Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 25.10.2010 по делу N А35-6975/2009 Учитывая, что доказательств наличия вины заявителя в совершении противоправного деяния, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, административным органом не представлено, оспариваемое постановление административного органа обоснованно признано судами незаконным и отменено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2010 г. по делу N А35-6975/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного в Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 26.04.2010 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 г. по делу N А35-6975/2009,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Авиатор“ (далее - ООО “Авиатор“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее - Управление, административный орган) от 14.07.2009 г. по делу об административном правонарушении N 07-01-154/2009 о назначении административного наказания,
предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Курской области от 07.10.2009 г. признано незаконным и отменено постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 14.07.2009 г. N 07-01-154/2009 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40000 рублей. Производство по делу прекращено.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2009 г. решение Арбитражного суда Курской области от 07.10.2009 г. частично отменено. Из резолютивной части решения исключены слова: “Производство по делу прекратить“. В остальной части решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.02.2010 г. решение Арбитражного суда Курской области от 07.10.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2009 г. отменены и дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением арбитражного суда Курской области от 26.04.2010 г. заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 г. решение Арбитражного суда Курской области от 26.04.2010 г. оставлено без изменения.

Заявитель кассационной жалобы просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как видно из материалов дела, Курской таможней при осуществлении проверочных мероприятий на основании полученных от уполномоченного банка документов в отношении товаров, перемещаемых ООО “Авиатор“ через таможенную границу Российской Федерации в рамках контракта от 28.05.2008 N 6, заключенного между ООО “Авиатор“ (покупатель) и ООО “Отто“ (продавец, Украина), в соответствии с которым в Курском филиале
ОАО АКБ “Связь-банк“ 03.06.2008 оформлен паспорт сделки N 08060001/1470/0007/2/0, установлены нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, выразившиеся в том, что Обществом в уполномоченный банк 19.09.2008 представлена справка о подтверждающих документах с приложением необходимых документов, согласно которой в графе 1 “дата“ указано “08.09.2008“, в графе 2 “код вида документа“ - “02“, в графе 3 “номер таможенной декларации“ - 0439222, тогда как в справке о подтверждающих документах должно было быть указано в графе 1 - “11.09.2006“, а в графе 3 - “10108030/220908/0005832“, о чем 28.05.2009 был составлен акт проверки N 10108000/280509/ВКи023.

Посчитав, что совершенное Обществом деяние, заключающееся в нарушении установленного порядка представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, предусмотренного пунктом 2.2 Положения N 258-П и пунктами 2, 4 Порядка (Приложение N 1 к нему), содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, должностное лицо Курской таможни составило протокол об административном правонарушении от 28.05.2009 N 10108000-179/2009.

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление от 14.07.2009 N 07-01-154/2009 о привлечении Общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с постановлением Управления, ООО “Авиатор“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из недоказанности вины общества в совершении вменяемого правонарушения.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение
установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 Закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном этим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и свидетельствующие о ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (далее - подтверждающие документы), с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к этому Положению (пункт 2.2 Положения N 258-П).

В соответствии с п. п. 2.11, 2.12 Положения 258-П представленные резидентом справки, указанные в пунктах 2.2, 2.5, 2.6 настоящего Положения, проверяются сотрудником банка ПС, уполномоченным осуществлять от имени банка ПС предусмотренные настоящим Положением действия по валютному контролю (далее - ответственное лицо банка ПС) в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления резидентом в банк ПС. В случае надлежащего заполнения и оформления указанных справок оба экземпляра справок подписываются ответственным лицом банка ПС, заверяются печатью банка ПС, используемой для целей валютного контроля,
зарегистрированной в Банке России в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - печать банка ПС). Один экземпляр справок, указанных в пунктах 2.2, 2.5, 2.6 Положения, а также копии представленных вместе с ними подтверждающих документов или копии банковских выписок помещаются банком ПС в досье по паспорту сделки, порядок ведения которого устанавливается нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - досье по паспорту сделки). Второй экземпляр справок и оригиналы подтверждающих документов в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, возвращаются резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента.

Пунктом 2.14 Положения N 258-П определено, что банк возвращает резиденту один экземпляр справок, указанных в п. п. 2.2, 2.5, 2.6 настоящего Положения, с отметкой ответственного лица банка ПС о дате и причине возврата в случаях, если представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением требований, установленных настоящим положением; информация, указанная в справках не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки.

Резидент повторно представляет в банк ПС надлежащим образом заполненные и оформленные с учетом замечаний банка ПС справки вместе с документами, на основании которых заполнены эти справки, в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты их получения от банка ПС.

Как установлено судами, справка о подтверждающих документах, представленная ООО “Авиатор“ в уполномоченный банк - Курский филиал ОАО АКБ “Связь-банк“ 19.09.2008 г., то есть в установленный законом срок,
была проверена на соответствие нормам валютного законодательства и принята ответственным лицом уполномоченного банка Власовым А.А. без замечаний к правильности оформления, что подтверждается печатью банка и подписью ответственного лица на экземпляре справки о подтверждающих документах, представленной в материалах дела.

Возврат справки о подтверждающих документах в связи с причинами, указанными в пункте 2.14 Положения 258-П от 01.06.2004 г., уполномоченным банком не производился, следовательно, право Общества на устранение недостатков и повторное предоставление справки в трехдневный срок, предусмотренное Порядком, было нарушено.

Таким образом, общество не могло знать о нарушении порядка представления справки о подтверждающих документах и тем самым было лишено возможности устранить допущенные нарушения.

Соблюдение Порядка представления заключается не только в правильном отражении информации в справке и направлении ее в банк ПС, но и в строгом соблюдении прав резидента на повторное представление справки с учетом указаний агентов валютного контроля (банка ПС).

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая, что доказательств наличия вины общества в совершении противоправного деяния, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, административным органом не представлено, оспариваемое постановление ТУ ФС финансово-бюджетного надзора обоснованно признано
судами незаконным и отменено.

Суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены указанных судебных актов, поскольку доводы Управления не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, установленных после исследования по делу доказательств, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Поскольку обеими судебными инстанциями правильно применены нормы материального и процессуального права, обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 26.04.2010 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 г. по делу N А35-6975/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.