Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 09.07.2010 по делу N А48-4968/2009 Поскольку истец подтвердил выполнение услуг по проведению дополнительной диспансеризации всех работающих граждан в рамках заключенного договора, а также исполнение условий договора о представлении ответчику необходимой отчетности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании с территориального фонда обязательного медицинского страхования задолженности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июля 2010 г. по делу N А48-4968/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 9 июля 2010 года

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Орловской области от 23 декабря 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2010 года по делу N А48-4968/2009

установил:

Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение “Поликлиника N 1“ обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Орловскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании 1 089 932 руб. долга по договору N 1/09 от 26.12.2008 о финансировании расходов по проведению истцом мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан за январь, февраль, март 2009 года (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 23 декабря 2009 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, Орловский территориальный фонд обязательного медицинского страхования обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Орловской области от 23 декабря 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2010 года и принять новый судебный акт об отказе в иске.

Представители сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. С учетом требований ст. 284 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон и третьего лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, в соответствии с Правилами предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан между Орловским территориальным фондом обязательного медицинского страхования (Фонд) и МЛПУ “Поликлиника N 1“ (Учреждение) 26.12.2009 года был заключен договор N 1/09 о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан



В соответствии с п. 1 раздела II указанного договора Фонд принял на себя обязательство по осуществлению медико-экономической экспертизы представленных Учреждением счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан и оплате ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, осуществляемых учреждением расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан по представленным счетам. В свою очередь, истец обязался представлять Фонду не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, реестр счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Во исполнение данного договора истцом за период январь, февраль и март 2009 года проводилась дополнительная диспансеризация работающих граждан согласно плану-графику проведения дополнительной диспансеризации работающего населения в Железнодорожном районе г. Орла на 2009 год, согласованного с Управлением здравоохранения администрации города Орла. Ежемесячно истцом оформлялись реестры счетов и направлялись территориальному фонду для оплаты.

Всего за январь - март 2009 года истцом передано ответчику реестров и выставлено счетов на оплату на общую сумму 1 225 392 руб.

Однако Орловский ТФОМС медико-экономическую экспертизу представленных Учреждением счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан в январе-марте 2009 своевременно не провел и не оплатил выставленные счета.

В ответ на претензию истца N 442 от 22.06.2009 ответчик, в свою очередь, письмом N 849 от 09.07.2009 сообщил истцу о том, что согласно разъяснениям Минздравсоцразвития РФ случаи проведения дополнительной диспансеризации в 1-м квартале 2009 года могут быть оплачены только при условии дообследования граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию в данный период, в соответствии с объемом, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.02.2009 N 67н.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по договору N 1/09 от 26.12.2009 г., истец обратился в Арбитражный суд Орловской области с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд исходил из их обоснованности и правомерности.

Суд кассационной инстанции считает указанный вывод арбитражного суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

В соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ от 21.07.2007 “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является главным распорядителем доходов бюджета в части средств федерального бюджета, передаваемых бюджету ФФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Согласно п. 3 ст. 9 названного Закона ФФОМС распределяет и направляет в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 921 от 24.12.2007 “О порядке предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан“ утверждены Правила предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также типовая форма договора о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.

В соответствии с названными Правилами предоставление субсидий на дополнительную диспансеризацию работающих граждан осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“.

Субсидии предоставляются бюджетам территориальных фондов ежемесячно, исходя из численности работающих граждан и норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина. Объем и порядок проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также указанный норматив определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 4 Правил).

Согласно п. 9 Правил проведения дополнительной диспансеризации территориальные фонды проводят медико-экономическую экспертизу представленных учреждениями здравоохранения счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан и производят их оплату в установленном порядке ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

В соответствии с Постановлением Правительства N 921 от 24.12.2007 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предоставлено право давать необходимые разъяснения по вопросам организации и проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.



Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 67н от 24.02.2009 установлен норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2009 году в размере 1042 руб.

Указанный Приказ, изменивший объем проведения диспансеризации, вступил в силу 07.04.2009, то есть после завершения истцом диспансеризации работающих граждан в 1 квартале 2009 года.

Между тем, указанное обстоятельство не влияет на обязанность ответчика погасить возникшую задолженность, основанную на договорных отношениях сторон.

Как указывалось выше, договор N 1/09 от 26.12.2009 года заключен сторонами на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 921 от 24.12.2007 и утвержденных Правил проведения дополнительной диспансеризации.

Судебными инстанциями установлено, что данный договор содержит все необходимые условия и реквизиты, и по своему содержанию соответствует типовой форме договора, установленной названными Правилами.

В соответствии со ст. ст. 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Таким образом, учитывая, что истец подтвердил выполнение услуг по проведению дополнительной диспансеризации всех работающих граждан, в рамках заключенного договора, а также исполнение условий договора о предоставлении ответчику необходимой отчетности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании с Орловского ТФОМС задолженности в сумме 1 089 932 руб.

Доводы заявителя кассационной жалобы о ненадлежащем исполнении истцом условий заключенного договора, нарушении им порядка проведения дополнительной диспансеризации, не основаны на материалах дела и по существу направлены на переоценку представленных доказательств и сделанных на их основе выводов судов.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 23 декабря 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2010 года по делу N А48-4968/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия.