Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.02.2010 N Ф03-213/2010 по делу N А04-6722/2009 Иск о взыскании расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, судом удовлетворен правомерно за счет казны РФ, так как не представлены доказательства, подтверждающие, что в спорный период Министерство финансов РФ обеспечило в полном объеме субъект Федерации финансовыми средствами, необходимыми для предоставления льгот, установленных федеральным законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2010 г. N Ф03-213/2010

Резолютивная часть постановления от 04 февраля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: Котиковой Г.В.

судей: Бруева Д.В., Филимоновой Е.П.

при участии

от муниципального предприятия “Жилищно-тепловое предприятие“ - представитель не явился;

от отдела образования администрации Благовещенского района, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ - представители не явились;

от третьих лиц: министерство финансов Амурской области, Финансовое управление администрации Благовещенского района - представители не явились;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ

на решение от 28.10.2009

по делу N А04-6722/2009 Арбитражного суда Амурской области

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Лисовская Г.В.

по заявлению муниципального предприятия “Жилищно-тепловое предприятие“



к отделу образования администрации Благовещенского района, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ

третьи лица: министерство финансов Амурской области, Финансовое управление администрации Благовещенского района

о взыскании 126 128,09 руб.

Муниципальное предприятие “Жилищно-тепловое предприятие“ в лице конкурсного управляющего Ф.И.О. (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Отделу образования администрации Благовещенского района о взыскании основного долга в размере 126 128,09 руб., связанного с предоставлением льгот педагогическим работникам.

Определением от 09.09.2009 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Амурской области, Финансовое управление администрации Благовещенского района.

Определением от 06.10.2009 Министерство финансов Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.

Решением суда от 28.10.2009 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу предприятия взысканы убытки в размере 42 053,23 руб. В иске к Отделу образования администрации Благовещенского района отказано.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит указанный судебный акт в части взыскания убытков 42 053,23 руб., представленных педагогическим работникам льгот, отменить как принятый с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.

Лица, участвующие в деле извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не прибыли.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.

Как установил суд и следует из материалов дела, между отделом образования администрации Благовещенского района и муниципальным предприятием “Жилищно-тепловое предприятие“ заключен договор от 01.04.2007 на возмещении затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг работникам муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад N 2 с.Чигири, в соответствии с условиями которого предприятие предоставляет льготы гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг, а отдел образования администрации Благовещенского района возмещает затраты на предоставление льгот.

В качестве доказательств предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам Благовещенского района Амурской области в период с 01.10.2007 по 31.12.2007 предприятие представило: счета-фактуры с указанием количества граждан, имеющих право на получение льгот, основания предоставления льготы и суммы предоставленных льгот, акты выполненных работ, согласно которым оказаны услуги на сумму 126 128,09 руб. В подтверждение оплаты, как установил суд, представлены платежные поручения на общую сумму 84.074,86 руб. Таким образом, сумма задолженности составила 42 053,23 руб.

При рассмотрении настоящего спора в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, арбитражный суд исследовал представленные в деле доказательства и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).



При этом в соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

При рассмотрении спора арбитражный суд, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, правомерно исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 “Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности“, субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Между тем, статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Судом первой инстанции исследован ежеквартальный отчет субъекта РФ об использовании субвенций в 2007 году, в соответствии с которым, из средств областного бюджета в 2007 году выделена субвенция в размере 6 557 000 руб., в том числе по педагогически работникам 4 358 000 руб., сумма фактических затрат предприятий в 2007 году составила 8 840 662,09 руб., из них по педагогическим работникам 6 008 914,93 руб.

Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, то суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 42 053,23 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 ГК РФ.

Довод заявителя жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судом установлено недофинансирование со стороны Министерства финансов РФ, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, положения Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, на которые ссылается заявитель, не предусматривают возложения обязанности по финансированию льгот, установленных федеральным законодательством, на субъект Российской Федерации.

С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 28.10.2009 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-6722/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Котикова Г.В.

Судьи

Бруев Д.В.

Филимонова Е.П.