Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 31.03.2010 по делу N А48-4496/2009 Суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения и обоснованно признал незаконным и отменил постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2010 г. по делу N А48-4496/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2009 по делу N А48-4496/2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Межгосметиз“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области от 20.08.2009 N 54-09/107 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 15.09.2009
в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2009 решение суда отменено. Требования ООО “Торговый дом “Межгосметиз“ удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области от 20.08.2009 N 54-09/107.

В кассационной жалобе Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области просит отменить постановление суда как принятое с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 12.12.2008 между ООО “Торговый дом “Межгосметиз“ и УП “Румина-М“ (Республика Беларусь) заключен договор N П-131/08 на поставку сварочной проволоки на сумму 10 000 000 российских рублей по согласованным спецификациям, заявкам, письмам, телеграммам, которые являются неотъемлемой частью договора. Условия оплаты, количество, ассортимент, цена, сроки поставки, упаковка и маркировка продукции определяются спецификациями.

15.01.2009 в рамках указанного договора подписана спецификация (приложение N 1), в соответствии с которой поставщик производит отгрузку сварочных материалов по наименованиям, в количестве и по ценам, указанным в спецификации, условия оплаты - в течение 10 календарных дней от даты отгрузки продукции со склада поставщика. Срок отгрузки - январь 2009 года. Отгрузка товаров осуществлена 20.01.2009 сумму 687 371,91 российских рублей.

По данному договору 15.01.2009 в филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) - Мценское отделение N 3862 общество оформило паспорт сделки N 09010001/1481/1064/1/0, указав в графе 6.1, что условия оплаты определяются сторонами в спецификациях, условия оплаты могут быть изменены дополнительным письменным соглашением сторон, а при расчетах денежными средствами датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет покупателя.

В пункте 6.2 паспорта сделки указано
символьное обозначение “НДАН“, означающее, что резидент не располагает данными, необходимыми для определения срока поступления от нерезидента денежных средств.

В ходе проведенной должностным лицом Территориального управления финансово-бюджетного надзора в Орловской области проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям в ООО “ТД “Межгосметиз“ установлено нарушение требований пункта 10 приложения 4 к Инструкции ЦБ России от 15.06.2004 N 117-И “О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ при оформлении п. 6.2 паспорта сделки N 08100007/1481/1064/1/0, поскольку общество располагало данными, необходимыми для определения количества календарных дней от даты выпуска товаров таможенными органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента, в связи с чем при оформлении паспорта сделки должно было в графе 6.2 указать “0030“.

По результатам проверки управлением составлен протокол об административном правонарушении от 14.07.2009 N 54-09/107.

Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области от 20.08.2009 N 54-09/107 ООО “ТД “Межгосметиз“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на дату оформления паспорта сделки общество не располагало сведениями о сроках поставки каждой партии товаров по
договору и, соответственно, о сроках поступления экспортной выручки, и пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения.

Данный вывод является правильным.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям.

Порядок предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета валютных операций, оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки при осуществлении валютных операций установлен Инструкцией ЦБ России от 15.06.2004 N 117-И “О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“.

Пунктом 3.3 Инструкции N 117-И предусмотрено, что в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям по контракту резидент по каждому контракту оформляет один паспорт сделки в одном банке паспорта сделки в
порядке, указанном в приложении 4 к настоящей Инструкции.

Пункт 3.5 предусматривает, что для оформления ПС резидент представляет в банк ПС одновременно два экземпляра ПС, заполненного в соответствии с приложением 4 к Инструкции N 117-И, контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту, разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации, и иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Закона “О валютном регулировании и валютном контроле“, необходимые для оформления ПС в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Как следует из пункта 3.14, указанные документы резидент представляет в банк ПС в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по контракту, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.

Форма паспорта сделки и порядок его заполнения содержатся в приложении 4 к Инструкции N 117-И, пунктом 10 которого предусмотрено, что в пункте 6.1 “Условия о сроках и порядке расчетов по контракту“ поле заполняется путем краткого или полного изложения условий о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в контракте. В случае отсутствия указанных условий в контракте поле не заполняется.

На основании п. 10 Порядка заполнения ПС, приведенного в приложении 4 к Инструкции N 117-И, в пункте 6.2 “Срок от даты выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента (отсрочка платежа), срок от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию
Российской Федерации товаров до даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров (предварительная оплата)“, в частности, указывается:

“nnnn“ - где “nnnn“ - количество календарных дней от даты выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента (отсрочка платежа) или количество календарных дней от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров (предварительная оплата, авансовый платеж). При наличии в контракте нескольких указанных в настоящем абзаце сроков указывается наименьший срок;

символы “НДАН“ - в случае если резидент не располагает данными, необходимыми для определения срока поступления от нерезидентов (возврата нерезидентами) денежных средств.

Таким образом, если договор, по которому осуществляется экспорт товаров, включает условие об оплате товаров, согласно которому платеж (зачисление денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента) производится позднее выпуска (условного выпуска) товаров, и резидент располагает необходимыми данными для исчисления срока между платежом и выпуском товаров, то в пункте 6.2 ПС необходимо указывать количество календарных дней, составляющих этот срок.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, поставка товаров по договору от 12.12.2008 N П-131/08 предполагалась партиями, в соответствии с оформляемыми на эти партии спецификациями, в пределах общей суммы контракта. При этом стороны предусмотрели и в дальнейшем отразили в поле 6.1 ПС, что условия оплаты определяются в спецификациях.

Следовательно, содержащиеся в спецификации от 15.01.2009 условия, касающиеся наименования, количества, цен товаров и общей стоимости поставляемой продукции (687 371,91 российских рублей), составляющей незначительную часть от общей суммы договора, а также срока оплаты
(10 дней) от даты отгрузки продукции со склада поставщика относятся лишь к конкретной партии товаров, поставляемой в соответствии с данной спецификацией, но не ко всем продаваемым по договору от 12.12.2008 N П-131/08 товарам.

В связи с чем, включение в последующие спецификации на поставку иных партий товаров и сроков их оплаты в рамках одного договора следует расценивать не как изменение договорных отношений, требующих переоформления паспорта сделки, а как использование в каждом конкретном случае единого механизма определения срока исполнения покупателем его обязанности по оплате товара, установленного договором от 12.12.2008 N П-131/08, неотъемлемой частью которого являются согласованные спецификации.

Следовательно, толкование пункта 10 приложения 4 к Инструкции N 117-И как обязывающего резидента указывать в пункте 6.2 паспорта сделки срок отсрочки платежа, указанный в первой спецификации на поставку товаров по договору, (в отсутствие такого условия в тексте самого договора), в случае указания в последующих спецификациях увеличенного срока отсрочки платежа или отсутствия указания на этот срок приведет к несоответствию оформленного ПС действительным условиям, на которых осуществляется поставка.

Таким образом, поскольку имевшиеся на момент оформления паспорта сделки (15.01.2009) у общества данные не позволяли определить срок поступления от контрагента по договору денежных средств как общее условие заключенного договора поставки, то апелляционная инстанция пришла к обоснованному выводу о правомерности указания в пункте 6.2 ПС символа “НДАН“, а следовательно оформления ООО “ТД “Межгосметиз“ паспорта сделки N 09010001/1481/1064/1/0 в соответствии с требованиями Инструкции N 117-И.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и обоснованно признал незаконным и отменил постановление Территориального управления Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора в Орловской области от 20.08.2009 N 54-09/107.

Ссылка заявителя жалобы на Письмо Федеральной таможенной службы от 09.11.2007 N 14-14/42027 “О некоторых вопросах применения Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И“ отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку Федеральная таможенная служба не является органом валютного регулирования, наделенным полномочиями по установлению порядка представления участниками внешнеэкономической деятельности документов и информации при осуществлении валютных операций, порядка учета валютных операций и порядка оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций.

Кроме того, указанное Письмо не может быть принято во внимание как нормативный правовой акт, регламентирующий порядок оформления резидентами в уполномоченных банках листа 2 паспорта сделки, поскольку носит рекомендательный характер и противоречит положениям Инструкции N 117-И.

Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2009 по делу N А48-4496/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.