Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 02.04.2010 по делу N А48-4910/2009 В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, отказано правомерно, поскольку заявитель использовал для расчетов с потребителями при определении предельного уровня нерегулируемой цены электрической энергии на розничном рынке опубликованную величину средневзвешенной стоимости электрической энергии, которая меньше величины средневзвешенной стоимости электрической энергии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2010 г. по делу N А48-4910/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Орелэнергосбыт“ на решение Арбитражного суда Орловской области от 22.10.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 г. по делу N А48-4910/2009,

установил:

Открытое акционерное общество “Орелэнергосбыт“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по тарифам Орловской области от 14.09.2009 г. N 01-17-14 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.10.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009
г. решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением и постановлением судов, ОАО “Орелэнергосбыт“ обратилось с кассационной жалобой.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, Управлением по тарифам Орловской области проведена плановая проверка ОАО “Орелэнергосбыт“ в части контроля за деятельностью гарантирующего поставщика электрической энергии, в ходе которой установлено, что общество использовало для расчета свободной (нерегулируемой) цены на розничном рынке (предельного уровня нерегулируемой цены) электрической энергии опубликованную величину средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничных рынках, учтенную при установлении тарифов на электрическую энергию, которая меньше фактической средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках, учтенной при установлении тарифов на электрическую энергию для ОАО “Орловская сбытовая компания“. Отклонение величины средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенной при установлении тарифов на электрическую энергию для ОАО “Орловская сбытовая компания“, от опубликованной величины средневзвешенной стоимости электрической энергии составляет 9,014 руб./МВтч (без НДС).

По результатам проверки составлен протокол от 11.09.2009 г. N 13 об административном правонарушении.

Постановлением Управления по тарифам Орловской области от 14.09.2009 г. N 01-17-14 ОАО “Орелэнергосбыт“ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 3304832,32 руб.

Считая постановление административного органа незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам
и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).

Судами установлено, что на территории Орловской области действуют два гарантирующих поставщика электрической энергии - ОАО “Орловская сбытовая компания“ и ОАО “ИНТЕР РАО ЕЭС“ (Орловский филиал).

Приказом Службы по тарифам Орловской области от 27.11.2008 г. N 492-т установлены тарифы на электрическую энергию (отдельно для каждого гарантирующего поставщика), поставляемую ОАО “Орловская сбытовая компания“ и ОАО “ИНТЕР РАО ЕЭС“ (Орловский филиал) потребителям группы “прочие“ на розничном рынке Орловской области в 2009 г.

В газете “Орловская правда“ от 30.12.2008 г. N 213 Службой по тарифам Орловской области одновременно с публикацией приказа от 27.11.2008 г. N 492-т об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям группы “прочие“ на розничном рынке Орловской области в 2009 г., опубликована информация (в среднем по двум гарантирующим поставщикам, действующим на территории Орловской области) о величине средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках, учтенной при установлении данных тарифов.

В соответствии с п. 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109, одновременно с публикацией решения об установлении тарифов регулирующий орган публикует следующую информацию: величина средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках, учтенная при установлении этих тарифов, - при установлении одноставочных тарифов; величина средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии и единицы мощности на оптовом и розничном рынках, учтенная соответственно при установлении ставки за 1 киловатт-час электрической энергии и ставки за 1 киловатт мощности, - при установлении
двухставочных тарифов.

В случае если тариф дифференцирован по зонам (часам) суток, средневзвешенная стоимость приобретения единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках публикуется для каждой зоны суток, либо диапазона числа часов использования мощности.

Согласно п. 109 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530, в целях расчета предельных уровней нерегулируемых цен в качестве размера платы за услуги и сбытовой надбавки организации, поставляющей электрическую энергию (мощность): для покупателей, осуществляющих расчеты за электрическую энергию (мощность) по одноставочным тарифам, используется разность одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность), установленного в отношении соответствующей группы потребителей в соответствии с Основами ценообразования, и средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии с учетом мощности на оптовом рынке и у производителей (поставщиков) электрической энергии на розничном рынке, если эта разность положительная; для покупателей, осуществляющих расчеты за электрическую энергию (мощность) по двухставочным тарифам, используются рассчитанные отдельно в отношении электрической энергии и в отношении мощности величины, равные разности тарифной ставки на электрическую энергию (тарифной ставки на мощность) двухставочного тарифа, установленного в отношении соответствующей группы потребителей в соответствии с Основами ценообразования, и средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии (средневзвешенного тарифа покупки мощности) на оптовом рынке и у производителей (поставщиков) электрической энергии на розничном рынке, если эта разность положительная.

Согласно п. 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:

средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой
гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;

сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;

сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;

стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.

В счетах на оплату электрической и тепловой энергии (мощности) помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.

Таким образом, ОАО “Орловская сбытовая компания“ для осуществления расчетов с потребителями при определении предельных уровней нерегулируемых цен на розничном рынке необходимо было уменьшать утвержденные регулируемые тарифы на электрическую энергию для потребителей на величину средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенную при установлении указанных тарифов, и добавлять средневзвешенную нерегулируемую цену покупки электроэнергии на оптовом рынке.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что общество использовало для расчетов с потребителями при определении предельного уровня нерегулируемой цены электрической энергии на розничном рынке опубликованную величину средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенную при установлении тарифов на электрическую энергию, которая меньше величины средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенной при установлении тарифов на электрическую энергию для ОАО “Орловская сбытовая компания“.

Исследовав представленные в материалы дела документы, и проверив расчеты, суды пришли к
правильным выводам, что завышение регулируемых тарифов (надбавок) составило 9,014 руб./МВтч.

Довод общества о том, что ему не было известно о корректировке управлением средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии надлежащим образом оценен судом первой инстанции и обоснованно отклонен.

Ссылка общества на свое письмо от 26.01.2009 г. N 77 и ответ на него Службы по тарифам Орловской области от 06.02.2009 г. N 01-10/272 несостоятельны, поскольку их содержание не имеет отношения к спорному вопросу.

Доказательств, опровергающих сведения представленных управлением расчетов, в том числе расчетов дополнительного дохода и штрафа, в материалах дела не имеется.

Документально подтвержденных контррасчетов общество не представило, в связи с чем доводы кассационной жалобы о неправильном определении размера завышения предельного уровня нерегулируемой цены, дополнительного дохода и штрафа, отклоняются.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив представленные в материалы дела документы, суды сделали обоснованные выводы, что у общества имелась возможность для соблюдения вышеуказанных положений, но им не были приняты все зависящие от него меры для их соблюдения.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ***

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 22.10.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 г. по
делу N А48-4910/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.