Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 06.04.2010 по делу N А09-2654/2009 Суд правомерно удовлетворил требование и взыскал с ответчика в доход соответствующих бюджетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в период действия лицензии по дату выдачи документа об утверждении нормативов ответчик осуществлял деятельность без разрешительного документа, что согласно пункту Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды влечет взыскание платы за объемы размещения отходов в пятикратном размере.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 апреля 2010 г. по делу N А09-2654/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО “Управляющая компания “БМЗ“ на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.01.2010 по делу N А09-2654/2009,

установил:

Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Закрытому акционерному обществу “Управляющая компания “Брянский машиностроительный завод“ (далее - ЗАО “УК “БМЗ“, Общество) о взыскании 3887088 руб. 25 коп. задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (уточненное требование).

Решением суда от 01.06.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного
апелляционного суда от 05.01.2010 решение отменено. Требование Управления удовлетворено, суд взыскал с ЗАО “УК “БМЗ“ в доход соответствующих бюджетов задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 3887088,25 руб.

В кассационной жалобе Общество просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 22.03.2004 Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Брянской области Обществу утверждены лимиты на размещение отходов сроком на 5 лет (до 22.03.2009) при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, предусмотренного п. 35 Приказа Ростехнадзора от 19.10.07 N 703.

Технические отчеты за периоды с 22.03.2004 по 22.03.2005., с 22.03.2005 по 22.03.2006, с 22.03.2006 по 22.03.2007 были представлены Обществом и приняты Управлением с возобновлением лимитов на каждый последующий год.

21 мая 2008 года технический отчет N 005-24/196 ЗАО “УК “БМЗ“ представило за период с 22.03.07 по 22.03.08. При этом 18.06.2007 Общество получило лицензию N ОТ-08-000373(32) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов сроком действия до 18.06.2012.

Указанный технический отчет Управлением согласован не был и в продлении лимитов на 2008 - 2009 г.г. Обществу было отказано в письме от 20.06.08, в котором ЗАО “УК “БМЗ“ предложено представить: заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по установленной форме; копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов; проект нормативов образования отходов и
лимитов на их размещение на бумажном и магнитном носителях.

Перечисленные документы были представлены Обществом 18.02.09, в связи с чем с указанной даты Управлением были утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на срок действия лицензии (до 18.06.2012).

По мнению заявителя, с даты официального отказа в продлении лимитов до утверждения новых предприятие было не вправе рассчитывать и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду как нормативную, поэтому по результатам документарной проверки расчета за 3 квартал 2008 года Управление исчислило ее как сверхлимитную, что составило 3887088,25 руб.

Так как указанная задолженность ООО “УК “БМЗ“ в добровольном порядке не оплачена, Управление обратилось в арбитражный суд за взысканием вышеуказанной суммы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, учитывая положения норм природоохранного законодательства РФ, пришел к выводу о том, что продление действия утвержденных лимитов возможно лишь по истечении срока, на который данные лимиты утверждены, в связи с чем отказ Обществу в продлении лимитов на размещение отходов является неправомерным, так как утвержденные 07.06.2004 года лимиты, согласно имеющейся в их тексте отметке, действительны до 22.03.2009 года. Довод заявителя о необходимости переоформления лимитов от 07.06.2004 года по причине получения лицензии на осуществление соответствующей деятельности в 18.06.2007 года суд признал несостоятельным ввиду отсутствия таких указаний в нормах действующего законодательства.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, Двадцатый арбитражный апелляционный суд правомерно исходил из следующего.

Согласно ст. ст. 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе
платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу ч. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ определены виды негативного воздействия на окружающую среду, а именно: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации (ч. 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“ (далее - Порядок) установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды в силу пункта 5 Порядка определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N
89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон N 89-ФЗ) юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В порядке п. п. 2, 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

В силу пунктов 4 и 5 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 (далее - Правила), юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании пункта 7 Правил для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа заявление, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по установленной форме, свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья
(пункт 11 Правил).

В пункте 13 Правил определено, что лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Как установлено судом, деятельность ЗАО “УК “БМЗ“ относится к видам деятельности по обращению с отходами, подлежащая лицензированию в соответствии с п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

Суд апелляционной инстанции исходил из того, что лицензия N ОТ-08-000373(32) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов Обществом была получена в июне 2007 года, то есть до этого времени, в период, когда лицензированию подлежала деятельность по обращению с опасными отходами, предприятие осуществляло деятельность без лицензии только на основании лимитов на размещение отходов 2004 года. После получения лицензии данные лимиты прекратили свое действие, поскольку Федеральным законом РФ от 02.07.05 N 80-ФЗ из перечня лицензируемых видов деятельности деятельность по обращению с опасными отходами была исключена, в связи с чем ЗАО “УК “БМЗ“ стало осуществлять другой вид лицензируемой деятельности, на который ему выдана лицензия (на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов).

Лимиты, соответствующие как виду деятельности, так и сроку лицензии, были получены ЗАО “УК “БМЗ“ в марте 2009 года. С июня 2007 года по февраль 2009 года документы для установления нормативов образования опасных отходов и лимитов на их размещение предприятием в Управление не представлялись.

На основании изложенного, учитывая п. п. 7, 13 Правил, суд пришел к выводу, что в 3 квартале 2008 года
не могли действовать одновременно лимиты, устанавливаемые для деятельности по обращению с опасными отходами, и лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. При этом, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что 21.05.08 технический отчет был представлен по лимитам на размещение отходов, утвержденным ГУПР МПР по Брянской области, а не по условиям полученной 18.06.07 лицензии, а также в отчете не были указаны отходы 3 - 4 классов опасности и отходы с неустановленным классом опасности, которые образовывались на предприятии в отчетном периоде при осуществлении лицензируемого вида деятельности и которые были включены в лицензию.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правильно указал, что в период действия лицензии с 18.06.07 по дату выдачи документа об утверждении нормативов 11.03.09 Общество осуществляло деятельность без разрешительного документа, что согласно п. 5 Порядка влечет взыскание платы за объемы размещения отходов в пятикратном размере.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, и, по сути, они носят компенсационный характер.

Расчет платы за все виды негативного воздействия на окружающую среду, произведенной Обществом, судом проверен.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил требование Управления и взыскал с Общества в доход соответствующих бюджетов задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 3887088,25 руб.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были рассмотрены в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют установленным по
делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.

При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права судом не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.01.2010 по делу N А09-2654/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.