Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.03.2010 по делу N А19-29794/09-8 В удовлетворении иска о признании недействительным договора аренды с последующим выкупом недвижимого имущества и оборудования, применении последствий недействительности сделки отказано, поскольку наличие статуса “конкурсного кредитора“ не дает налоговому органу права считать себя заинтересованным лицом в совершении сделок иными юридическими лицами, к которым налоговый орган не имеет никакого отношения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 марта 2010 г. по делу N А19-29794/09-8

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12.03.2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15.03.2010 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Апанасик С.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)

Федеральной налоговой службы

к Открытому акционерному обществу “КОММУНАЛЬНИК“ (1), Муниципальному унитарному предприятию “Бирюсинское ТВК“ (2)

к третьему лицу: Открытому акционерному обществу “Бирюсинский гидролизный завод“

о признании недействительной ничтожной сделки и применении последствий недействительности сделки,

при участии в судебном заседании:

от истца (заявителя) - Гришева М.К. (представитель по доверенности); Цивань А.П. (представитель по доверенности);

от ответчиков:

1) - Лысенко В.М. (представитель по
доверенности);

2) - Глушнев Е.В. (представитель по доверенности); Ковпинец А.В. (директор);

от третьего лица - не явились;

установил:

Федеральная налоговая служба (истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу “КОММУНАЛЬНИК“ и Муниципальному унитарному предприятию “Бирюсинское ТВК“:

1. о признании недействительной ничтожной сделки - договора N Н-07/01 аренды с последующим выкупом недвижимого имущества и оборудования, заключенного 01.10.2007 между Открытым акционерным обществом “КОММУНАЛЬНИК“ и Муниципальным унитарным предприятием “Бирюсинское ТВК“;

2. о применении последствий недействительности сделки в виде:

обязания Муниципального унитарного предприятия “Бирюсинское ТВК“ возвратить Открытому акционерному обществу “КОММУНАЛЬНИК“ имущество, реализованное по сделке согласно Приложению N 1 к договору (179 единиц на сумму 10 695 000 рублей);

обязания Открытого акционерного общества “КОММУНАЛЬНИК“ возвратить Муниципальному унитарному предприятию “Бирюсинское ТВК“ 10 695 000 рублей.

В обоснование своих требований истец указал, что между Открытым акционерным обществом “КОММУНАЛЬНИК“ и Муниципальным унитарным предприятием “Бирюсинское ТВК“ 01.10.2007 заключен договор N Н-07/01 аренды с последующим выкупом недвижимого имущества и оборудования.

Указанная сделка, по мнению истца, заключена в нарушение части 3 статьи 79 Федерального закона от 26.12.1995 N 2008-ФЗ “Об акционерных обществах“, поскольку сделка является крупной, необходимо было одобрение общего собрания акционеров. Единственным акционером Открытого акционерного общества “КОММУНАЛЬНИК“ является Открытое акционерное общество “Бирюсинский гидролизный завод“, одобрения которого на совершение сделки не испрашивалось.

Ответчик - Открытое акционерное общество “КОММУНАЛЬНИК“ с иском согласился, указав, что действительно договор N Н-07/01 аренды с последующим выкупом недвижимого имущества и оборудования от 01.10.2007 был заключен между Открытым акционерным обществом “КОММУНАЛЬНИК“ в лице генерального директора Львова Е.Б. и Муниципального унитарного предприятия “Бирюсинское ТВК“ в лице директора Ковпинец А.В. Стоимость имущества составляет 91% балансовой
стоимости всего имущества Открытого акционерного общества “КОММУНАЛЬНИК“, то есть сделка являлась крупной. Со стороны единственного акционера Открытого акционерного общества “КОММУНАЛЬНИК“ - Открытого акционерного общества “Бирюсинский гидролизный завод“ решения об одобрении крупной сделки принято не было.

Ответчик - Муниципальное унитарное предприятие “Бирюсинское ТВК“ с иском не согласился. В обоснование своего несогласия ответчик указал на форс-мажорные обстоятельства, предшествующие совершению сделки - необходимость жизнеобеспечения жителей г. Бирюсинска, а именно: обеспечение тепло- и водоснабжением, которое ранее, до введения процедуры банкротства, обеспечивало Открытое акционерное общество “Бирюсинский гидролизный завод“, являясь градообразующим предприятием в г. Бирюсинске Иркутской области. С момента признания Открытого акционерного общества “Бирюсинский гидролизный завод“ банкротом (с 05.05.2006) функции обеспечения коммунальными услугами г. Бирюсинска были приняты на себя администрацией Тайшетского района и ею созданным Муниципальным унитарным предприятием “Бирюсинское ТВК“ (24.07.2006). Единственный возможный путь избежать возникновения кризисной ситуации - выкуп комплекса имущества у Открытого акционерного общества “КОММУНАЛЬНИК“, что и было сделано на средства, выделенные из областного бюджета. Ответчик полагает, что сделка не является крупной, поскольку цена реализации имущества, предложенная Открытым акционерным обществом “КОММУНАЛЬНИК“, соответствовала ликвидационной стоимости имущества, определенной независимым оценщиком; стоимость имущества являлась таковой, при которой не требовалось согласия акционера. Открытое акционерное общество “КОММУНАЛЬНИК“ не могло обеспечить отопительный сезон 2007 - 2008 года, и с целью недопущения возникновения кризисной ситуации в г. Бирюсинске администрация Тайшетского района, администрация Иркутской области, руководство Открытого акционерного общества “КОММУНАЛЬНИК“ приняли решение о заключении договора аренды имущества и оборудования с последующим выкупом.

Третье лицо - Открытое акционерное общество “Бирюсинский гидролизный завод“ в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим
образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв на иск не представило.

Суд полагает возможным рассмотреть дело по существу по имеющимся материалам дела в соответствии с частью 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральная налоговая служба обратилась в суд в порядке статей 166 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: сделку несоответствующую закону признать недействительной в силу ее ничтожности и применить последствия недействительности ничтожной сделки.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

По данному заявленному иску Федеральную налоговую службу нельзя признать заинтересованным лицом по данной сделке, так как интересы Федеральной налоговой службы при совершении сделки - заключении договора N Н-07/01 аренды с последующим выкупом недвижимого имущества и оборудования от 01.10.2007 между Открытым акционерным обществом “КОММУНАЛЬНИК“ и Муниципальным унитарным предприятием “Бирюсинское ТВК“ никоим образом не нарушены, и истец по делу никакого отношения к оспариваемой сделке и имуществу указанного юридического лица не имеет.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05.05.2005 по делу N А19-30116/05-29-63 Открытое акционерное общество “Бирюсинский гидролизный завод“ признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

Федеральная налоговая служба является конкурсным кредитором и в соответствии с нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ имеет право на удовлетворение денежных обязательств за счет конкурсной массы (имущества) именно Открытого акционерного
общества “Бирюсинский гидролизный завод“.

Решением собрания кредиторов Открытого акционерного общества “Бирюсинский гидролизный завод“ от 02.07.2007 (основной кредитор - Федеральная налоговая служба) принято решение о замещении активов должника - Открытого акционерного общества “Бирюсинский гидролизный завод“ в порядке статьи 141 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, о количестве обществ, создаваемых на базе имущества должника, об определении размеров уставных капиталов.

Именно уполномоченным органом - Федеральной налоговой службой, обладающей 99,98% голосов, приняты указанные решения.

На основании этих решений создано Открытое акционерное общество “КОММУНАЛЬНИК“ с уставным капиталом в размере 96 046 500 рублей, и имущество Открытого акционерного общества “Бирюсинский гидролизный завод“ в порядке замещения активов передано Открытому акционерному обществу “КОММУНАЛЬНИК“.

Взамен переданного имущества на сумму его стоимости (96 046 500 рублей) Открытое акционерное общество “КОММУНАЛЬНИК“ обязано было и выполнило обязательство - выпустило акции, которые переданы в конкурсную массу Открытого акционерного общества “Бирюсинский гидролизный завод“.

То есть, Открытое акционерное общество “КОММУНАЛЬНИК“ является собственником переданного имущества и оборудования по договору N Н-07/01 от 01.07.2007, и Федеральная налоговая служба никакого отношения к имуществу созданного общества не имеет, так как является лишь кредитором Открытого акционерного общества “Бирюсинский гидролизный завод“ и имеет право на удовлетворение своих требований только за счет имущества должника (Открытого акционерного общества “Бирюсинский гидролизный завод“).

Имущество Открытого акционерного общества “Бирюсинский гидролизный завод“ в порядке замещения активов (о чем принято решение основным конкурсным кредитором - Федеральной налоговой службой) трансформировалось в акции как результат замещения активов, и Федеральная налоговая служба должна была получить удовлетворение своих требований за счет продажи выпущенных акций.

Акции были выпущены номинальной стоимостью 1 рубль каждая, в количестве 96 046 500 штук, выпуску присвоен
государственный регистрационный номер 1-01-22259-F.

Реализация акций Открытого акционерного общества “КОММУНАЛЬНИК“ не состоялась, и на основании заявления конкурсного управляющего Открытого акционерного общества “Бирюсинский гидролизный завод“ Михайленко С.А. акции переданы на баланс муниципального образования.

То есть то имущество, за счет которого должно было быть удовлетворено денежное требование Федеральной налоговой службы, не обеспечило обязательства перед Федеральной налоговой службой, при этом, уполномоченный орган, как кредитор, реализовал все свои права, предусмотренные Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)“.

Все мероприятия в рамках процедуры банкротства Открытого акционерного общества “Бирюсинский гидролизный завод“ его кредитором - Федеральной налоговой службой не оспорены: ни решение о замещении активов, ни решение о выпуске акций, ни торги, ни передача акций муниципальному образованию.

Все вышеизложенные обстоятельства подтверждены участниками процесса, а также материалами дела N А19-30116/05-29-63 о банкротстве Открытого акционерного общества “Бирюсинский гидролизный завод“ (определения суда от 17.12.2009, от 26.02.2010).

Таким образом, наличие статуса “конкурсного кредитора“ Открытого акционерного общества “Бирюсинский гидролизный завод“ не дает Федеральной налоговой службе основанного на законе права считать себя заинтересованным лицом в совершении сделок иными юридическими лицами, в частности Открытым акционерным обществом “КОММУНАЛЬНИК“, к которому Федеральная налоговая служба не имеет никакого отношения. Сделки данного юридического лица не затрагивают ни права, ни интересы Федеральной налоговой службы, поскольку ее интересы защищаются не за счет имущества Открытого акционерного общества “КОММУНАЛЬНИК“, а за счет имущества Открытого акционерного общества “Бирюсинский гидролизный завод“ и, как указывалось выше, имущество Открытого акционерного общества “КОММУНАЛЬНИК“ никоим образом после замещения активов не относится к имуществу Открытого акционерного общества “Бирюсинский гидролизный завод“.

Поскольку иск предъявлен в суд ненадлежащим лицом, заявленные требования о признании недействительной ничтожной сделки - договора N
Н-07/01 аренды с последующим выкупом недвижимого имущества и оборудования, заключенного 01.10.2007 между Открытым акционерным обществом “КОММУНАЛЬНИК“ и Муниципальным унитарным предприятием “Бирюсинское ТВК“, и применении последствий недействительности сделки удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении исковых требований Федеральной налоговой службы к Открытому акционерному обществу “КОММУНАЛЬНИК“, Муниципальному унитарному предприятию “Бирюсинское ТВК“:

1. о признании недействительной ничтожной сделки - договора N Н-07/01 аренды с последующим выкупом недвижимого имущества и оборудования, заключенного 01.10.2007 между Открытым акционерным обществом “КОММУНАЛЬНИК“ и Муниципальным унитарным предприятием “Бирюсинское ТВК“;

2. о применении последствий недействительности сделки в виде:

обязания Муниципального унитарного предприятия “Бирюсинское ТВК“ возвратить Открытому акционерному обществу “КОММУНАЛЬНИК“ имущество, реализованное по сделке согласно Приложению N 1 к договору (179 единиц на сумму 10 695 000 рублей);

обязания Открытого акционерного общества “КОММУНАЛЬНИК“ возвратить Муниципальному унитарному предприятию “Бирюсинское ТВК“ 10 695 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока решение вступает в законную силу.

Судья

С.В.АПАНАСИК