятии решения о включении земельного участка, находящегося в собственности Кузнецова Д.В., входящего в состав земель сельскохозяйственного назначения, в границы села Хомутово Хомутовского муниципального образования отказано.

При этом, как установлено судом, конкретные причины отказа в принятии решения о включении земельного участка в границу села Хомутово в распоряжении Правительством не указаны, а указано лишь на необходимость сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, учитывая высокий уровень износа основных фондов (теплоисточников, объектов
инженерной инфраструктуры), а также отсутствие резерва мощностей для подключения новых потребителей к энергосетям.

Суд находит, что данный отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу села Хомутово, указанный в оспариваемом распоряжении Правительством Иркутской области недостаточно обоснован.

Как установлено судом, вывод о нецелесообразности включения земельного участка, принадлежащего предпринимателю Кузнецову Д.В., в границы села Хомутово Правительством Иркутской области был сделан только с учетом мнения Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области, изложенного в служебной записке N 62-37-3615/9 от 20.05.2009, которое в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 01.10.2008 N 9-пп, не наделено полномочиями по подготовке и принятию решений в сфере земельных отношений.

Следовательно, Правительство Иркутской области не должно было руководствоваться при принятии распоряжения одним только заключением Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области.

В то же время, Правительством Иркутской области не были приняты во внимание положительные заключения, содержащиеся в служебных записках Министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, Министерства сельского хозяйства Иркутской области, Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, Службы архитектуры Иркутской области о возможности и целесообразности включения указанного земельного участка в границы села Хомутово и изменении вида разрешенного использования - “для жилищного строительства“.

Кроме того, суд находит, что при принятии оспариваемого распоряжения не были учтены решенные самим предпринимателем вопросы по энергоснабжению и водоснабжению.

Так, одной из причин отказа в принятии решения о включении земельного участка в границу села Хомутово в оспариваемом распоряжении является отсутствие резерва мощностей для подключения новых потребителей к энергосетям. Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области при вынесении заключения, изложенного в служебной записке N 62-37-3615/9 от 20.05.2009 руководствовалось письмом ООО “Иркутская электросетевая компания“ от 02.06.2009 N 002-05/573 об отсутствии в с. Хомутово Иркутского района резерва мощностей для присоединения новых потребителей к резервам электрической мощности по состоянию на 1 января 2009 года.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, предпринимателем Кузнецовым еще до подачи заявления от 07.11.2008 о включении в границы с. Хомутово земельного участка и изменении вида разрешенного использования был заключен договор N 17/1234 от 12.02.2008 об осуществлении технологического присоединения к электрической сети с ООО “Иркутская электросетевая компания“ в целях получения в будущем разрешения на присоединение мощности (акта технологического присоединения) и заключения договора энергоснабжения со сбытовой компанией по объекту, расположенному по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 1 км севернее с. Хомутово, отделение N 5, поле Аэродром, уч. N 1 в пределах заявленной единовременной мощности 140 кВт, в том числе, на цели отопления 110 кВт.

27.11.2009 между заявителем и ООО “Иркутская электросетевая компания“ был подписан акт N 725 о технологическом присоединении энергопринимающих устройств предпринимателя к электрической сети ООО “Иркутская электросетевая компания“. 27.10.2009 заявителем заключен договор энергоснабжения потребителя с присоединенной мощностью до 750 кВА N 897 по вопросам отпуска, использования и оплаты электрической энергии с максимальной мощностью 140 кВт, установлена электроустановка по адресу: Иркутский район, 1 км севернее с. Хомутово, отделение N 5, поле Аэродром, уч. N 1 - трансформаторная подстанция с разрешенной мощностью 140/110, подведена и подключена линия электропередач.

Следовательно, сведения об отсутствии резерва мощностей для присоединения новых потребителей к резервам электрической мощности по состоянию на 1 января 2009 года представлены в письме ООО “Иркутская электросетевая компания“ от 02.06.2009 N 002-05/573 уже с учетом заключенного с заявителем договора N 17/1234 от 12.02.2008. Резерв мощностей для присоединения новых потребителей к резервам электрической мощности уменьшился в связи с выделением его предпринимателю Кузнецову Д.В.

Однако данные обстоятельства при вынесении оспариваемого распоряжения не были выяснены, несмотря на то, что в заявлении предпринимателем прямо указано, что все необходимые вопросы, связанные с электроснабжением и водоснабжением им решены.

Также суд находит необоснованной ссылку в оспариваемом распоряжении на высокий уровень износа основных фондов (теплоисточников, объектов инженерной инфраструктуры). Как усматривается из материалов дела, предпринимателем Кузнецовым Д.В. при строительстве предполагается использование автономных инженерных систем. Согласно гидрогеологическому заключению на бурение скважины под воду N И-21 от 16.12.2009 запасы воды на хозяйственно-питьевое водоснабжение участка значительно превосходят требуемое СНиП 31-02-2001.

Ссылка ответчика на раздел 4.2 “Приоритеты территориального планирования поселений Иркутского районного муниципального образования“ Программы комплексного социально-экономического развития Иркутского районного муниципального образования на 2008 - 2012 годы, утвержденной решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 27.12.2007 N 39-304/рд, в соответствии с которым одним из приоритетов является повышение эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора экономики, а Иркутский район - это район сельскохозяйственного направления, в связи с чем нецелесообразно разрешение включения земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием “крестьянско-фермерское хозяйство“ в границы села Хомутово и необходимо сохранить его целевое назначение, также, по мнению суда, несостоятельна и не может быть принята во внимание.

В указанной Программе комплексного социально-экономического развития Иркутского районного муниципального образования на 2008 - 2012 годы отсутствуют какие-либо ограничения на запрет на включение земельных участков сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов и изменение разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. Наоборот, одним из пунктов перечня основных мероприятий для реализации данной Программе является развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры Иркутского района, чему заявитель и собирается содействовать при полном согласии органа местного самоуправления, и в связи с этим Главой Хомутовского муниципального образования выдано Заключение N 52 от 27.01.2009 о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта.

Кроме того, как усматривается из имеющегося в материалах дела распоряжения Заместителя главы администрации Иркутской области N 507-рз от 17.10.2007, администрация Иркутской области уведомляет орган местного самоуправления о ее незаинтересованности в приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в Иркутском районе, 1 км. Севернее с. Хомутово, отделение N 5, поле Аэродром, участок N 1, а поэтому необходимость сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, о которой указывает Правительство, ничем не подтверждается.

Также судом установлено, что в 2009 году имели место случаи продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в с. Хомутово Иркутского района и изменении вида их разрешенного использования - “для жилищного строительства“, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2009, согласно которого за Ковалевой Валентиной Николаевной зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, по адресу: Иркутский район, с. Хомутово, отделение N 1 - поле “Сухая степь“, пашня, участок 55.

Таким образом, ссылка на необходимость сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, учитывая высокий уровень износа основных фондов (теплоисточников, объектов инженерной инфраструктуры), а также отсутствие резерва мощностей для подключения новых потребителей к энергосетям, указанные в качестве оснований для принятия оспариваемого распоряжения не нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела.

В этой связи, суд пришел к выводу, что работа по заявлению Кузнецова Д.В. по уточнению и сбору всей необходимой информации для принятия обоснованного решения в нарушение действующего законодательства проведена не в полном объеме, недостаточно исследованы все документы и обстоятельства по заявлению Кузнецова Д.В., вывод о нецелесообразности включения земельного участка в границы села Хомутово и изменении вида разрешенного использования - “для жилищного строительства“ Правительством Иркутской области сделан с учетом мнения лишь одного исполнительного органа государственной власти, не наделенного соответствующими полномочиями по подготовке и принятию решений в сфере земельных отношений.

А поэтому, суд полагает, что при таких обстоятельствах у Правительства Иркутской области не имелось правовых оснований для отказа в принятии решения о включении земельного участка в границу села Хомутово по указанным в оспариваемом распоряжении основаниям. В связи с чем распоряжение Правительства Иркутской области N 336/144-рп от 09.12.2009 “Об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границу села Хомутово“ следует признать незаконным, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“, Программе комплексного социально-экономического развития Иркутского районного муниципального образования на 2008 - 2012 годы, утвержденной решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 27.12.2007 N 39-304/рд, а также нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, подготовка проекта распоряжения и его согласование производится в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в администрации Иркутской области и иных исполнительных органах государственной власти Иркутской области, утвержденной постановлением Губернатора Иркутской области N 170-п от 28.04.2007.

Из представленной ответчиком копии оспариваемого распоряжения усматривается, что проект распоряжения был подготовлен заместителем руководителя Агентства имущественных отношений Иркутской области Кладовым С.В. 03.09.2009. Однако с Министром экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Пашковым В.И. данный проект был согласован 10.07.2009, с Министром сельского хозяйства Иркутской области Бажановым Ю.С. - 20.07.2009, с Министром жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Канухиным Е.П. - 31.07.2009, то есть ранее даты подготовки самого проекта. Данное обстоятельство подтверждается вторым листом согласований к распоряжению Правительства Иркутской области и свидетельствует о нарушении выше названной инструкции.

Довод ответчика о том, что в соответствии со ст. 7, ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением и изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами, суд находит несостоятельным и не может принять во внимание, поскольку земельный участок, принадлежащий заявителю, не относится к ценным землям сельскохозяйственного назначения, так как не соответствует ни одному критерию, установленному в ч. 1 ст. 10 Закона Иркутской области “Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения в Иркутской области“ от 07.10.2008 N 69-оз.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В этой связи, учитывая изложенные обстоятельства, суд находит необоснованными рассмотренные в полном объеме доводы ответчика и считает необходимым заявленные требования удовлетворить.

По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обратившимся в суд, и государством.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога (сбора) прекращается уплатой налога (сбора) налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты пошлины прекращаются.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В этой связи то обстоятельство, что ответчиком является государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов. Законодательством не предусмотрено освобождение государственных или муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу (письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федера“ии от 23.03.2009 N ВАС-СО3/УП-456).

На основании изложенного, с Правительства Иркутской области в пользу предпринимателя Ф.И.О. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб.

Руководствуясь статьями 167 - 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным распоряжение Правительства Иркутской области N 336/144-рп от 09.12.2009 “Об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границу села Хомутово“, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“, Программе комплексного социально-экономического развития Иркутского районного муниципального образования на 2008 - 2012 годы, утвержденной решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 27.12.2007 N 39-304/рд.

Взыскать с Правительства Иркутской области в пользу предпринимателя Ф.И.О. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий 2-месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Судья

Л.А.КУКЛИНА