Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 27.07.2010 по делу N А54-1125/2010С18 Поскольку деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не подлежит лицензированию и является запрещенной, проведение прямо запрещенной деятельности, на которую не может быть выдано специальное разрешение (лицензия), не может быть квалифицировано как осуществление деятельности без лицензии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июля 2010 г. по делу N А54-1125/2010С18

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления внутренних дел по городу Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.04.2010 г. по делу N А54-1125/2010С18,

установил:

Управление внутренних дел по городу Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении ООО “Молния“ (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 20.04.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Заявитель кассационной жалобы просит отменить решение суда первой
инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, 18.02.2010 г. сотрудниками ОБППРиИАЗ МОБ УВД по городу Рязани проведена проверка соблюдения Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ по адресу: г. Рязань, ул. Трудовая, д. 10, в котором осуществляет деятельность ООО “Молния“.

В ходе проверки выявлено, что в данном помещении располагаются 12 электронных автоматов, у которых отсутствовали средства приема-выдачи денежных знаков или их заменителей. Указанные автоматы были подключены к сети и находились в рабочем состоянии.

Находящийся в момент осмотра в помещении клуба Игошев С.А. пояснил, что он передал оператору клуба 100 рублей, которые были выставлены на электронном автомате кредитом (100 баллов). При этом при определенном совпадении различных картинок на мониторе автомата сумма кредита увеличивается (баллы начисляются), при отсутствии таких совпадений сумма кредита уменьшается (баллы снимаются)

Посчитав, что указанные действия общества фактически являются ставкой, то есть заключением пари между участником и организатором азартной игры, управление 02.03.2010 г., в присутствии законного представителя общества, составило протокол об административном правонарушении N 62 ЮЛ 09 001250, в котором сделан вывод об осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения, наличии в действиях ООО “Молния“ состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

С целью привлечения ООО “Молния“ к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Статьей 1 Федерального закона N 128-ФЗ определено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 данного Закона.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее Федеральный закон N 244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

В силу статьи 4 указанного Закона разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - это выдаваемый в соответствии с данным Законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений; лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских
конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Статьей 16 Федерального закона N 244-ФЗ предусматривается, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 этого Закона, частью 2 статьи 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного данного законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

Подпункт 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ, согласно которому деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), подлежит лицензированию, утратил силу с 30.06.2009 г.

Согласно подпункту 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ подлежит лицензированию только деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Из анализа приведенных норм права следует, что деятельность по организации и проведению азартных игр не является лицензируемой с 01.07.2009 г.

Следовательно, на основании приведенных норм материального права обязанность иметь лицензию на указанный вид деятельности законом не предусмотрена, а осуществление такой
деятельности прямо запрещено законом.

Деятельность по организации и проведению азартных игр возможна по специальному разрешению только на определенной территории (игорной зоне), которых на территории Рязанской области не имеется.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Поскольку деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не подлежит лицензированию и является запрещенной, то проведение прямо запрещенной деятельности, на которую не может быть выдано специальное разрешение (лицензия), не может быть квалифицировано как осуществление деятельности без лицензии.

Такой правовой подход получил свое закрепление в материалах Научно-консультативного совета при ФАСЦО от 18 - 20 ноября 2009 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях ООО “Молния“ состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, является правильным. В рассматриваемом случае административная ответственность по данной конкретной статье Кодекса наступать не может.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал Управлению внутренних дел по городу Рязани в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку по настоящему делу судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и не выявлено процессуальных
нарушений, влекущих отмену судебного акта, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а доводы заявителя кассационной жалобы - отклонению.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.04.2010 г. по делу N А54-1125/2010С18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления внутренних дел по городу Рязани - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.