Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14.01.2010 по делу N А19-29583/09-35 Суд признал незаконным бездействие финансового органа администрации по неисполнению решения арбитражного суда и обязал ответчика исполнить указанное решение в соответствии с исполнительным листом, поскольку ответчик в установленный срок не исполнил свои обязательства по перечислению на расчетный счет заявителя денежных средств по исполнительным документам.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 января 2010 г. по делу N А19-29583/09-35

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дмитриенко Е.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Дмитриенко Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области

к Финансовому управлению Администрации города Усть-Илимска

третье лицо - Муниципальное Учреждение культуры

“Централизованная библиотечная система“

о признании бездействия незаконным

при участии в судебном заседании:

от заявителя - не явились

от ответчика - не явились

от третьего лица - не явились

установил:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области (далее Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Финансовому управлению Администрации города Усть-Илимска (далее Финансовое
управление) с заявлением о признании незаконным бездействия по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 06.11.08 г. по делу N А19-13367/08-11, обязании ответчика с целью устранения нарушения прав взыскателя исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 06.11.08 г. по делу N А19-13367/08-11 в соответствии с исполнительным листом N 20520 от 06.11.08 г. в месячный срок и выдать соответствующий исполнительный лист.

Заявитель направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Ответчик направил письменные возражения на заявление Инспекции, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось.

Дело в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06.11.08 г. по делу N А19-13367/08-11 удовлетворены заявленные требования Инспекции о взыскании с МУК “ЦБС“ задолженности по налогам и пени.

Указанное решение суда вступило в законную силу 06.12.08 г., взыскателю 25.12.08 г. выдан исполнительный лист N 20520.

12.01.09 г. в адрес ответчика налоговым органом было направлено заявление N 06-04/00199 с приложением исполнительного листа N 20520 по делу N А19-13367/08-11 для осуществления взыскания и перечисления задолженности.

Заявитель, полагая, что бездействие ответчика по неисполнению решения Арбитражным судом Иркутской области от 06.11.08 г. по делу N А19-13367/08-11 противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его незаконным.

Исследовав представленные материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации
и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании пункта 5 статьи 242.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона РФ “Об исполнительном производстве“ от 02.10.07 г. N 229-ФЗ порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Согласно ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ).

В силу пункта 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Довод ответчика о том, что заявителем не представлены доказательства бездействия Финансового управления, в связи с тем, что заявление Инспекции было фактически направлено в адрес Администрации города Усть-Илимска, отклоняется судом по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, исполнительный лист N 20520 по делу N А19-13367/08-11 поступил в Финансовое управление 14.01.09 г., о чем свидетельствует уведомление о поступлении
исполнительного документа от 15.01.09 г. N 01-23/44, а также представленная заявителем копия выписки из журнала входящей корреспонденции Администрации города Усть-Илимска, согласно которой указанное заявление отписано начальнику Финансового управления Кравцовой Т.Д. 14.01.09 г.

Кроме того, доказательством поступления указанного исполнительного документа N 20520 в адрес Финансового управления является письмо Финансового управления от 27.08.2009 г. N 01-23/843, направленное в адрес налогового органа. Согласно указанному письму, в адрес Инспекции была направлена информация о задолженности по направленным исполнительным документам, в том числе по исполнительному листу N 20520, в разрезе учреждений с указанием сумм по состоянию на 28.08.09 г.

Ссылка ответчика на то, что главным распорядителем бюджетных средств в отношении МУК “ЦБС“ является Управление культуры Администрации города Усть-Илимска, не принимается судом в связи со следующим.

Согласно постановлению главы Администрации города Усть-Илимска от 01.11.07 г. N 1066 “Об утверждении перечня главных распорядителей средств бюджета города“, Управление культуры Администрации города Усть-Илимска является главным распорядителем средств бюджета города.

Вместе с тем, Финансовое управление является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета.

Учитывая, что исполнительный лист N 20520 поступил в Финансовое управление 14.01.09 г., требования, содержащиеся в нем, должны быть исполнены в срок до 14.04.09 г. Однако на день рассмотрения дела, денежные средства по исполнительным документам на расчетный счет заявителя перечислены не были.

Таким образом, судом установлено, что Финансовое управление не исполнило в установленный трехмесячный срок своих обязательств, тем самым нарушило требования статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку он лишен возможности получить взысканные по решению суда денежные средства (Аналогичная
правовая позиция содержится в постановлении Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.10.09 г. N А19-3103/09).

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих совершение финансовым органом действий, направленных на исполнение судебного акта, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Финансового управления Администрации города Усть-Илимска выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 06.11.08 г. по делу N А19-13367/08-11.

Обязать Финансовое управление Администрации города Усть-Илимска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке установленном действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья

Е.В.ДМИТРИЕНКО