Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 05.05.2010 по делу N А36-4854/2009 Суд области пришел к правомерному выводу о том, что правомочие собственника в отношении ответчика осуществляет Россельхозакадемия, а не федеральный орган исполнительной власти области, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований ввиду того, что у истца не имелось правовых оснований для утверждения программы деятельности предприятия, подведомственного академии наук, и, соответственно, определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет прибыли.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2010 г. по делу N А36-4854/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления изготовлена 05.05.2010

Постановление изготовлено в полном объеме 05.05.2010

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.01.2010 по делу N А36-4854/2009,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области (далее - ТУ Росимущества в Липецкой области), г. Липецк, обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к организации научного обслуживания опытно-производственному хозяйству “Сенцовское“ ГУ Всероссийского научно-исследовательского и проектно-технологического института рапса Российской академии сельскохозяйственных наук
(далее - ОНО ОПХ “Сенцовское“ ГУ ВНИПТИР Россельхозакадемии), с. Сенцово Липецкой области, о взыскании части чистой прибыли в размере 364 000,75 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 65 646,76 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия).

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 28.01.2010 в удовлетворении иска отказано.

В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность данного судебного акта не проверялись.

Не согласившись с названным судебным актом, истец обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 28.01.2010 отменить, исковые требования удовлетворить. При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам дела, допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права.

Лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд округа не направили. ТУ Росимущества в Липецкой области ходатайствовало о рассмотрении дела без участия его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие не явившихся представителей.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.

В обоснование исковых требований ТУ Росимущества в Липецкой области сослалось на то, что ОНО ОПХ “Сенцовское“ ГУ ВНИПТИР Россельхозакадемии, являясь федеральным унитарным предприятием, в нарушение требований ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161 ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ не исполнило обязанность по перечислению в федеральный бюджет части чистой прибыли, полученной
по итогам 2007 года в размере 364 000,75 руб., установленном программой деятельности на 2008 год, утвержденной распоряжением ТУ Росимущества в Липецкой области от 31.10.2007 N 769 (с уточнениями, внесенными распоряжением от 30.04.2008).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161 ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“, а также абз. 2 п. 1 ст. 295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Согласно п. 2 ст. 17 названного Федерального закона государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В силу п. 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 228 от 10.04.2002 часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти на основании утвержденной программы деятельности предприятия.

Пунктом 8 названных Правил установлено, что перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятиями до 15 июня.

В соответствии с п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 125
Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Пунктом 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 432 от 05.06.2008, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике“ Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями, которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), закрепление за
подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций.

Подпунктом “д“ пункта 1 Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 “О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия“ предусмотрено, что полномочия по утверждению программы деятельности предприятия и определению подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия, предоставлены федеральному органу исполнительной власти, в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.

Из материалов дела следует, что ОНО ОПХ “Сенцовское“ ГУ ВНИПТИР Россельхозакадемии создано в соответствии с приказом Россельхозакадемии N 67 от 10.06.2003 (т. 1 л.д. 61) для достижения научных целей, учреждено Российской академией сельскохозяйственных наук и государственным учреждением Всероссийского научно-исследовательского и проектно-технологического института рапса, является юридическим лицом и действует на основании устава, утвержденного Россельхозакадемией.

Согласно п. 1.4 устава ОНО ОПХ “Сенцовское“ ГУ ВНИПТИР Россельхозакадемии находится в ведомственном подчинении Россельхозакадемии, непосредственно подчиняется ГУ ВНИПТИР.

Исходя из п. 2.1 Устава имущество организации находится в государственной собственности и в соответствии с Указом Президента РФ “О Российской академии сельскохозяйственных наук“ от 30.01.1992 Россельхозакадемия является собственником имущества ответчика, которое передано ему в хозяйственное ведение и отражается на его самостоятельном балансе.

В соответствии с разделом 4 устава ОНО ОПХ “Сенцовское“ его директор также назначается ГУ ВНИПТИР Россельхозакадемии, в научно-организационном подчинении которого, находится ответчик по согласованию с Россельхозакадемией.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что Российская академия сельскохозяйственных наук, являясь учредителем ОНО ОПХ “Сенцовское“ ГУ ВНИПТИР Россельхозакадемии, в силу прямого указания закона осуществляет от имени Российской Федерации функции федерального органа исполнительной власти по управлению и распоряжению
федеральным имуществом, которые являются исключением из полномочий органов государственной власти.

Имущество закреплено за ответчиком на праве хозяйственного ведения на основании договора от 01.03.2002 (т. 1. л.д. 79 - 88), заключенного между Российской академией сельскохозяйственных наук и ответчиком.

С учетом изложенного, суд области пришел к правомерному выводу о том, что правомочие собственника в отношении ответчика осуществляет Россельхозакадемия, а не федеральный орган исполнительной власти в лице ТУ Росимущества в Липецкой области, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований ввиду того, что у истца не имелось правовых оснований для утверждения программы деятельности предприятия подведомственного академии наук, и, соответственно, определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет прибыли.

Кроме того, следует иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике“ доходы организаций, подведомственных Россельхозакадемии от разрешенной их уставами деятельности и имущество, приобретенное указанными организациями за счет таких доходов, поступают в самостоятельное распоряжение указанных организаций и учитываются на отдельном балансе.

На основании изложенного, а также, принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора и доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 287 ч. 1 п. 1; 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.01.2010 по делу N А36-4854/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.