Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 06.04.2010 по делу N А09-5385/2009 Суды правомерно оставили требования пенсионного органа о взыскании задолженности по страховым взносам и начисленные пени, за несвоевременную уплату этой задолженности, как не относящиеся к текущим платежам, без рассмотрения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 апреля 2010 г. по делу N А09-5385/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городском округе города Стародуба и Стародубском районе Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 02.11.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 по делу N А09-5385/2009,

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе города Стародуб и Стародубском муниципальном районе Брянской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о взыскании с Закрытого акционерного общества “Стародубский электротехнический завод“ (далее - Общество) 953404,26
руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени.

Решением суда от 02.11.2009 заявленные требования удовлетворены частично. С ЗАО “Стародубский электротехнический завод“ взыскано 432614,78 руб., в том числе 363217 руб. задолженности по страховым взносам за 4 квартал (ноябрь-декабрь) 2008 года, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии; 68118 руб. задолженности по страховым взносам за 4 квартал (ноябрь-декабрь) 2008 года, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии; 1077,67 руб. пени по страховым взносам за 4 квартал 2008 года на страховую часть пенсии; 202,11 руб. пени по страховым взносам за 4 квартал 2008 года на накопительную часть пенсии, а также государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 7275,57 руб. В части взыскания с Общества 520789,48 руб., в том числе 256531 руб. задолженности по страховым взносам за 4 квартал (октябрь) 2008 года и пени в сумме 246258,48 руб., заявление было оставлено без рассмотрения.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление просит решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Управления, судом кассационной инстанции установлено следующее.

Общество зарегистрировано в Управлении в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 04.05.2009 по делу N А09-11194/2008-32 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открытого конкурсное производство.

В связи с тем, что у Общества имелась задолженность за 4 квартал 2008 года в сумме 687866 руб., в том числе 577 338 руб. по страховым взносам, направляемым на финансирование страховой
части трудовой пенсии, 110528 руб. по страховым взносам, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии, Управлением начислены пени в сумме 265538,26 руб., в том числе на страховую часть - 228010,34 руб., на накопительную часть - 32527,92 руб.

Поскольку требование от 27.04.2009 N 13 об уплате страховых взносов за 4 квартал 2008 года и пени в общем размере 953404,26 руб. Обществом в добровольном порядке не исполнено, Управление обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя в части заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам.

В силу п. 2 ст. 14 указанного Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.

В силу абзаца 5 статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве) обязательные взносы, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.

Закон о банкротстве устанавливает различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства и обязательства по уплате обязательных платежей.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона N 127-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) текущими платежами признаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры
банкротства.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Согласно разъяснениям данным в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 “О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве“, при применении положений п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.

В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.

Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является
текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате обязательного платежа, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона N 167-ФЗ (действовавшей в рассматриваемый период) расчетным периодом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является календарный год, расчетный период состоит из отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года).

Страхователи ежемесячно в силу п. 2 ст. 24 указанного Закона (действовавшей в период спорных правоотношений) производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст. 22 настоящего Закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии
с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ.

Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации (п. 3).

С учетом указанных норм права орган Пенсионного фонда может обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании со страхователя задолженности по страховым взносам по окончании как отчетных, так и расчетного периодов, поскольку расчетный период (календарный год) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование состоит из отчетных периодов.

Судом установлено, что в требование от 27.04.2009 N 13 Управление включило задолженность по страховым взносам за 4 квартал 2008 года. Обязанность уплатить страховые взносы за октябрь 2008 года в размере 256531 руб., в соответствии с положениями статьи 24 Закона о пенсионном страховании, возникла у Общества 15.11.2008, то есть до принятия заявления о признании должника банкротом (21.11.2008).

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что спорная задолженность по страховым взносам в размере 256531 руб. не является текущим платежом и подлежит установлению в рамках дела о банкротстве. Требование об уплате пеней, начисленных на указанную задолженность, также не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.

В тексте
документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 4 пункта 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не пункт 4 статьи 148.

В соответствии с пунктом 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.

При данных обстоятельствах суды правомерно оставили требования Управления о взыскании задолженности по страховым взносам за октябрь 2008 года в размере 256531 руб. и начисленные пени, за несвоевременную уплату этой задолженности, как не относящиеся к текущим платежам, без рассмотрения.

Вместе с тем, в мотивировочной и резолютивной части решения неправильно указана сумма пеней, подлежащая рассмотрению в рамках дела о банкротстве, вместо 264258,48 руб. указана сумма 246258,48 руб., о чем Управление ссылалось в апелляционной жалобе.

Суду апелляционной инстанции надлежало изменить судебный акт арбитражного суда области в указанной части.

В материалах дела (т. 1 л.д. 141) имеется определение суда первой инстанции от 01.12.09 об исправлении опечатки, где указано: “В абзацах 1 и 2 на листе 5 мотивировочной части решения Арбитражного суда Брянской области от 2 ноября 2009 года по делу N А09-5385/2009 в указании суммы пени, подлежащей рассмотрению в рамках дела о банкротстве, и подлежащей оставлению без рассмотрения, вместо “246258,48 руб.“ читать “264258,48 руб.“. В резолютивной части решения Арбитражного суда Брянской области от 2 ноября 2009 года по делу N А09-5385/2009 в указании суммы пени, оставленной судом без рассмотрения, вместо “246258,48 руб.“ читать “264258,48 руб.“.

Однако, отсутствие в материалах дела сведений о направлении лицам, участвующим
в данном споре, копии определения Арбитражного суда Брянской области об исправлении опечатки от 01.12.09 и отсутствие этих сведений в постановлении суда апелляционной инстанции от 01.02.10 свидетельствует о нарушении судом требований части 4 статьи 179 АПК РФ, что позволяет суду кассационной инстанции изменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

изменить решение Арбитражного суда Брянской области от 02.11.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 по делу N А09-5385/2009 изменить в части оставления без рассмотрения заявления УПФ РФ (ГУ) в городском округе города Стародуб и Стародубском муниципальном районе Брянской области о взыскании с ЗАО Стародубский электротехнический завод“ 520789,48 руб., в том числе 256531 руб. задолженности по страховым взносам за 4 квартал (октябрь) 2008 года и пени в сумме 246258,48 руб., изложив в следующей редакции: “В части взыскания с ЗАО Стародубский электротехнический завод“ 520789,48 руб., в том числе 256531 руб. задолженности по страховым взносам за 4 квартал (октябрь) 2008 года и пени в сумме 264258,48 руб.“.

В остальной части решение Арбитражного суда Брянской области от 02.11.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 по делу N А09-5385/2009 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.