Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 01.04.2010 по делу N А08-3406/2009-17 Заявленные требования о признании незаконными действий органа местного самоуправления, связанных с отказом в приеме талонов, полученных от льготной категории граждан по единым социальным проездным билетам, а также об обязании принять данные талоны к оплате удовлетворены правомерно, поскольку отказ в принятии талонов был основан на нормах недействующего постановления органа местного самоуправления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 2010 г. по делу N А08-3406/2009-17

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления социальной защиты администрации Старооскольского городского округа на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по делу N А08-3406/2009-17,

установил:

индивидуальный предприниматель Фомин И.Н. (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконными действий Управления социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа (далее - Управление), связанных с отказом в приеме талонов в количестве 1495 штук на сумму 11 960 руб. (8 x 1495 талонов = 11960 рублей), полученных от льготной категории граждан по единым
социальным проездным билетам за декабрь 2008 года, а также об обязании принять данные талоны к оплате.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 14.08.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 решение суда от 14.08.2009 отменено. Заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе заявитель просит постановление апелляционной инстанции отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция полагает, что обжалуемое постановление подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Фомин И.Н. на основании договора от 16.07.2008 N 717, заключенного с администрацией Старооскольского городского округа, оказывает услуги по перевозке пассажиров на регулярных маршрутах в городском и пригородном сообщении автомобильным транспортом на коммерческой основе.

Предприниматель 16.01.2009 представил в Управление социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области талоны в количестве 1495 штук на сумму 11960 руб., полученные от льготной категории граждан по единым социальным проездным билетам за декабрь 2008 г.

Письмом Управления социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 10.02.2009 в принятии указанных талонов было отказано по причине пропуска срока их представления, предусмотренного постановлением от 11.06.2008 N 1402. При этом предпринимателю также сообщалось, что в связи с новогодними праздниками прием талонов за данный период продлялся до 15.01.2009.

Не согласившись с отказом Управления в принятии талонов, полученных от льготной категории граждан по единым социальным проездным билетам за декабрь 2008 года, индивидуальный предприниматель Фомин И.Н. обратился с заявлением в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того,
что предпринимателем был нарушен срок представления талонов, предусмотренный постановлением главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 14.03.2008 N 21, действовавшем на момент возникновения спорных отношений.

Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции признал действия управления социальной защиты населения незаконными, так как отказ в принятии талонов был основан на нормах недействующего постановления администрации Старооскольского городского округа от 11.06.2008 N 1402.

Кассационная инстанция полагает, что с выводами апелляционного суда следует не согласиться по следующим основаниям.

Постановлением губернатора Белгородской области от 28.01.2005 N 11 “О введении на территории Белгородской области единого социального проездного билета“ (утратило силу в связи с принятием постановления губернатора Белгородской области от 20.01.2009 N 4) на территории Белгородской области для определенных льготных категорий граждан введен единый социальный проездной билет (далее - ЕСПБ) на проезд на городских и пригородных пассажирских маршрутах (кроме железнодорожного транспорта). Органам местного самоуправления муниципальных районов и городского округа предоставлялось право самостоятельно определять порядок и источники компенсации перевозчикам затрат на проезд по данным проездным билетам.

В связи с указанным администрацией Старооскольского городского округа принято постановление от 14.03.2008 N 21 “Об организации проезда льготной категории граждан в транспорте общего пользования с 01.04.2008“, которое было опубликовано в газете “Оскольский край“ 22.03.2008 N 22 и являлось действующим нормативным правовым актом, регулирующим, в том числе, порядок и сроки приема для последующей оплаты талонов к единым социальным проездным билетам в период возникновения спорных правоотношений.

Постановление главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области 11.06.2008 N 1402 “Об организации проезда льготных категорий граждан и пенсионеров в общественном транспорте на территории Старооскольского городского округа в 2008 году“,
которым изменены сроки принятия талонов к проездным билетам, к спорным отношениям не должно применяться, так как оно не опубликовано в установленном порядке (статья 55 Устава Старооскольского городского округа Белгородской области, утвержденного решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 21.02.2008 N 24 “Об Уставе Старооскольского городского округа Белгородской области“).

Учитывая изложенное, при рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции правомерно руководствовался нормами постановления администрации Старооскольского городского округа от 14.03.2008 N 21.

Постановлением от 14.03.2008 N 21 был утвержден Порядок проезда по единым социальным билетам и финансирования перевозчиков, осуществляющих перевозку льготных категорий граждан по городским и пригородным маршрутам Старооскольского городского округа (далее - Порядок).

Указанным Порядком предусмотрено, что при реализации проездных билетов льготным категориям граждан производится выдача разовых проездных талонов в количестве 50 шт. на каждый ЕСПБ для проезда в городском и пригородном транспорте (п. 1.3). При проезде на городском или пригородном маршруте льготный пассажир предъявляет проездной билет, предъявляет документ, подтверждающий льготу, и отдает перевозчику талон за одну поездку (или несколько талонов в зависимости от дальности перевозки пригородного сообщения, п. 1.5).

Собранные перевозчиком в указанном порядке разовые талоны ежемесячно с 1 по 5 число месяца, следующего за отчетным, сдаются в управление социальной защиты населения администрации муниципального района (п. 2.2 Порядка).

Таким образом, учитывая приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действующим в спорный период нормативным правовым актом был установлен обязательный для перевозчиков срок сдачи разовых талонов в управление социальной защиты населения администрации муниципального района.

Как следует из материалов дела, указанный срок сдачи талонов к проездным билетам в Управление социальной защиты населения предпринимателем Фоминым И.Н.
был нарушен.

В соответствии с наделенными полномочиями указанное Управление осуществляет лишь технические функции, связанные с приемом талонов и направлением их в финансовый орган для компенсационных выплат перевозчику.

Учитывая изложенное, действия должностных лиц Управления, связанные с отказом предпринимателю Фомину И.Н. в приеме талонов по мотивам пропуска срока их сдачи, соответствуют требованиям норм постановления администрации от 14.03.2008 N 21.

Ссылка Управления социальной защиты населения в письме от 10.02.2009 на постановление администрации от 11.06.2008 N 1402, как на основание отказа в приеме талонов, правового значения для оценки оспариваемых действий не имеет.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая изложенные требования закона и обстоятельства спора, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований предпринимателя Фомина И.Н. о признании незаконными действий Управления по отказу в приеме талонов к проездным билетам является законным и обоснованным.

При этом кассационная инстанция считает необходимым также отметить, что Предпринимателем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, так как по существу между администрацией и Предпринимателем имеется спор относительно компенсации дополнительных затрат, связанных с выполнением обязательств по договору перевозки. Споры, связанные с неисполнением стороной обязательств по гражданско-правовой сделке, разрешаются судом в порядке искового производства.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по делу N А08-3406/2009-17 отменить,
оставив в силе решение Арбитражного суда Белгородской области от 14.08.2009 по указанному делу.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.