Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 01.04.2010 N Ф10-713/10 по делу N А14-7107/2009/244/12 Арбитражный суд правомерно взыскал с ответчика задолженность за поставленную в спорный период электроэнергию, поскольку объем переданной и принятой электроэнергии подтвержден имеющимися в деле сведениями; доказательств получения иного объема электроэнергии, отличного от указанного истцом, ответчиком не представлено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 2010 г. N Ф10-713/10

Дело N А14-7107/2009/244/12

(извлечение)

Резолютивная часть постановления изготовлена 29.03.2010

Постановление изготовлено в полном объеме 01.04.2010

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУ “Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Белгородской и Воронежской областям“ на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.09.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009 по делу N А14-7107/2009/244/12,

установил:

Открытое акционерное общество “Воронежская энергосбытовая компания“ (далее - ОАО “ВЭСК“, истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Государственному учреждению “Пограничное управление ФСБ РФ по Белгородской и Воронежской областям“ (далее - ГУ “Пограничное управление
ФСБ РФ по Белгородской и Воронежской областям“) о взыскании 1071 руб. 16 коп. рублей задолженности за поставленную в период с января по декабрь 2008 года по договору N 770 от 02.01.2008 электроэнергию.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.09.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ГУ “Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Белгородской и Воронежской областям“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный кассационный суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено арбитражным судом, между ОАО “Воронежская энергосбытовая компания“ (гарантирующий поставщик) и ГУ “Пограничное управление ФСБ РФ по Белгородской и Воронежской областям“ (покупатель) заключен контракт N 770 от 02.01.2008, согласно которому гарантирующий поставщик обязался отпускать (поставлять) покупателю электроэнергию, а покупатель - оплачивать ее в порядке, количестве (объеме) и сроки, предусмотренные настоящим контрактом (п. 1.1).

Во исполнение условий контракта истец в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 поставил ответчику электроэнергию в объеме 35373 кВт/ч, в том числе 24495 кВт/ч по регулируемой цене и 10878 кВт/ч по нерегулируемой цене, предъявив к оплате счета-фактуры.

Поставленная электроэнергия оплачена ГУ “Пограничное управление ФСБ РФ по
Белгородской и Воронежской областям“ частично; сумма задолженности, составляющей стоимость электроэнергии, поставленной по нерегулируемой цене, составила 1071 руб. 16 коп.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО “ВЭСК“ в арбитражный суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующими.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии с п. 6.1 контракта расчетным периодом для оплаты поставленной покупателю электроэнергии является один календарный месяц. Стоимость энергии складывается из следующих составляющих: стоимость энергии, поставляемой по регулируемым ценам; стоимость энергии, поставляемой по нерегулируемым ценам; стоимость отклонения фактического объема потребления энергии от договорного (п. 6.3).

Приложением N 1 к контракту стороны установили, что нерегулируемая цена энергии определяется в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики“, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006.

Согласно ст. 2 Федерального
закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).

Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации утверждены Правила функционирования розничных рынков от 31.08.2006 N 530.

Пунктом 4 названных Правил определено, что продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе, для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления. Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.

Исходя из смысла указанных правовых норм следует, что в случае, если
фактическое потребление гарантирующего поставщика за соответствующий месяц оказывается больше, чем суммарные объемы электроэнергии, приобретенные на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам), то объемы такого превышения гарантирующий поставщик покупает по свободным (нерегулируемым) ценам, и соответственно, продает объемы такого превышения по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 529 “О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)“ поставка электрической энергии (мощности) на условиях, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 N 643, осуществляется с 1 сентября 2006.

Таким образом, начиная с 01.09.2006, на оптовом рынке электрической энергии (мощности) действуют договоры купли-продажи э/э по регулируемым ценам (тарифам), согласно условиям которых покупатели электроэнергии, в том числе гарантирующие поставщики, приобретают электроэнергию по регулируемой цене (тарифу): до конца 2006 года - 100% от объема, указанного в сводном прогнозном балансе производства и поставок электроэнергии в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ на 2006 год, утверждаемом Федеральной службой по тарифам; с 1 января 2007 года - от 90 до 95% от объема, указанного в свободном балансе на 2007 год.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 205 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам“ продажа электроэнергии по регулируемым ценам для участника оптового рынка осуществляется: с 1 января по 30 июня 2007 года - от 90 до 95%; с 1 июля по 31 декабря 2007 года - от
85 до 90%; с 1 января по 30 июня 2008 года - от 80 до 85%; с 1 июля по 31 декабря 2008 года - от 70 до 75%; с 1 января по 30 июня 2009 года - от 65 до 70%; с 1 июля по 31 декабря 2009 года - от 45 до 50%; с 1 января по 30 июня 2010 года - от 35 до 40%; с 1 июля по 31 декабря 2010 года - от 15 до 20%.

Как правильно указал арбитражный суд, поскольку законодательством об электроэнергетике предусмотрено государственное регулирование тарифов на электрическую энергию, Правительство Российской Федерации, относящееся к государственным органам, является полномочным органом в области регулирования цен на электрическую энергию и участники публичного договора - договора энергоснабжения обязаны соблюдать правила, установленные компетентным органом, то ОАО “ВЭСК“ правомерно применило в спорном периоде дифференцированные цены на энергию (регулируемые и нерегулируемые цены).

Дифференцированные цены на электроэнергию обусловлены государственным контрактом N 770 от 02.01.2008, в соответствии с условиями которого, а также на основании указанных выше нормативных актов, истцом произведен расчет доли поставки электроэнергии по регулируемым и нерегулируемым ценам в спорном периоде.

Использованные в расчетах истца данные подтверждены документально: отчетами НП АТС за 12 месяцев 2008 года, информацией с сайта ОАО “Воронежская сбытовая компания“ об объемах покупки по регулируемым ценам, информацией с сайта НП АТС о свободной (нерегулируемой) цене, справкой о полезном отпуске электроэнергии ответчику.

Объем переданной и принятой электроэнергии подтвержден имеющимися в деле сведениями; доказательств получения иного объема электроэнергии, отличного от указанного истцом, ответчиком не представлено.

Расчет стоимости электрической энергии выполнен истцом в соответствии с
разделом 7 Правил, как произведение тарифа, установленного для ОАО “Воронежская энергосбытовая компания“ ГУТ по Воронежской области, и объема электрической энергии, поставленной ответчику по регулируемой цене, включая полный объем потребления электрической энергии населением и произведение свободной (средневзвешенной) цены, рассчитанной истцом в соответствии с п. п. 109, 110 Правил и объема электрической энергии, поставленной ответчику по нерегулируемой цене, а также сведениями о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности в 2008 году.

Применение истцом в спорном периоде дифференцированных цен на энергию (регулируемых и нерегулируемых цен) основано на нормах действующего законодательства.

Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд правомерно взыскал с ответчика 1071 руб. 16 коп. задолженности за поставленную в спорный период электроэнергию.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что ОАО “ВЭСК“ намеренно уменьшило объем электроэнергии, поставляемой по регулируемой цене, является необоснованным, поскольку не подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Вместе с тем, как правильно указал арбитражный суд, представленный истцом в материалы дела расчет подтвержден документально с приложением обосновывающих произведенный расчет документов. Доказательства, подтверждающие обратное, в материалах дела отсутствуют и в нарушение ст. 65 АПК РФ ответчиком не представлены.

Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.

Применительно к фактическим обстоятельствам дела доводы заявителя кассационной жалобы сводятся, прежде всего, к переоценке имеющихся в деле доказательств, получивших уже оценку со стороны нижестоящих инстанций. Однако такого рода переоценка доказательств в силу требований ч. 2 ст. 287
АПК РФ находится за пределами компетенции кассационного суда, если это не обусловлено конкретными нарушениями норм процессуального права.

Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.09.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009 по делу N А14-7107/2009/244/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.