Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.02.2010 N Ф03-57/2010 по делу N А73-8541/2009 Правомерно частично признано недействительным требование о восстановлении сумм нецелевого использования средств фонда обязательного медицинского страхования, поскольку заявитель предъявлял к оплате за счет бюджета счета за услуги, оказанные в рамках обязательного медицинского страхования и не предъявлял повторно к оплате услуги, оказанные платно на основании заключенных с пациентами договоров в спорных суммах.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2010 г. N Ф03-57/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: О.П. Дружиной

судей: И.А. Тарасова, С.Н. Новиковой

при участии

от Учреждения: Д.Р.Загидулина, юрист по доверенности от 25.11.2009 N 2401; А.Ю.Щупак, представитель по доверенности от 09.09.2009 N 1881

от Фонда: Т.А.Соколова, начальник юридического отдела по доверенности от 24.12.2009 N 138-08; Е.В.Набокова, начальник контрольно-ревизионного отдела по доверенности от 11.01.2010 N 143-08; И.А.Середа, главный специалист отдела по доверенности от 11.01.2010 N 144-08; Е.Ю.Жменько, представитель по доверенности от 25.01.2010 N 145-08

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования

на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009

по делу N А73-8541/2009 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в апелляционном суде судьи: В.Ф.Карасев, А.И.Михайлова, Т.Д.Пескова

по заявлению Муниципального учреждения здравоохранения “Городская клиническая больница N 10“ управления здравоохранения администрации города Хабаровска

к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования



о признании недействительными пунктов 2 и 3 предписания Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки деятельности муниципального учреждения здравоохранения “Городская клиническая больница N 10“ управления здравоохранения администрации г.Хабаровска от 07.04.2009 N 4 в части требований о восстановлении: суммы нецелевого использования средств ОМС 493 316 руб. 94 коп., из них: оплата труда водителей по 7 разряду ЕТКС - 435 830 руб.; сумма пени по единому социальному налогу - 42 619 руб. 71 коп., оплата за руководство практикой студентов - 14 867 руб. 23 коп.; и суммы необоснованного использования средств ОМС в размере 5 100 261 руб. 30 коп.

Муниципальное учреждение здравоохранение “Городская клиническая больница N 10“ управления здравоохранения администрации города Хабаровска (далее - Учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Хабаровского края о признании недействительными пунктов 2 и 3 предписания Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки деятельности муниципального учреждения здравоохранения “Городская клиническая больница N 10“ управления здравоохранения администрации г.Хабаровска от 07.04.2009 N 4 в части требований о восстановлении: суммы нецелевого использования средств ОМС в сумме 493 316 руб. 94 коп., из которых оплата труда водителей по 7 разряду ЕТКС - 435 830 руб., сумма пени по единому социальному налогу - 42 619 руб. 71 коп., оплата за руководство практикой студентов - 14 867 руб. 23 коп.; и суммы необоснованного использования средств ОМС в размере 5 008 522 руб. 78 коп.

Решением арбитражного суда от 10.08.2009 исковые требования удовлетворены в части. Признано недействительным предписание от 07.04.2009 N 4 Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования в части восстановления нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования по оплате труда водителей в сумме 435 830 руб. В остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 решение изменено, признан недействительным пункт 3 предписания Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования от 07.04.2009 N 4 в части предложения восстановить сумму необоснованного использования средств обязательного медицинского страхования в размере 5 008 522 руб. 78 коп. за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В кассационной жалобе Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования просит постановление апелляционного суда отменить в связи с несоответствием выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (ст. 41 Конституции Российской Федерации, статьи 27 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в РФ“, Постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 27 “Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями“, постановления мэра г.Хабаровска от 28.02.2003 N 272 “О платных услугах в учреждениях здравоохранения“, Временного порядка финансового взаимодействия, Положения о Хабаровской комиссии по тарификации медицинских услуг, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.10.2003 N 14), и решение суда первой инстанции оставить в силе.

Заявитель в обоснование жалобы приводит доводы о том, что, оказывая медицинскую помощь, Учреждение получило оплату за одни и те же услуги по обязательному медицинскому страхованию и по договору оказания платных медицинских услуг. Документов, подтверждающих оказание дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных Территориальной программой, Учреждением не представлено.

Фонд считает, что выводы суда о том, что Учреждение взимало плату с пациента за оказание им медицинских услуг и, полученные на лечение больных средства от Фонда следует признать использованными по целевому назначению, не соответствуют фактическим обстоятельства дела.

Оказанная гражданам на платной основе медицинская помощь включает в себя прямые должностные обязанности персонала при оказании медицинской помощи в рамках программы ОМС и не является дополнительной медицинской помощью, оказанной сверх программы обязательного медицинского страхования.

Представители Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования в судебном заседании поддержали доводы жалобы, дав по ним пояснения.

В отзыве и судебном заседании представители Учреждения, возражая против доводов жалобы, просили оставить постановление апелляционного суда без изменения, жалобу - без удовлетворения. Пояснили, что Фонд не указывает в предписании, в чем выразилось необоснованное использование средств обязательного медицинского страхования. Счета Фонду выставлялись строго в пределах перечня медицинских услуг, подлежащих оплате за счет обязательного медицинского страхования, входящих в программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Хабаровского края и по установленным тарифам. Расходовались полученные от Фонда денежные средства строго в соответствии с их целевым назначением. Оплачивая медицинскую помощь в одно- двухместных палатах, пациенты получают дополнительную медицинскую помощь, о чем в первичной медицинской документации вклеивается акт выполненной услуги.

В судебном заседании кассационной инстанции 26.01.2010 в соответствие со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 01.02.2010, после чего продолжено судебное разбирательство.

Проверив законность обжалуемого судебного акта с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования в феврале - марте 2009 года проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности МУЗ “Городская клиническая больница N 10“, по результатом которой составлены 02.03.2009 акт и справки, которыми установлены нарушения в действиях учреждения, а именно: оплата труда водителям производилась по завышенным разрядам Единой тарифной сетки; за счет средств обязательного медицинского страхования оплачивалось руководство практикой студентов, а также производилось дублирование оплаты одних и тех же услуг за счет средств обязательного страхования, и за счет платных услуг, что привело, по мнению Фонда к нецелевому использованию средств бюджета в суммах 435 830 руб., 14 867 руб., 23 коп. и 5 100 261 руб. 30 коп. соответственно по каждому нарушению.

Предписанием от 07.04.2009 N 4 МУЗ “Городская клиническая больница N 10“ предложено в срок до 07.05.2009 восстановить суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Не согласившись с указанным предписанием, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.



Апелляционный суд, удовлетворяя заявленные требования в части недействительности пункта 3 предписания от 07.04.2009 N 4 Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования предложения восстановить сумму необоснованного использования средств обязательного медицинского страхования в размере 5 008 522 руб. 78 коп. за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, исходил из следующего.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного медицинского страхования“ денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ (далее - Закон о медицинском страховании граждан) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования, к которым относится гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение (ст. 4 Закона о медицинском страховании граждан).

Как следует из материалов дела, между Фондом и Учреждением заключены договоры на предоставление медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования с дополнительным лекарственным обеспечением отдельных категорий граждан от 19.04.2007 N 274/08-07 на 2007 год и от 11.02.2008 N 130/06-08 на 2008 год, по условиям которыми Учреждение берет на себя обязательство оказывать застрахованным гражданам медицинскую помощь, предусмотренную Программой ОМС, а Фонд оплачивать медицинскую помощь, оказанную учреждением застрахованным, в пределах согласованных и утвержденных годовых объемов (заданий) по обеспечению государственных гарантий оказания населению Хабаровского края бесплатной медицинской помощи.

Апелляционным судом установлено, что при проведении проверки Фондом обнаружено взимание платы Учреждением с пациентов, которые были размещены в одно- двухместных палатах. Указанная оплата взималась именно за размещение в таких палатах, то есть пациентам были оказаны сервисные услуги, а также дополнительные медицинские услуги, такие, как труд врача, медицинской сестры, санитарки за пределами рабочего времени, что подтверждаются прейскурантом цен и калькуляцией, утвержденными главным врачом МУЗ “Городская клиническая больница N 10“, договорами на оказание медицинских услуг с соответствующими приложениями по указанию стоимости нахождения в одно- двухместных палатах.

При этом оплата лечения больного, предъявленная Фонду, оплачена им в пределах установленных тарифов. Оказание Учреждением бытовых и сервисных услуг предусмотрено Уставом Учреждения и не противоречит законодательству Российской Федерации.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что средства, полученные на лечение больных, использованы Учреждением по целевому назначению.

Рассмотрев заявление Учреждения по правилам главы 24 АПК РФ, исследовав представленные в деле доказательства, и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 27 “Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями“, пунктом 2.4 Постановления Губернатора Хабаровского края от 27.02.2007 N 29 “О мерах по обеспечению гарантий прав граждан Хабаровского края при оказании медицинских услуг в краевых государственных Учреждениях здравоохранения“, а также произведя анализ историй болезни граждан и установив, что во всех случаях к оплате за счет бюджета учреждением предъявлялись счета за медицинские услуги, оказанные в рамках программы ОМС и не предъявлялись повторно к оплате услуги, оказанные платно на основании заключенных с пациентами договоров, апелляционный суд сделал обоснованный вывод о признан недействительным пункта 3 предписания Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования от 07.04.2009 N 4 в части предложения восстановить сумму необоснованного использования средств обязательного медицинского страхования в размере 5 008 522 руб. 78 коп. за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Правовые основания для переоценки доказательств, которые являлись предметом исследования апелляционного суда, к чему по существу сводятся доводы заявителя жалобы, у кассационной инстанции отсутствуют в силу положений статьи 286 АПК РФ.

С учетом изложенного отклоняются доводы жалобы о неправильном применении судом норм материального права. Доводы жалобы о нарушении норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену постановления, не нашли своего подтверждения.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 по делу N А73-8541/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.П.Дружина

Судьи

И.А.Тарасов

С.Н.Новикова