Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 24.06.2010 по делу N А54-4675/2009-С5 Учитывая, что государственная кадастровая оценка земельного участка не проводилась, суд сделал правильный вывод о том, что внесение ответчиком в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, определенной на основании усредненных удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков квартала, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 2010 г. по делу N А54-4675/2009-С5

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 30.12.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 по делу N А54-4675/2009-С5,

установил:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)“ в лице Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования “Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации“ (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным действия Управления Федерального
агентства кадастра объектов недвижимости по Рязанской области (далее - Управление) от 14.06.2007 по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:27:0:0024, общей площадью 1794772 кв. м., расположенного по адресу: Рязанская область, г. Сасово, Авиагородок, о его кадастровой стоимости - 403518588 руб. 76 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости: 224 руб. 83 коп./кв. м, и обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения, исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:27:0:0024, общей площадью 1794772 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Сасово, Авиагородок, с момента совершения этих действий (с учетом уточнений).

Определением суда от 13.11.2009 в соответствии с ч. 1 ст. 48 АПК РФ произведена замена ответчика по делу - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Рязанской области его правопреемником - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.

Решением от 30.12.2009 суд удовлетворил требования заявителя.

Постановлением апелляционной инстанции от 16.03.2010 решение суда от 30.12.2009 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление просит отменить решение и постановление суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как видно из материалов дела, 14.06.2007 Управлением земельному участку, находящемуся в пользовании у Учреждения, присвоен кадастровый номер 62:27:0:0024 (единое землепользование), общей площадью 1794772 кв. м. Земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, без проведения землеустроительных работ.

Данные действия оформлены актом определения кадастровой
стоимости земельных участков, утвержденным Управлением Роснедвижимости по Рязанской области от 14.06.2007.

Полагая, что определение Управлением кадастровой стоимости земельного участка осуществлено с нарушением действующего законодательства, в связи с чем, нарушены права и законные интересы Учреждения по исчислению и уплате законно установленного земельного налога, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), дублируя положения п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, относит утверждение среднего уровня кадастровой стоимости к полномочиям органов исполнительной власти субъектов.

Согласно п. 9 Правил кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

В силу п. 5 Правил государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В соответствии с п. 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются
и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.

В силу п. 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.

Пунктом 2.2.7 Методических указаний установлено, что если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.

Как установлено судом, уполномоченный орган не устанавливал средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Постановлением Правительства Администрации Рязанской области от 10.02.2003 N 27 “О кадастровой стоимости земель поселений на территории Рязанской области“ были утверждены усредненные показатели кадастровой стоимости земельных участков квартала, в который они включены, но не кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 62:27:0:0024.

Учитывая, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 62:27:0:0024 с последующим утверждением ее органом исполнительной власти не проводилась, суд сделал правильный вывод о том, что внесение Управлением в государственный кадастр недвижимости сведений
о кадастровой стоимости спорного земельного участка, определенной на основании усредненных удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков квартала, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Учреждения, связанные с уплатой законно установленного земельного налога.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Управления, явившиеся обоснованием его позиции, они явились предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу ст. 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 30.12.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 по делу N А54-4675/2009-С5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.