Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.04.2010 N Ф03-1383/2010 по делу N А37-1525/2009 Правомерно удовлетворены исковые требования о взыскании убытков, возникших в связи с выплатой надбавки к заработной плате работникам муниципальных учреждений здравоохранения, имеющим почетные звания, так как выплата надбавки производилась на основании закона субъекта РФ и должна осуществляться за счет средств бюджета данного субъекта; обязательства по финансированию расходов на выплату надбавки в спорный период субъектом РФ не исполнены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2010 г. N Ф03-1383/2010

Резолютивная часть постановления от 13 апреля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Барбатова А.Н.

Судей: Карпушиной Т.Н., Саранцевой М.М.

при участии

от истца: представитель не явился

от ответчика: представитель не явился

от третьего лица: представитель не явился

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Департамента финансов администрации Магаданской области

на решение от 19.10.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009

по делу N А37-1525/2009 Арбитражного суда Магаданской области

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Дьячкова Э.Л., в апелляционном суде судьи Малышева Л.Г., Волкова М.О., Тихоненко А.А.

По иску Комитета по финансам мэрии города
Магадана

к Департаменту финансов администрации Магаданской области

третье лицо: Управление здравоохранения мэрии города Магадана

о взыскании убытков

Комитет по финансам мэрии города Магадана (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Департаменту финансов администрации Магаданской области (далее - Департамент) о взыскании 470 364 руб. 92 коп. убытков, возникших в период с 01.07.2008 по 30.06.2009 в связи с выплатой работникам муниципальных учреждений здравоохранения города Магадана, удостоенных звания “Почетный работник здравоохранения Магаданской области“, надбавки в размере 20 процентов должностного оклада (с учетом увеличения размера исковых требований в соответствии со статьей 49 АПК РФ).

Иск обоснован тем, что в силу статей 31, 83, 85 Бюджетного кодекса РФ и Закона Магаданской области от 17.02.2001 N 165-ОЗ “Об учреждении почетных званий в сферах здравоохранения и культуры Магаданской области“ выплата указанных надбавок относится к финансовым обязательствам бюджета Магаданской области. Поскольку Магаданская область не выполнила обязанности по финансированию расходов муниципального образования “Город Магадан“, за счет средств бюджета которого фактически выплачивались надбавки, у муниципального образования возникли убытки в размере цены иска, которые подлежат возмещению на основании статей 15, 1071 Гражданского кодекса РФ.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление здравоохранения мэрии города Магадана.

Решением Арбитражного суда Магаданской области от 19.10.2009 иск удовлетворен: с Департамента за счет казны Магаданской области в пользу истца взысканы 470 364 руб. 92 коп. на основании статей 15, 16 Гражданского кодекса РФ; статей 6, 65, 85 Бюджетного кодекса РФ; подпунктов “ж“, “з“ части 1 статьи 1 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации“; статьи 38 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“; Закона Магаданской области от 17.02.2001 N 165-ОЗ “Об учреждении почетных званий в сферах здравоохранения и культуры Магаданской области“.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 решение от 19.10.2009 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Департамент просит решение от 19.10.2009 и постановление от 25.12.2009 отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.

В обоснование жалобы приведены доводы о неправильном применении судами норм материального права, которыми обоснованы судебные акты, и о неприменении подлежащих применению статей 135, 144 Трудового кодекса РФ, статей 53, 75 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. По мнению заявителя жалобы, надбавки, выплачиваемые работникам муниципальных учреждений здравоохранения, имеющим звание “Почетный работник здравоохранения Магаданской области“, входят в состав заработной платы, а выплата заработной платы работникам муниципальных учреждений является расходным обязательством муниципального образования, поэтому не может быть признана его убытками.

В отзыве на кассационную жалобу Комитет выражает несогласие с изложенными в жалобе доводами и просит отказать в ее удовлетворении.

Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило.

В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представители истца, ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.

Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность решения суда первой инстанции от 19.10.2009 и постановления апелляционного суда от 25.12.2009, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для отмены названных судебных актов отсутствуют.

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций установили, что Законом Магаданской области от 17.02.2001 N 165-ОЗ “Об учреждении почетных званий в сферах здравоохранения
и культуры Магаданской области“ установлена ежемесячная надбавка в размере 20 процентов должностного оклада (тарифной ставки) работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и культуры Магаданской области, имеющим указанные почетные звания.

Согласно статье 2 данного Закона расходы, связанные с выплатой надбавок, осуществляются за счет средств областного бюджета, выделяемых на здравоохранение и культуру.

В спорный период выплата ежемесячной надбавки в размере 20 процентов должностного оклада работникам муниципальных учреждений здравоохранения города Магадана, удостоенных звания “Почетный работник здравоохранения Магаданской области“, производилась за счет средств бюджета муниципального образования “Город Магадан“.

Как установлено судами на основании представленных в дело доказательств, расходы муниципального образования на выплату указанной надбавки за период с 01.07.2008 по 30.06.2009 составили 470 364 руб. 92 коп.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу пункта 2 статьи 38 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, действовавшей в спорный период и подлежащей применению к спорным правоотношениям, увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых
федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими такие решения.

Основываясь на положениях данных норм права, арбитражные суды правомерно признали, что выплата надбавок лицам, получившим почетное звание “Почетный работник здравоохранения Магаданской области“ на основании Закона Магаданской области от 17.02.2001 N 165-ОЗ, в силу статьи 2 указанного Закона должна осуществляться за счет средств бюджета Магаданской области.

Установив, что Магаданская область не исполнила обязательства по финансированию расходов муниципального образования “Город Магадан“ на выплату указанных надбавок в спорный период, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска за счет средств казны Магаданской области.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что к спорным правоотношениям подлежали применению статьи 135, 144 Трудового кодекса РФ и статья 53 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, судом кассационной инстанции отклоняются. Данные нормы права, определяющие порядок формирования заработной платы и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно определять размер и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений, не содержат положений о бюджетном распределении финансового обеспечения дополнительных выплат, установленных субъектом Российской Федерации.

Кассационная инстанция не принимает во внимание ссылки заявителя жалобы на Порядок формирования фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений муниципального образования “Город Магадан“, утвержденный решением Магаданской городской Думы от 30.12.2004 N 77-Д, поскольку данный нормативный правовой акт также не содержит положений, устанавливающих выплату надбавок за звание “Почетный работник здравоохранения Магаданской области“ за счет средств местного бюджета.

Доводы кассационной жалобы о том, что убытки истца возникли из трудовых отношений, несостоятельны. Как установлено судами и подтверждается материалами дела, дополнительные расходы бюджета муниципального образования на выплату надбавки
работникам муниципальных учреждений здравоохранения, имеющим вышеуказанное почетное звание, обусловлены исключительно принятием Закона Магаданской области от 17.02.2001 N 165-ОЗ, который прямо предусматривает выплату указанных надбавок за счет средств областного бюджета.

С учетом изложенного ссылки заявителя кассационной жалобы на нормы Трудового кодекса РФ, а также его доводы о неправильном применении норм Бюджетного кодекса РФ, о недоказанности истцом вины субъекта Российской Федерации в причинении убытков муниципальному образованию, судом кассационной инстанции отклоняются как необоснованные и противоречащие установленным судами обстоятельствам.

Нормы материального и процессуального права применены арбитражными судами правильно, в связи с чем принятые по делу судебные акты не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

Решение от 19.10.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 по делу N А37-1525/2009 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

А.Н.Барбатов

Судьи:

Т.Н.Карпушина

М.М.Саранцева