Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 08.07.2010 по делу N А35-3131/2009 Дело по иску о признании недействительным плана приватизации государственного имущества производственного объединения и применении последствий недействительности ничтожной сделки; признании права собственности истца на подъездной путь на основании сделки, приватизации федерального железнодорожного транспорта направлено на рассмотрение, поскольку вывод суда о том, что истец должен был узнать, что подъездной путь является собственностью другого лица, ни на чем не основан.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 2010 г. по делу N А35-3131/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена 02.07.2010

Постановление изготовлено в полном объеме 08.07.2010

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице Орловско-Курского отделения МЖД - филиала ОАО “РЖД“, г. Орел, на решение Арбитражного суда Курской области от 16.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по делу N А35-3131/2009,

установил:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице Орловско-Курского отделения МЖД - филиала ОАО “РЖД“ (далее - ОАО “РЖД“), г. Орел, обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет), г. Курск, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (далее - Теруправление Росимущества в Курской области), г. Курск, о признании недействительными плана приватизации государственного имущества производственного объединения “Курскхлебопродукт“ от 11.10.1993 в части включения в состав приватизируемого АООТ “Льговское хлебоприемное“ имущества подъездных путей 1978 года ввода в эксплуатацию и акта оценки стоимости зданий и сооружений (приложение N 1 к плану приватизации) и применении последствий недействительности ничтожной сделки; признании права собственности ОАО “РЖД“ на подъездной путь хлебопункта, инвентарный N 24062, протяженностью 1900 м, расположенный по адресу: Курская обл., Льговский район, станция Шерекино, на основании сделки приватизации федерального железнодорожного транспорта.

Третьими лицами по делу выступали Управление Федеральной регистрационной службы по Курской области (далее - УФРС по Курской области), г. Курск, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве (далее - Теруправление Росимущества в г. Москве), г. Москва, Закрытое акционерное общество “Льговский комбинат хлебопродуктов“ (далее - ЗАО “Льговский комбинат хлебопродуктов“), Курская обл., Льговский район, ст. Шерекино.

Решением Арбитражного суда Курской области от 16.12.2009, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010, в иске отказано.

В кассационной жалобе ОАО “РЖД“ просит отменить принятые судебные решения и иск удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу ЗАО “Льговский комбинат хлебопродуктов“ просит оставить принятые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ЗАО “Льговский комбинат хлебопродуктов“ - доводы отзыва на жалобу.

Ответчики и иные третьи лица надлежаще уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, но в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителей истца и третьего лица, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 16.12.2009 и постановление от 08.04.2010 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, с 1978 года спорные подъездные железнодорожные пути на станции Шерекино находились на балансе Льговской дистанции пути Курского отделения Московской железной дороги и были включены в реестр федерального имущества под номером 07700415 в силу п. 4 раздела 4 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“.

Во исполнение Указания МПС России от 17.01.2001 N И-53у и приказа начальника ФГУП “Московская железная дорога“ МПС России от 23.01.2001 N Н-8/9 “О реорганизации предприятий Московской железной дороги“ ГУП Льговская 30-я дистанция пути Курского отделения МЖД было присоединено к ФГУП “МЖД“ с передачей имущества федеральному предприятию. Под N 227 в перечне передаваемого имущества значился подъездной путь хлебопункта на ст. Шерекино (т. 1, л.д. 38, 41).

Распоряжением МПС РФ от 27.06.2002 N 329р утвержден перечень имущества, переданного в хозяйственное ведение ФГУП “МЖД“. В перечне значится и спорный объект (т. 1, л.д. 53, 44).

На основании Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и Распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ распоряжением Правительства РФ от 30.06.2003 N 882-р утвержден перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых передается в уставный капитал ОАО “РЖД“.

Согласно приложению N 144 к сводному передаточному акту, утвержденному Распоряжением Минимущества России, Федеральной энергетической комиссии, Министерства путей сообщения РФ от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884-р, имущество ФГУП “Московская железная дорога“, в том числе сооружения N N 307-347 по Льговскому району Курской области, входящие в имущественный комплекс Льговской дистанции пути, переданы в уставный капитал ОАО “РЖД“. Под N 323 значится подъездной путь хлебопункта ст. Шерекино 1,8 км (т. 1, л.д. 36).

Право собственности ОАО “РЖД“ на указанный подъездной путь зарегистрировано в ЕГРП 25.03.2004, о чем выдано свидетельство серии 46-АВ N 215216 (т. 1, л.д. 106).

Ссылаясь на то что в 2008 ОАО “РЖД“ стало известно о том, что в план приватизации от 11.10.1993 государственного имущества производственного объединения “Курскхлебопродукт“ вошел и подъездной путь хлебопункта на ст. Шерекино, который был приватизирован АООТ “Льговское хлебоприемное предприятие“ (в дальнейшем - ОАО “Льговское хлебоприемное“), а ОАО “Льговское хлебоприемное“ 07.06.2004 продало его вместе со всем иным имуществом ЗАО “Льговский комбинат хлебопродуктов“, распорядившись тем самым чужим имуществом, ОАО “РЖД“ обратилось с указанным иском в суд.

Установив факт принадлежности спорного объекта недвижимости с 1978 года Московской железной дороге (правопредшественнику истца) и факт приватизации этого истцом, суд первой инстанции отказал истцу в иске со ссылкой на пропуск срока исковой давности.

С выводом суда первой инстанции согласился и апелляционный суд.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с судебными актами двух инстанций, так как выводы о пропуске истцом срока на обращение с данным иском в суд сделаны судами в противоречие с материалами дела и в нарушение норм материального права.

Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Суд первой инстанции сделал вывод о том, что в 2003 - 2004 годах при акционировании Московской железной дороги истец должен был узнать о правопритязании иных лиц на спорный объект недвижимости. Такой вывод судом сделан на основании того, что 03.06.2003 АООТ “Льговское хлебоприемное“ зарегистрировало право собственности на железнодорожные пути протяженностью 1138 на ст. Шерекино, а 07.06.2004 продало все имущество ЗАО “Льговский комбинат хлебопродуктов“, которое зарегистрировало в ЕГРП переход права на имущество 28.01.2005.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с таким выводом суда, так как он противоречит материалам дела.

В материалах дела имеются договоры на подачу и уборку вагонов на железнодорожный подъездной путь, принадлежащий железной дороге, заключенные между Московской железной дорогой и Льговским хлебоприемным предприятием с 1982 года. Договоры заключались на использование подъездного пути хлебоприемного предприятия на ст. Шерекино, принадлежащего Московской железной дороге (т. 1, л.д. 141 - 148). Последний договор N 9/190 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь, принадлежащий железной дороге при ст. Шерекино, был заключен между Курским отделением дороги и АООТ “Льговское хлебоприемное“ 26.05.1998 на срок 5 лет, но в дальнейшем дополнительными соглашениями к договору неоднократно продлялся. Последнее дополнительное соглашение к договору N 9/190 от 26.05.1998 было подписано 15.08.2008 между ОАО “РЖД“ и ЗАО “Льговский комбинат хлебопродуктов“, которым срок действия договора на подачу и уборку вагонов на спорный железнодорожный путь продлен до 31.12.2008 (т. 1, л.д. 149 - 158, 168).

Кроме того, в материалах дела имеется письмо генерального директора АООТ “Льговское хлебоприемное“ Конюхова Л.П. в адрес начальника Курского отделения МЖД от 15.05.1995 за исх. N 179, в котором он указывает на то, что подъездные пути находятся на балансе отделения дороги, за подачу и уборку вагонов АООТ “Льговское хлебоприемное“ производит оплату по высшему тарифу - по ставкам таблицы N 9 (подъездной путь принадлежит железным дорогам МПС СССР), но железнодорожный путь находится в неудовлетворительном состоянии, не ремонтируется (т. 1, л.д. 55).

Из указанного выше следует, что ни АООТ “Льговское хлебоприемное“, ни ЗАО “Льговский комбинат хлебопродуктов“ не использовали подъездной путь хлебопункта на ст. Шерекино как имущество, принадлежащее им на праве собственности. Фактически в их владении он не находился, сделка приватизации в отношении данного объекта не была исполнена.

ОАО “РЖД“ (его правопредшественники) с 1978 года владели и до настоящего времени владеют спорным объектом, право собственности ОАО “РЖД“ на этот объект зарегистрировано в ЕГРП.

Вывод суда о том, что в 2003 - 2004 годах истец должен был узнать, что подъездной путь хлебопункта на ст. Шерекино является собственностью другого лица, ни на чем не основан. АООТ “Льговское хлебоприемное“, затем - ЗАО “Льговский комбинат хлебопродуктов“ заключали с ОАО “РЖД“ договоры на использование железнодорожного пути, никаких правопритязаний с их стороны до декабря 2008 года не было.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости решение от 16.12.2009 и постановление от 08.04.2010 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.

При новом рассмотрении суду следует уточнить исковые требования, выяснить, в чем выражается требование о применение последствий недействительности сделки - подъездной путь находится во владении истца, плату за его использование ответчик производил.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287; ч. 1, 2 ст. 288; ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 16.12.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по делу N А35-3131/2009 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.