Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.02.2010 N Ф03-750/2010 по делу N А73-9098/2009 Правомерно иск о взыскании убытков, возникших в связи с ремонтом поврежденных вагонов, удовлетворен частично, поскольку судом установлено, что методика, используемая истцом для определения размера упущенной выгоды, не является нормативным актом, подлежащим применению, поскольку не прошла государственную регистрацию и не опубликована в установленном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2010 г. N Ф03-750/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: С.Е. Лобаря

судей: О.П. Дружиной, Л.Б. Шариповой

при участии

от истца: Н.И.Годенюк, ведущий юрисконсульт по доверенности от 15.10.2009 N 829

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“

на решение от 13.10.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009

по делу N А73-9098/2009 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.А.Черняева; в апелляционном суде судьи Е.Н.Головнина. Т.С.Кустова, С.Б.Ротарь

по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“

к войсковой части 61304

о
взыскании 80 197 руб. 03 коп.

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к войсковой части 61304 о взыскании убытков, возникших в связи с ремонтом поврежденных вагонов, в размере 80 197 руб. 03 коп., составляющих: 35 589 руб. 43 коп. стоимость ремонта вагонов, 8 092 руб. 80 коп. расходы на подачу-уборку поврежденных вагонов в ремонт, 36 514 руб. 80 коп. упущенную выгоду.

Решением суда от 13.10.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009, исковые требования удовлетворены в размере 50 670 руб. 46 коп.

При этом судом признаны обоснованными требования о взыскании расходов на ремонт и на подачу-уборку поврежденных вагонов и упущенной выгоды в размере 5 216 руб. 40 коп. В остальной части иска отказано.

ОАО “РЖД“ в кассационной жалобе просит отменить решение и постановление в части отказа во взыскании с ответчика упущенной выгоды, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заявитель в обоснование жалобы приводит доводы о том, что в соответствие со статьей 104 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (далее - УЖТ РФ), Методикой расчета убытков от повреждения грузовых вагонов на железных дорогах Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“, упущенная выгода подлежала взысканию в размере 36 514 руб. 80 коп.

Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы жалобы, дав по ним дополнительные пояснения.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства ответчик, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Проверив
законность принятых по делу судебных актов с учетом доводов жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 26.03.2009 на подъездном пути N 15 станции Красная речка Дальневосточной железной дороги при погрузке груза ответчиком повреждены 9 вагонов NN 40018368, 44624278, 42950337, 43217140, 43177872, 43581628, 44966133, 42464446, 43690650, о чем составлены акты общей формы и акты о повреждении вагонов, подписанные представителем ответчика. Предъявленная истцом претензия N 37 от 18.05.2009 ответчиком оставлена без ответа и удовлетворения.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.

Согласно статье 104 УЖТ РФ при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, грузоотправители, грузополучатели возмещают перевозчику убытки, понесенные им вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.

В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статья 15 ГК РФ предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный вред), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право
не было нарушено (упущенная выгода).

Удовлетворяя исковые требования в сумме 48 898 руб. 63 коп., суд признал доказанными расходы по ремонту вагонов 35 589 руб. 43 коп. и расходы на подачу-уборку поврежденных вагонов и 5 216 руб. 40 коп. упущенной выгоды.

Судом также установлено, что истец определил размер упущенной выгоды на основании Методики возмещения убытков от повреждения грузовых вагонов на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной первым заместителем Министра МПС России 25.09.2000 (далее - Методика) из расчета 21 час простоя каждого вагона по 193,20 рублей среднечасовой доходной ставки на один вагон рабочего парка (193,20 руб. * 2189 = 36 514,80 руб.).

Между тем Методика возмещения убытков от повреждения грузовых вагонов на железных дорогах Российской Федерации не является нормативным актом, подлежащим применению при расчете убытков в виде упущенной выгоды, так как не прошла государственную регистрацию и не опубликована в установленном порядке.

Истец не представил доказательств, подтверждающих наличие каких-либо мер для реального получения дохода в размере от изъятия из эксплуатации поврежденных вагонов в период проведения ремонтных работ.

Поэтому отклоняются доводы ОАО “РЖД“ о необходимости применения при разрешении спора указанной Методики и удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Кроме того, в силу статей 1, 12 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте“, статьи 11 УЖТ РФ истец в целях обеспечения непрерывного функционирования железнодорожного транспорта обязан иметь в наличии достаточное количество подвижного состава, необходимого для обеспечения заявок заинтересованных юридических лиц, независимо от изъятия поврежденных вагонов из эксплуатации на период ремонта транспорта.

Таким образом, доводы жалобы о неправильном применении судом норм материального права не подтверждаются материалами дела. Нарушений норм процессуального права,
влекущих безусловную отмену судебных актов, судом не допущено.

С учетом изложенного, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

Решение от 13.10.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 по делу N А73-9098/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.Е.Лобарь

Судьи

О.П.Дружина

Л.Б.Шарипова