Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.02.2010 N Ф03-8375/2009 по делу N А04-3504/2009 Выплата медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения заработной платы в части надбавки стимулирующего характера за дополнительный объем работы с учетом установленного законом субъекта Российской Федерации повышенного районного коэффициента должна финансироваться за счет собственных средств доходов и источников покрытия дефицита бюджета данного субъекта Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 февраля 2010 г. N Ф03-8375/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: Д.В.Бруева

судей: Г.В.Котиковой, Е.П.Филимоновой

при участии

от муниципального учреждения здравоохранения “Тындинская центральная районная больница“ - представитель не явился

от Амурского областного фонда обязательного медицинского страхования - Костенко А.А. - юрист, доверенность N 01-2338 от 24.08.2009,

от Министерства финансов РФ, Министерства финансов Амурской области, Министерства здравоохранения Амурской области - представители не явились

от третьих лиц: администрации г.Тынды, муниципального учреждения финансового управления г.Тынды - представитель не явился

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Амурской области

на решение от 18.09.2009

по делу N А04-3504/2009

Арбитражного суда Амурской области



дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.В.Швец

по иску муниципального учреждения здравоохранения “Тындинская центральная районная больница“

к Амурскому областному фонду обязательного медицинского страхования, Министерству финансов РФ, Министерству финансов Амурской области, Министерству здравоохранения Амурской области

третьи лица: администрация г.Тынды, муниципальное учреждение финансовое управление г.Тынды

о взыскании 2238239,24 руб.

В судебном заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 27.01.2010.

Муниципальное учреждение здравоохранения “Тындинская центральная районная больница“ (далее - МУЗ “Тындинская центральная районная больница“, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском (с учетом уточненных требований) к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Амурской области, Министерству здравоохранения администрации Амурской области, Амурскому областному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании убытков в сумме 2238239,24 руб.

Определением от 05.08.2009 к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г.Тынды, муниципальное учреждение финансовое управление г.Тынды.

Решением суда от 18.09.2009 с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет казны Амурской области в пользу МУЗ “Тындинская центральная районная больница“ взысканы убытки в сумме 2223024,12 руб. В остальной части в иске отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с решением суда в части удовлетворенных требований, Министерство финансов Амурской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт в данной части отменить как принятый с нарушением норм материального права.

Муниципальное учреждение здравоохранения “Тындинская центральная районная больница“, Министерство финансов РФ, Министерство финансов Амурской области, Министерство здравоохранения администрации Амурской области, администрация г.Тынды, муниципальное учреждение финансовое управление г.Тынды, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МУЗ “Тындинская центральная районная больница“ в 2006 - 2008 годах привлекалась к выполнению государственного заказа о выполнении учреждением, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Дополнительная медицинская помощь согласно государственному заданию, оказываемая врачами-терапевтами участковыми и медицинскими сестрами участковыми учреждений здравоохранения муниципальных образований в соответствии с разделом 4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 (далее - Программа), предоставляется за счет средств федерального бюджета.



Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 году установлен Федеральным законом от 22.12.2005 N 171-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год“ (далее - Закон N 171-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 утверждены “Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи“ (далее - Правила N 851).

Частью первой статьи 9 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.

Частью третьей статьи 9 Закона N 171-ФЗ в составе бюджета Фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочия по финансовому обеспечению государственного задания, предусмотренного частью первой настоящей статьи. Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 3 Правил N 851 средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В силу части 4 статьи 9 Закона N 171-ФЗ территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют целевое финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью первой настоящей статьи, на основании договоров на выполнение государственного задания, заключаемых с учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.

Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2007 году установлен Федеральным законом от 29.12.2006 N 243-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год“ и “Правилами предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи“, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 N 825 (далее - Правила N 825).

В соответствии с пунктом 3 Правил N 825 (с учетом дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2007 N 833) финансовое обеспечение государственного задания осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем медицинским работникам учреждения, выполнявшим в 2006 - 2008 годах государственное задание по дополнительной медицинской помощи, процентная надбавка 1,5 к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, а также районный коэффициент в размере 1,7 (начислялся в размере 1,3) за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, на предоставленные субвенции не начислялся.

Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением Тындинского районного суда от 19.02.2009 с МУЗ “Тындинская центральная районная больница“ в пользу работников учреждения взыскано 2223024,12 руб., составляющих процентную надбавку к заработной плате и районный коэффициент за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, начисленные на предоставленные субвенции.

Полагая, что сумма, взысканная решением суда общей юрисдикции, является для учреждения убытками, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 7 постановления Госкомтруда СССР, ВЦСП от 04.09.1964 N 380/П-18 “Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера“ для районов Амурской области: Тындинский, Зейский и Селемджинский, к заработной плате работников установлен коэффициент 1,3.

В соответствии со статьей 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Статьей 316 ТК РФ установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливается Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.

Пунктами 1, 2 статьи 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 N 471-03 “О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области“ установлено, что оплата труда в организациях, расположенных на территории области, осуществляется с применением районного коэффициента к заработной плате. Размеры районных коэффициентов работающим в организациях, финансируемых из областного бюджета, устанавливаются согласно приложению к настоящему Закону.

Согласно приложению к Закону N 471-03 районный коэффициент для Тындинского района установлен в размере 1,7.

Размер процентной надбавки, установленный Правительством РФ, является предельным для организаций в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера области, составляет 10 процентов заработка по истечении первого года работы с увеличением на 10 процентов заработка за каждый последующий год работы, но не свыше 50 процентов заработка (статья 5 Закона N 471-03).

Судом установлено, что фактическая потребность МУЗ “Тындинская центральная районная больница“ в средствах, необходимых для выплаты заработной платы в части надбавки стимулирующего характера за дополнительный объем работы, с учетом установленного Законом Амурской области повышенного коэффициента 1,7 превышает средства, выделенные из бюджета Амурской области, в результате чего образовалась задолженность учреждения перед работниками в сумме 2223024,12 руб.

Статьей 85 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных средств доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Необходимость расходов учреждения и их предполагаемый размер подтверждены вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции. Из материалов дела следует и установлено судом, что учреждению в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий в части надбавки стимулирующего характера за дополнительный объем работы согласно Закону N 471-03, а также на выплату коэффициента в размере 1,7 за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера. Следовательно, суд сделал правильный вывод о том, что ответственность за причиненный вред в части не возмещенных истцу убытков должна нести Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в силу статей 85, 140 БК РФ, статей 16, 1069 ГК РФ.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу учреждения 2223024,12 рублей, в связи с чем оснований для отмены принятого по делу решения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 18.09.2009 по делу N А04-3504/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Д.В.Бруев

Судьи

Г.В.Котикова

Е.П.Филимонова