Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 04.10.2010 по делу N А14-2444-2010/87/22 Суд пришел к правомерному выводу о том, что поданное на государственную регистрацию юридического лица заявление содержит недостоверную информацию, в связи с чем регистрирующий орган обоснованно посчитал не представленным надлежащим образом оформленное заявление и отказал заявителю в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, со ссылкой на ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2010 г. по делу N А14-2444-2010/87/22

(извлечение)

Дата рассмотрения дела 1 октября 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 4 октября 2010 года

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ООО “Тверь“ на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.04.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по делу N А14-2444-2010/87/22,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Тверь“ (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Воронежской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 25.02.2010 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные
документы юридического лица.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.04.2010 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Общество обратилось с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.

Как усматривается из материалов дела, ООО “Тверь“ на праве собственности принадлежит нежилое встроенное помещение в лит. А - А3, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, Ленинский район, подземный переход на пересечении улицы 20-летия Октября и улицы Кирова, площадью 88, 6 кв. м (свидетельство серия 36-АБ N 567529 от 19.09.2006).

Общество 16.02.2010 обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в его учредительные документы, представив следующие документы: заявление N Р13001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений, вносимых в учредительные документы, с приложением Листа “Б“ - сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица: Воронежская область, город Воронеж, пересечение улицы 20-летия Октября и улицы Кирова, подземный переход, Литер А3; протокол общего собрания участников ООО “Тверь“ от 12.12.2009; устав ООО “Тверь“, утвержденный протоколом общего собрания учредителей ООО “Тверь“ от 12.02.2009; документ об уплате государственной пошлины за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, в размере 800 руб.

Рассмотрев заявление о государственной регистрации с приложенными к нему документами, регистрирующий орган 25.02.2010 вынес решение об отказе в государственной регистрации сославшись на непредставление определенных ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей“ необходимых для государственной регистрации документов, а именно: заявления N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (оформлено ненадлежащим образом).

Полагая, что указанное решение Инспекции не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно руководствовался следующим.

Из совокупности положений ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ), ст. 198 АПК РФ следует, что решение регистрирующего органа о государственной регистрации юридического лица является ненормативным правовым актом. В связи с этим к спорам о признании недействительными решений регистрирующих органов подлежат применению нормы, содержащиеся в гл. 24 названного Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 198 и ч. 4 ст. 200 АПК РФ суд по заявлению лиц, полагающих незаконным решение государственного органа, может признать его таковым, если установит несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту, а также установит, что решением нарушаются права и интересы заявителя, в том числе на него незаконно возлагаются какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

На основании п. 1 ст. 17 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации
по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

В силу ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации являются непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и предоставление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Нормами п. 2 ст. 52, ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ предусмотрено, что учредительные документы юридического лица должны содержать, в том числе, сведения о месте его нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляется по форме Р13001.

Форма заявления N 13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные
документы, содержит Приложение Лист Б к заявлению, которое представляет собой развернутые (конкретные) сведения, подвергающиеся изменениям: почтовый индекс, субъект Российской Федерации, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.д.), квартира (офис) - пункты 1.3.1 - 1.3.9.

Согласно п. 4.1 ст. 9 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела усматривается, что в заявлении о государственной регистрации по форме Р13001, поданном в налоговый орган, в пунктах 1.3.4, 1.3.6, 1.3.7 в качестве места нахождения ООО “Тверь“ указан адрес: г. Воронеж, Пересечение улицы 20-летия Октября и улицы Кирова, подземный переход, Литер А3.

В представленном для государственной регистрации уставе юридического лица в пункте 3 указан иной адрес места нахождения юридического лица: г. Воронеж, Пересечение улицы 20-летия Октября и улицы Кирова, подземный переход.

Указанный в заявлении о государственной регистрации адрес отсутствует в сведениях Классификатора адресов России, утвержденного приказом ФНС России от 17.11.2005 N САЭ-3-13/594@.

Согласно ответу Управления главного архитектора г. Воронежа N 474-ПЗ на запрос Инспекции N 04-24/28546 от 17.12.2008 улицы Подземный переход на пересечении улицы 20-летия Октября и улицы Кирова в городе Воронеже не существует.

Объекту недвижимости, указанному Обществом в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, принадлежащему заявителю на праве собственности, не присвоен почтовый адрес, что, как обоснованно указал суд, исключает возможность связи с юридическим лицом как государственным органам и должностным лицам в установленных законодательством случаях, так
и хозяйствующим субъектам в рамках исполнения гражданско-правовых обязательств.

Исследовав представленные доказательства и оценив их в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд пришел к правомерному выводу о том, что поданное на государственную регистрацию ООО “Тверь“ заявление содержит недостоверную информацию, в связи с чем, регистрирующий орган обоснованно посчитал не представленным надлежащим образом оформленное заявление формы Р 13001 и отказал Обществу в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, со ссылкой на ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств.

В кассационной жалобе Общество ссылается на доводы, которые являлись предметом оценки суда и правомерно не были приняты им во внимание как основанные на неверном толковании норм права и фактических обстоятельств спора. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции, в силу прямого указания ст. 286 АПК РФ, не имеется.

Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.04.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по делу N А14-2444-2010/87/22 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО “Тверь“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.