Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 06.04.2010 по делу N А35-5704/2009 Заявление о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП, удовлетворено правомерно, поскольку банк - как агент валютного контроля - указал заявителю, какая дата должна быть проставлена в графе 1 справки о подтверждающих документах, а поэтому исполнение указания контролирующего органа не может рассматриваться как виновные действия заявителя.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 апреля 2010 г. по делу N А35-5704/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 15.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 по делу N А35-5704/2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Промстройматериалы“ (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее - Управление) N 07-01-126/2009 от 04.06.2009 о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП
РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Решением Арбитражного суда Курской области от 15.10.2009 заявленные Обществом требований удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Управление обратилось с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит их отменить.

По мнению подателя жалобы, справка о подтверждающих документах как отчетный документ имеет правовое значение для целей валютного контроля не только в связи со сроком ее представления в уполномоченный банк, но и в связи с достоверностью юридически значимых сведений. Своевременность отчетности сопряжена с действительностью содержащейся в ней информации.

Кроме того, Управление указывает, что порядок заполнения справки о подтверждающих документах включается в порядок представления документов и информации в банк ПС. В связи с этим нарушение порядка заполнения справки о подтверждающих документах является нарушением порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за которое установлена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.

Как следует из материалов дела, между ООО “Промстройматериалы“ (покупатель) и ООО “Тальновский щебзавод“ (Украина) (продавец) заключен контракт N 1-08 от 19.11.2007 на поставку щебня гранитного фракций 5-20 мм, 20-40 мм, отсев фракции 0-5 мм.

По условиям контракта поставка товара осуществляется на условиях DAF граница Украина - Российская Федерация станция перехода Зерново-экс/Суземка-экс (Инкотермс 2000).

Общая сумма контракта определена в размере 94 950 000 руб. Оплата за каждую поставляемую партию товара предусмотрена в виде 100% предоплаты в безналичной форме путем перечисления
денежных средств на счет продавца в течение 5-ти дней с даты отгрузки. Срок действия контракта установлен до 31.12.2009.

По контракту N 1-08 от 19.11.2007 в ОАО “Курскпромбанк“ оформлен паспорт сделки N 08010004/0735/0000/2/0.

В рамках данного контракта ООО “Промстройматериалы“ ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и предъявило к таможенному оформлению в режиме “импорт“ товар по ГТД N 10102150/040708/П0011136 (согласно отметке таможенного органа на 1 листе ГТД выпуск товара разрешен 06.07.2008), по ГТД N N 10102150/050708/П011220, 10102150/050708/П011224 (выпуск товара разрешен 06.07.2008), по ГТД N N 10102150/170708/П012064, 10102150/170708/П012065 (выпуск товара разрешен 20.07.2008), по ГТД N 10102150/110708/П011658 (выпуск товара разрешен 13.07.2008).

Справка о подтверждающих документах с приложением необходимых документов представлена Обществом в уполномоченный банк 30.07.2008. При этом в графе 1 “дата“ таблицы указаны даты соответствующие датам представления указанных ГТД.

Согласно отметкам таможенных органов на накладной N 41662991 товар, оформленный по ГТД N 10102150/040708/П011136 ввезен на таможенную территорию РФ - 06.07.2008, согласно отметкам на накладных N N 41662992. 41662993 товар, оформленный по ГТД N 10102150/050708/П011220, ввезен на таможенную территорию РФ - 06.07.2008, 10102150/050708/П011224 ввезен на таможенную территорию РФ - 07.07.2008, согласно отметкам на накладной N 41662995 товар, оформленный по ГТД N 10102150/110708/П011658, ввезен на таможенную территорию РФ - 13.07.2008, согласно отметкам на накладных N 4179802, N 41794803 товар, оформленный по ГТД N 10102150/170708/П012064. ввезен на таможенную территорию РФ - 17.07.2008.

Осуществив проверочные мероприятия в отношении ООО “Промстройматериалы“, Управление установило, что в графе 1 предоставленной Обществом в уполномоченный банк справки указана дата, не соответствующая дате ввоза товара на таможенную территорию, поскольку должна была быть указана дата фактического пересечения таможенной границы Российской
Федерации или дата выпуска товара таможенными органами.

Усмотрев в действиях Общества нарушение установленного порядка представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, предусмотренного пунктом 2.2 Положения N 258-П и пунктом 2 приложения 1 к нему, Управление составило в отношении него протокол N 07-01-126/2009 от 22.05.2009 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ

Постановлением N 07-01-126/2009 от 04.06.2009 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требований, суд исходил из отсутствия в данном случае состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и отсутствии законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности.

В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные ст. 23 данного Закона, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Пунктом 2 части 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.

При этом издаваемые Центральным банком Российской Федерации акты органов валютного регулирования, обязательны для резидентов и нерезидентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.2003).

Указанием ЦБР N 1950-У от 10.12.2007 “О
формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж“ установлены формы учета по валютным операциям для резидентов, к которым отнесена справка о подтверждающих документах.

Согласно п. 2.1. Положения Банка России N 258-П от 01.06.2004 “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций по внешнеторговым сделкам и осуществлением уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

В соответствии с п. 2.2, названного Положения резидент представляет в уполномоченный банк подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами Справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к названному Положению

Пунктом 2 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах (в редакции, действовавшей в спорный период) в графе 1 справки в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, или дата вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (дата ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), или дата оформления документа об исполнении обязательств иным способом, в случаях, указанных в п. 2.17 настоящего Положения.

За несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по
валютным операциям ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В силу части 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 2.11, 2.12 Положения Банка России N 258-П от 01.06.2004, предусмотрено, что представленные резидентом справки проверяются сотрудником банка ПС, уполномоченным осуществлять от имени банка ПС предусмотренные настоящим Положением действия по валютному контролю в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления резидентом в банк ПС.

В случае надлежащего заполнения и оформления указанных справок оба экземпляра справок подписываются ответственным лицом банка ПС, заверяются печатью банка ПС, используемой для целей валютного контроля, зарегистрированной в Банке России.

Один экземпляр справок, а также копии представленных вместе с ними подтверждающих документов или копии банковских выписок помещаются банком ПС в досье по паспорту сделки.

Второй экземпляр справок и оригиналы подтверждающих документов в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, возвращаются резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента.

Однако, в
случаях, если представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением установленных Положением требований, а также, если информация, указанная в них, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки, Банк ПС в соответствии с п. 2.14 Положения Банка России N 258-П от 01.06.2004 возвращает резиденту один экземпляр справок, вместе с подтверждающими документами и копиями банковских выписок, а также иными документами, представляемыми в соответствии с настоящим Положением.

Такие справки и документы возвращаются банком ПС резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента.

Второй экземпляр справок с отметкой ответственного лица банка ПС о причине возврата помещается в досье по паспорту сделки.

Резидент повторно представляет в банк ПС надлежащим образом заполненные и оформленные с учетом замечаний банка ПС справки вместе с документами, на основании которых заполнены эти справки, в срок, не превышающий 3 рабочих дня с даты их получения от банка ПС.

В соответствии с п. 8 ст. 1 и п. 3 ст. 22 Федерального закона N 173-ФЗ банк где оформлен паспорт сделки - ОАО “Курскпромбанк“ является одновременно уполномоченным банком и агентом валютного контроля в отношении Общества.

Согласно п. 5 ст. 22 Федерального закона N 173-ФЗ органы валютного контроля в пределах своей компетенции и агенты валютного контроля обязаны осуществлять контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами.

Положениями пункта 1 ст. 23 Федерального закона N 173-ФЗ установлено, что органы и агенты валютного
контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Пунктом 7 ст. 23 Федерального закона N 173-ФЗ на агентов валютного контроля и их должностных лиц возложены следующие обязанности:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов (п. 12 ст. 23 Федерального закона N 173-ФЗ).

Как установлено судом, справка о подтверждающих документах, представленная Обществом в уполномоченный банк - ОАО “Курскпромбанк“ 30.07.2008 (в установленный законом срок), была проверена на соответствие нормам валютного законодательства и принята валютным контролем банка - уполномоченным на то лицом без замечаний к правильности оформления, что подтверждается печатью банка и подписью ответственного лица на экземпляре справки о подтверждающих документах, представленной в материалах дела.

Возврат справки о подтверждающих документах в связи
с наличием причин, указанных в п. 2.14 Положения N 258-П от 01.06.2004, уполномоченным банком не производился, следовательно, право Общества на повторное представление Справки с устраненными нарушениями в трехдневный срок, предусмотренное Порядком было нарушено.

Соблюдение Порядка представления заключается не только в правильном отражении информации в Справке и направлении ее в банк ПС, но и в строгом соблюдение прав резидента на повторное представление Справки с учетом указаний агента валютного контроля (банка ПС).

Кроме этого в материалах дела (т. 1 л.д. 96) имеется письмо уполномоченного банка - ОАО “Курскпромбанк“, где указывается, что при представлении в уполномоченный банк Справки о подтверждающих документах и копии грузовой таможенной декларации, в графе 1 Справки, по согласованию с банком, указывалась дата оформления таможенной декларации, содержащейся в ее регистрационном номере, что по мнению банка, с учетом п. 6 ст. 4 Федерального закона N 173-ФЗ соответствовало требованиям положения ЦБР от 01.06.2004 N 258-П.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что банк - как агент валютного контроля, в рамках своей компетенции указал Обществу какая дата должна быть проставлена в графе 1 Справки о подтверждающих документах, а поэтому исполнение указания контролирующего органа (агента валютного контроля) не может рассматриваться как виновные действия Общества в ненадлежащем заполнении и оформлении спорного документа учета и отчетности по валютным операциям.

В постановлении Управления о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения N 07-01-126/2009 от 04.06.2009 не было учтено, что дата ввоза товара в Справке была указана Обществом на основании консультаций с агентом валютного контроля - банком ПС - ОАО “Курскпромбанк“.

Данные обстоятельства имеют существенное значение для определения виновности Общества
в инкриминируемом деянии.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о недоказанности Управлением вины Общества во вменяемом ему правонарушении и соответственно, о правомерности вывода суда об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения.

В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

Следовательно, у суда было достаточно правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.

Все доводы кассационной жалобы исследовались судами первой и апелляционной инстанциями, им дана надлежащая оценка

Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену постановления, также не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 15.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2009 по делу N А35-5704/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.