Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 02.04.2010 N Ф10-943/2010 по делу N А14-8382/2009/269/25 Арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленного истцом к муниципальному образованию требования о взыскании убытков, образовавшихся в виде разницы между стоимостью тепловой энергии, отпускаемой истцом, и стоимостью коммунальных услуг, оплачиваемых населением по тарифам, установленным органом местного самоуправления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2010 г. N Ф10-943/2010

Дело N А14-8382/2009/269/25

(извлечение)

Резолютивная часть постановления изготовлена 1 апреля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 2 апреля 2010 года

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12 октября 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2009 года по делу N А14-8382/2009/269/25,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева“ в лице филиала “Воронежский механический завод“ обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу “Управляющая
компания Ленинского района“ о взыскании 7 240 844 руб. 72 коп. задолженности по теплоэнергии по договору N 436 от 24.06.2008 г. за период с мая 2008 г. по июль 2009 г., а также к муниципальному образованию городской округ г. Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа г. Воронеж о взыскании 510 506 руб. убытков (с учетом заявленных истцом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений, принятых судом).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2009 г. исковые требования истца удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов.

При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то обстоятельство, что при расчете с истцом неправомерно применялся тариф на тепловую энергию, установленный для населения органом местного самоуправления.

В остальной части судебные акты заявителем кассационной жалобы не обжалуются и поэтому в силу требований ст. 286 АПК РФ не являются предметом рассмотрения суда кассационной инстанции.

Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. С учетом требований ст. 284 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Как установлено арбитражным судом, 24.06.2008 г. между истцом и ответчиком был заключен договор N 436
на отпуск тепловой энергии в горячей воде для целей отопления и горячего водоснабжения, по условиям которого ЭСО (истец) подает абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для отопления, горячую воду для горячего водоснабжения и теплоноситель для горячего водоснабжения, а абонент (ответчик 1) принимает (потребляет) и своевременно оплачивает тепловую энергию, а также соблюдает предусмотренный договором режим теплопотребления, обеспечивает безопасность эксплуатации тепловых сетей, приборов и оборудования, находящихся в его ведении (пункт 1.1 договора).

Согласно п. п. 3.1 - 3.3 договора оплата тепловой энергии производится абонентом после подписания актов по соответствующим услугам. Плата за потребляемую тепловую энергию производится по тарифам, утвержденным решением правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области.

В соответствии с п. 4.4 договора, оплата тепловой энергии производится абонентом на основании тарифов, утвержденных решением правления ГУТ.

Учет тепловой энергии, в соответствии с пунктом 3.1 договора, осуществляется по приборам учета абонента. В случае отсутствия приборов учета количество определяется согласно приложению N 2.

За май 2008 г. - июль 2009 г. истец поставил для жилых домов, обслуживаемых ответчиком, тепловую энергию в горячей воде на сумму 53 624 555 руб. 99 коп. Количество поставленной энергии подтверждается актами приема-передачи тепловой энергии, счетами-фактурами.

Плата за поставленную тепловую энергию была произведена частично за счет средств населения, возмещением льгот, возмещением межтарифной разницы. Акты приема-передачи за спорный период ОАО “Управляющая компания Ленинского района“ приняты и подписаны без разногласий.

Ссылаясь на то обстоятельство, что за потребленную в спорный период тепловую энергию истцу в полном объеме не была возмещена сумма межтарифной разницы, ФГУП “им.Хруничева“ обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные
исковые требования, арбитражный суд исходил из их обоснованности и правомерности.

Суд кассационной инстанции считает указанный вывод арбитражного суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

При рассмотрении спора арбитражный суд обоснованно исходил из того, что правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, являются предметом государственного регулирования.

Подпунктом “а“ п. 17 ст. 2 ФЗ РФ от 30.12.2004 “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.

В силу п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.

Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в случае, если исполнителем является управляющая организация, то размер платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В процессе рассмотрения спора арбитражным судом установлено, что истец, во исполнение договора, выставлял управляющей компании счета на оплату по тарифам, установленным решениями правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области для ФГУП “ГКНПЦ им. Хруничева М.В.“. При этом количество поставленной тепловой энергии подтверждается подписанными управляющей компанией актами приема-передачи тепловой энергии, счетами-фактурами и по существу не оспорено ответчиком.

В свою очередь, ОАО “Управляющая компания Ленинского района“ производило оплату полученной тепловой энергии в пределах платежей, поступающих от населения по тарифам, установленным для населения города Воронежа постановлениями администрации городского округа город Воронеж. Действовавшие в этот период времени тарифы на централизованное отопление и горячему водоснабжению для населения установлены постановлением главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 г. N 427.

Поскольку постановлением главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 г. N 18 указанное постановление отменено со дня его принятия в целях установления тарифов для граждан подлежит применению постановление от 07.02.2007 г. N 63,
действующее в спорный период 2008 года в связи утратой силы постановления N 427 в полном объеме, в том числе и в части отмены постановления от 07.02.2007 г. N 63.

На 2009 год иных тарифов, чем установленные решениями правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области для ФГУП “ГКНПЦ им. Хруничева М.В.“ нет.

Из расчета суммы задолженности и информации МУП “МИВЦ“ за спорный период плата за потребленную тепловую энергию поступала истцу за счет платежей населения, возмещения льгот, перечисления межтарифной разницы ФКУ.

В процессе рассмотрения спора арбитражным судом установлено, что сумма долга за 2008 - 2009 г.г. образовалась из-за неперечисления в полном объеме межтарифной разницы, что подтверждается информацией МУП “МИВЦ“ от 14.09.2009 г. (л.д. 118), расчетом истца.

В свою очередь, сумма начисленных платежей населению по платежам населения (с учетом льгот) подтверждается данными о начислении населению за поставленную тепловую энергию всего 13 907 519 руб. 80 коп, начислением льгот 1 900 694 руб. 95 коп.

Задолженность по платежам населения за 2008 год составляет 8 587 172 руб. (13 907 519 руб. 80 коп. + 1 900 694 руб. 95 коп.) - 7 221 042 руб. 61 коп. (фактически перечислено поставщику от УК).

Указанные начисления произведены МУП “МИВЦ“. Указанное обстоятельство истцом и ответчиком в процессе рассмотрения спора не оспаривалось.

Учитывая то обстоятельство, что задолженность за 2009 год отсутствует, а также факт переплаты за 2009 год в сумме 1 346 327 руб., задолженность по платежам населения составляет 7 240 845 руб.

Таким образом, межтарифная разница за 2008 год составила: 19 836 420 руб. 78 коп. (начислено поставщиком) - 13 907 519 руб.
80 коп. (начислено платежей населению) - 1 900 694 руб. 95 коп. (начислено льгот) = 4 028 206 руб. С учетом уплаченных сумм 1 370 900 руб. и 2 146 800 руб. оставшаяся задолженность составила 510 506 руб.

Как обоснованно указал арбитражный суд доказательств, подтверждающих перечисление платежей по возмещению межтарифной разницы поставщику или управляющей компании в полном размере ответчиком - ФКУ, не представлено.

В силу п.п. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 6 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ, а не пункт 6.6.

В соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.

Согласно п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения наделены полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с п. 6.6 указанного закона, органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта полномочиями на государственное регулирование тарифов
на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.

Закон субъекта о передаче полномочий по установлению тарифов органу местного самоуправления принят не был.

Во исполнение решения Центрального районного суда г. Воронежа от 19.12.2008 г. постановлением главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 г. N 18 Постановление главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 г. N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ признано недействующим.

Таким образом, в спорный период МУП “МИВЦ“, руководствуясь Постановлением главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 г. N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“, правомерно осуществляло централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии для целей отопления и горячей воды исходя из тарифов для населения.

В соответствии с Положением о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утв. распоряжением главы ГО г. Воронеж от 02.06.2008 г. N 325-р, Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков
в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Довод ФКУ о необходимости применения управляющей компанией при расчетах с истцом тарифов, установленных для поставщика ГУТ Воронежской области, был предметом исследования и оценки арбитражного суда и обоснованно им отклонен, поскольку в спорный период, до вступления в законную силу решения Центрального районного суда города Воронежа, Постановление главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ являлось действующим, и, соответственно, подлежащим применению.

Принимая во внимание нормы действующего законодательства и оценивая обстоятельства дела, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленного истцом к муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж требования о взыскании 510 506 руб. убытков, образовавшихся в виде разницы между стоимостью тепловой энергии, отпускаемой истцом, и стоимостью коммунальных услуг, оплачиваемых населением по тарифам, установленным органом местного самоуправления.

При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 12 октября 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2009 года по делу N А14-8382/2009/269/25 оставить
без изменения а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия.