Решения и определения судов

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2010 N 06АП-3640/2010 по делу N А80-116/2010 По делу о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 октября 2010 г. N 06АП-3640/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2010 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сапрыкиной Е.И.

судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.

при участии в заседании:

от федерального государственного унитарного предприятия “ЧукотАВИА“: представитель не явился;

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области: представитель не явился;

от Федеральной службы финансово-бюджетного надзора: представитель не явился

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области

на решение от 23.06.2010

по делу N А80-116/2010

Арбитражного суда Чукотского автономного округа

принятое судьей Шепуленко
М.Ю.

по заявлению федерального государственного унитарного предприятия “ЧукотАВИА“

об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области от 15.09.2009 N 443-09/203М, решения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 26.04.2010 N 43-00-09/390Р

установил:

федеральное государственное унитарное предприятие “ЧукотАВИА“ (далее - ФГУП “ЧукотАВИА“, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области (далее - Территориальное управление Росфиннадзора в Магаданской области) от 15.09.2009 N 443-09/203М, решения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор) от 26.04.2010 N 43-00-09/390Р.

Решением суда от 23.06.2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Территориальное управление Росфиннадзора в Магаданской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального права, а также не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Территориальное управление Росфиннадзора по Магаданской области, Росфиннадзор, ФГУП “ЧукотАВИА“, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовали.

В представленном отзыве Росфиннадзор просил жалобу управления удовлетворить, решение суда отменить.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, между ФГУП “ЧукотАВИА“ и компанией “Ферас Инк“ (США) заключен договор N 30/АД-48 от 14.05.1999 на предоставление услуг по наземному обслуживанию воздушных судов, условиями которого предусмотрено, что обслуживание воздушного судна включает в себя: обеспечение взлета-посадки, обеспечение авиационной безопасности, заправку авиатопливом ТС-1, работу аэропорта сверх установленного регламента (при необходимости). Инопартнер оплачивает счета коммерческого обслуживания, посадку и другие услуги аэропорта, за исключением авиатоплива ТС-1. Срок действия
договор продлен сторонами до 2009 года.

Во исполнение указанного договора предприятие открыло паспорт сделки N 05030001/2361/0018/3/0 от 31.03.2005 в уполномоченном банке - филиале ОАО “МДМ-Банк“ в г. Анадыре.

В декабре 2008 года ФГУП “ЧукотАВИА“ компании “Ферас Инк“ оказаны услуги, что подтверждается счетами на оплату.

05.02.2009 предприятие представило в уполномоченный банк справку вместе с документами, подтверждающими оказание услуг нерезиденту.

Территориальным управлением Росфиннадзора по Магаданской области в отношении предприятия проведена проверка по вопросам соблюдения валютного законодательства, по результатам которой по факту несвоевременного предоставления документов составлен протокол от 07.09.2009 N 443-09/203 об административном правонарушении. Постановлением от 15.09.2009 N 443-09/203М предприятие привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 руб., которое решением Росфиннадзора от 26.04.2010 N 43-00-09/390Р оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными ненормативными актами уполномоченных органов, ФГУП “ЧукотАВИА“ обжаловало их в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из отсутствия в действиях предприятия состава вмененного правонарушения.

Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, в виде административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее
- Закон о валютном регулировании) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Согласно статье 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Пунктом 2 части 3 статьи 23 вышеназванного Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций. Указанный порядок установлен Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П Банка России.

В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорт сделки документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 2.1 Положения N 258-П).

Согласно пунктам 2.2, 2.4 указанного Положения (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения), подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах
в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг по контракту.

Следовательно, в случае осуществления внешнеторговой деятельности резидентом, справка и подтверждающие документы о проведении валютных операций в декабре 2008 года должны быть представлены в уполномоченный банк не позднее 15.01.2009.

Как следует из материалов дела, согласно условиям заключенного договора от 14.05.1999 N 30/АД-48 предприятие осуществляло аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов нерезидента.

В выставленном предприятием инокомпании “Ферас Инк“ счете от 29.12.2008 (л.д. 99 т. 2) указаны подлежащие оплате сборы за посадку, обеспечение безопасности, вылет-встреча, обеспечение авиаГСМ, жидкостью “И“.

Исходя из даты оформления ФГУП “ЧукотАВИА“ паспорта сделки в уполномоченном банке - 07.10.2008 и даты оказания услуг нерезиденту в рамках заключенного договора, орган финансового надзора пришел к выводу о совершении предприятием административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25. КоАП РФ.

Вместе с тем, Территориальным управлением Росфиннадзора по Магаданской области не учтено следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“ под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

При этом в соответствии с пунктами 7 и 28 статьи 2 названного Закона под внешней торговлей товарами, в частности, понимается экспорт товаров, то есть вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Статьей 264 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки
пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Под таможенный режим перемещения припасов допускается помещение товаров: необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов); предназначенных для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет; предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов (пункт 1 статьи 265 ТК РФ).

Следовательно, при вывозе авиатоплива с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме “перемещение припасов“, а не в таможенном режиме “экспорт“, что имело место по данному делу, оформление паспорта сделки при осуществлении расчетов между резидентом и нерезидентом по заправке воздушных судов не требуется.

Согласно разъяснению Центрального банка России, изложенному в Письме от 01.07.2006 N 12-1-5/1219 “По отдельным вопросам применения Инструкции N 117-И и Положения N 258-П“, аэропортовые сборы по своей сути являются устанавливаемыми государством обязательными платежами, взимание которых осуществляется администрациями аэропортов на основании нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, поэтому валютные операции, связанные с уплатой нерезидентами этих сборов администрациям аэропортов
Российской Федерации можно классифицировать как неторговые операции, на которые требования главы 3 Инструкции N 117-И не распространяются.

В соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 Приложения N 1 к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 N 110 “Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации“ все услуги, указанные в Приказе (в том числе, все услуги по наземному обслуживанию, то есть коммерческое и техническое обслуживание), указанные в разделе 4 Приложения 1 к Приказу, относятся к обслуживанию воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.

Кроме того, в письме Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2005 N ИЛ-27/2596 разъяснено, что составной частью обслуживания воздушных судов в аэропортах являются услуги по наземному обслуживанию воздушных судов: услуги по обслуживанию коммерческой загрузки воздушных судов, услуги по обеспечению авиаГСМ, техническому обслуживанию и иные услуги, включенные в раздел 1У Приложения N 1 к Приказу Минтранса Российской Федерации от 02.10.2000 N 110.

Статьей 40 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что аэропорт - это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников

Таким образом, услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропорту - это единый технологический комплекс услуг, направленный на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, то есть комплекс мер, направленный на осуществление воздушной перевозки, и под услугами по обслуживанию воздушных судов в аэропорту следует понимать любые услуги, если они связаны с
обслуживанием воздушных судов и оказываются в аэропортах Российской Федерации или в воздушном пространстве Российской Федерации.

Следовательно, услуги, предоставленные ФГУП “ЧукотАВИА“ иностранной компании “Ферас Инк“, в рамках заключенного договора, не обладают признаками внешнеторговой деятельности и, соответственно, не являются валютными операциями.

Исходя из фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях предприятия события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Доводы заявителя жалобы о том, что договор от 14.05.1999 N 30/АД-48 на наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Анадырь является внешнеторговым, поскольку в его рамках осуществляется внешняя торговля услугами, суд находит необоснованными и подлежащими отклонению по основаниям изложенным выше.

Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения доводов жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 23.06.2010 по делу N А80-116/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.

Председательствующий

Е.И.САПРЫКИНА

Судьи

Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ

Т.Д.ПЕСКОВА