Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.03.2010 N Ф03-1445/2010 по делу N А59-2558/2009 Дело о признании незаконным отказа в переоформлении права собственности на земельный участок, на котором расположено принадлежащее заявителю на праве собственности здание магазина, передано на новое рассмотрение, поскольку суд, делая вывод о нахождении спорного участка в границах красных линий, не выяснил факт введения в эксплуатацию здания магазина до утверждения генерального плана.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2010 г. N Ф03-1445/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Л.А.Боликовой

Судей: И.С.Панченко, О.Н.Трофимовой

при участии

от заявителя - открытого акционерного общества “Корсаковский морской торговый порт“: Кошеверов А.В. - представитель по доверенности от 01.03.2010 б/н;

от администрации Корсаковского городского округа: представитель не явился;

от Комитета по управлению государственным имуществом по Сахалинской области: Киселев О.Л. - начальник отдела земельных отношений по доверенности от 15.01.2010 б/н;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области: представитель не явился;

от открытого акционерного общества “Сахалинский трест инженерно-строительных изысканий“:
представитель не явился;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

открытого акционерного общества “Корсаковский морской торговый порт“

на решение от 25.09.2009

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2009

по делу N А59-2558/2009 Арбитражного суда Сахалинской области

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Шестопал И.Н., в суде апелляционной инстанции судьи: Симонова Г.А., Алферова Н.В., Бац З.Д.

По заявлению открытого акционерного общества “Корсаковский морской торговый порт“

к администрации Корсаковского городского округа

третьи лица: Комитет по управлению государственным имуществом по Сахалинской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области, открытое акционерное общество “Сахалинский трест инженерно-строительных изысканий“

об оспаривании решения муниципального органа

Открытое акционерное общество “Корсаковский морской торговый порт“ (далее - ОАО “Корсаковский морской торговый порт“, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Корсаковского городского округа (далее - администрация) об отказе переоформления права собственности на земельный участок, расположенный в г. Корсакове, ул. Портовая, 15, изложенного в письме от 02.03.2009 N 09-1705, и обязании администрации произвести указанное переоформление.

Определениями суда 27.07.2009 и 19.08.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области (далее - Росимущество), Комитет по управлению государственным имуществом по Сахалинской области, переименованный в соответствии с Постановлением губернатора Сахалинской области от 10.11.2009 N 28 в Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области, ОАО “Сахалинский трест инженерно-строительных изысканий“ (далее - ОАО “СахалинТИСИЗ“).

Решением суда первой инстанции от 25.09.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что часть земельного
участка площадью 153 кв.м., предоставленного заявителю, находится на землях общего пользования и не подлежит приватизации.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ОАО “Корсаковский морской торговый порт“, считающего судебные акты принятыми с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований общества.

По мнению общества, поскольку правоустанавливающие документы, документы государственного кадастрового учета не содержат сведений о том, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, а его часть имеет правовой режим земель общего пользования, у администрации отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося под зданием магазина, принадлежащего ОАО “Корсаковский морской торговый порт“.

Кроме того ОАО “Корсаковский морской торговый порт“ полагает, что заключение эксперта не может служить надлежащим основанием для подтверждения наличия красных линий на спорном земельном участке.

Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.

По мнению Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области, несмотря на то, что красные линии спорного земельного участка не установлены в проекте детальной планировки указанного района по причине отсутствия такого проекта, фактически часть земельного участка, предоставленного заявителю, площадью 153 кв.м. находится на землях общего пользования, что подтверждается экспертным заключением.

Администрация Корсаковского городского округа, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области, открытое акционерное общество “Сахалинский трест инженерно-строительных изысканий“, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в
судебное заседание не обеспечили, отзывы на кассационные жалобы не представили.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, присутствующих в судебном заседании, проверив правильность применения судами норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее

Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 17.02.2004 серия 65-АА N 055581 ОАО “Корсаковский морской торговый порт“ на основании договора купли-продажи недвижимости от 23.10.2000, приобрело у Корсаковского районного потребительского общества 2-этажное здание магазина Культмаг, площадью 555,3 кв. м., инв. N 2479 литер А, подземная этажность 1, кадастровый (условный) номер 65:03:00:00:2479:15/А, расположенное по адресу: г. Корсаков, ул. Портовая, 15, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 65-04-1Н/2000-149.

На основании постановления администрации Корсаковского городского округа от 07.06.2001 N 447 обществу выдано свидетельство о государственной регистрации права от 08.08.2001 серия 65 N 039868, по которому заявитель имеет право постоянного пользования земельным участком под магазином, с назначением земли городской застройки, площадью 701 кв. м., кадастровый номер 65:4:1:4:2:4, находящегося в г.Корсакове, ул.Свердлова, 2 (на основании постановления главы муниципального образования от 13.10.2003 N 831 - объекту административное здание ОАО “Корсаковский морской торговый порт“, расположенного по ул. Свердлова, 1-3, изменена нумерация на ул. Портовая, 15).

05.02.2009 общество обратилось в администрацию Корсаковского городского округа с заявлением о переоформлении в собственность земельного участка, находящегося под зданием магазина.

Письмом от 02.03.2009 N 09-1705 отказано в предоставлении в собственность земельного участка, со ссылкой на то,
что часть последнего находится за границей красной линии улицы Портовая и относится к землям общего пользования.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО “Корсаковский морской торговый порт“ с заявлением в арбитражный суд.

В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона РФ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ от 21.12.2001 N 178-ФЗ, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации,
земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Основанием для отказа администрацией в предоставлении земельного участка в собственность послужило нахождение части испрашиваемого земельного участка под зданием магазина за границей красной линии улицы Портовой, что подтверждается письмом администрации Корсаковского городского округа от 02.03.2009 N 09-1705.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, а не статья 358, которая отсутствует в указанном документе.

Обе судебные инстанции установили, что в нарушение требований статей 6 и 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 358 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, земельный участок, занятый магистральной улицей Портовая в городе Корсакове, не сформирован, границы его не установлены, кадастровый учет указанный земельный участок не прошел. Кроме этого суды признали, что правоустанавливающие документы, подтверждающие нахождение спорного участка за границами красных линий, отсутствуют.

Между тем по ходатайству администрации определением суда от 09.09.2009 назначено проведение землеустроительной экспертизы, которой установлено, что часть испрашиваемого в собственность земельного участка площадью 153 кв.м. находится в черте красной линии селитебной застройки.

Данное заключение, а также пояснительная записка к генеральному плану развития города Корсакова 1981 года положены в основу судебных актов, как доказательства, подтверждающие правомерность отказа администрации в предоставлении земельного участка обществу в собственность.

При принятии судебных актов судебные инстанции не учли, что в соответствии с положениями части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, с целью
разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.

При оценке имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Пункт 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает отображение на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, существующих и планируемых границ зон и территорий города.

Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30, красные линии подлежат обязательному отражению и учету: в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при инвентаризации земель в поселениях; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.

При таких обстоятельствах законодатель определил какими правоустанавливающими документами подтверждается наличие красных линий при осуществлении градостроительной деятельности.

При принятии судебных актов суды подвергли оценке Генеральный план города Корсакова, утвержденный в установленном
порядке в 1981 году.

Между тем, в материалах дела имеется решение исполнительного комитета Корсаковского городского Совета депутатов трудящихся от 29.09.1969 N 281 об отводе земельного участка Корсаковскому рыбкоопу по ул.Свердлова N 4 под строительство магазина. Данный земельный участок впоследствии переоформлен в бессрочное пользование Корсаковскому районному потребительскому обществу.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 17.02.2004 серия 65-АА N 055581 ОАО “Корсаковский морской торговый порт“ на основании договора купли-продажи недвижимости от 23.10.2000 приобрело у Корсаковского районного потребительского общества 2-этажное здание магазина Культмаг, площадью 555,3 кв. м., инв. N 2479 литер А, подземная этажность 1, кадастровый (условный) номер 65:03:00:00:2479:15/А, расположенное по адресу: г. Корсаков, ул. Портовая, 15, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 65-04-1Н/2000-149.

На основании постановления администрации от 07.06.2001 N 447 обществу выдано свидетельство о государственной регистрации права от 08.08.2001 серия 65 N 039868, по которому заявитель имеет право постоянного пользования земельным участком под магазином, с назначением земли городской застройки, площадью 701 кв. м., кадастровый номер 65:4:1:4:2:4, находящегося в г.Корсакове, ул.Свердлова, 2 (на основании постановления главы муниципального образования от 13.10.2003 N 831 объекту - административное здание ОАО “Корсаковский морской торговый порт“, расположенного по ул. Свердлова, 1 - 3, изменена нумерация на ул. Портовая, 15)

Между тем судебные инстанции не установили было ли построено и введено в эксплуатацию здание магазина до утверждения в установленном порядке Генерального плана города Корсакова в 1981 году, что имеет существенное значение для разрешения данного спора. Учитывая данное обстоятельство, а также допущенное судами нарушение норм процессуального права при
оценке доказательств по делу, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), при новом рассмотрении дела при установлении судом факта введения в эксплуатацию здания магазина до утверждения Генерального плана города, суду необходимо исследовать и дать оценку документам, определившим правовое положение объекта недвижимости и земельного участка, принадлежащих ранее Корсаковскому районному потребительскому обществу, а также установить правомерность отображения границ спорной территории, как мест общего пользования.

При новом рассмотрении дела суду необходимо разрешить вопрос о распределении расходов по государственной пошлине в связи с подачей кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 25.09.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2009 по делу N А59-2558/2009 Арбитражного суда Сахалинской области отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Сахалинской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья:

Л.А.Боликова

Судьи:

И.С.Панченко

О.Н.Трофимова