Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 30.03.2010 по делу N А14-6909/2009/225/10 Поскольку приказ органа государственной власти принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, правовых оснований для признания его недействительным у суда не имелось.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2010 г. по делу N А14-6909/2009/225/10

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Соната“ на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу N А14-6909/2009/225/10,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Соната“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) от 08.05.2009 N 600-з.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.10.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 решение суда
оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, 21.01.2008 Департаментом утвержден акт N 8 выбора земельного участка для проектирования и строительства культурно-оздоровительного комплекса по Ленинскому пр-ту, 95б г. Воронежа. В данном акте содержится ссылка на то, что в соответствии с картой градостроительного зонирования территории городского округа город Воронеж и градостроительными регламентами территории городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 06.12.2006 N 259-II (действовавшее на момент спорных отношений), соответствующий земельный участок находится в зоне обслуживания населения, индекс зоны О3 и в рекреационной зоне, индекс зоны Р1. Проектирование и строительство культурно-оздоровительного комплекса в данной зоне относится к условно разрешенному виду использования для зоны О3, требующему получения разрешения, принимаемого по результатам специального согласования.

Постановлением главы городского округа город Воронеж от 29.08.2008 N 1153 утвержден проект границ земельного участка площадью 16457 кв. м. из земель населенных пунктов для проектирования и строительства культурно-оздоровительного комплекса по указанному адресу.

В газете “Коммуна“ от 07.10.2008 N 149 опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка для проектирования и строительства культурно-оздоровительного комплекса.

Главным управлением государственного имущества Воронежской области (далее - ГУГИ Воронежской области, правопредшественник Департамента) принят приказ от 10.10.2008 N 1728-з “О предварительном согласовании ООО “Соната“ (ИНН 3665063920) места размещения культурно-оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: г. Воронеж, Ленинский пр-т, 95б“, которым Обществу предварительно согласовано место размещения
объекта и утвержден акт выбора земельного участка площадью 16457 кв. м. для его проектирования и строительства.

Земельный участок сформирован и 30.01.2009 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 36:34:0304001:27.

Приказом Департамента от 11.03.2009 N 332-з земельный участок площадью 16457 кв. м., расположенный по адресу: г. Воронеж, Ленинский пр-т, 95б, предоставлен ООО “Соната“ в аренду сроком на 5 лет для проектирования и строительства культурно-оздоровительного комплекса.

Отделу реестра контроля за использованием земель этим приказом предписано в течение одного месяца подготовить проект договора аренды земельного участка и направить его ООО “Соната“ для заключения в установленном порядке.

Приказом от 08.05.2009 N 600-з Департамент отменил приказ ГУГИ Воронежской области от 10.10.2008 N 1728-з и приказ от 11.03.2009 N 332-з, в связи с несоответствием указанных ненормативных актов действующему законодательству, в том числе положениям статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с приказом от 08.05.2009 N 600-з, ООО “Соната“ оспорило его в арбитражном суде.

При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 1 этой статьи предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Пункт 5 названной статьи устанавливает порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, состоявший из трех этапов: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о
предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Учитывая требования статьи 31 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти имеет право утвердить акт о выборе земельного участка, оформленный органом местного самоуправления, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта только в том случае, если выбор земельного участка был обеспечен с учетом условий использования соответствующей территории и норм градостроительного законодательства.

Следовательно, в случае, если назначение объекта, для строительства которого заявителем испрашивается земельный участок, не соответствует условиям использования этого участка, решение исполнительного органа государственной власти о предварительном согласовании места размещения объекта является незаконным.

Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ и статье 36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельного участка определяется градостроительным регламентом территориальной зоны, к которой отнесен земельный участок.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с
любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ).

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов (статья 37 Градостроительного кодекса РФ:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Решением Воронежской городской Думы от 06.12.2006 N 259-II утверждены карты градостроительного зонирования территории городского округа город Воронеж и градостроительные регламенты территории городского округа город Воронеж (далее - карты градостроительного зонирования и градостроительные регламенты).

Как следует из акта выбора земельного участка для строительства, спорный земельный участок располагается на территории двух зон - в зоне О3 и зоне Р1.

В соответствии со статьей 1.2 раздела I карты градостроительного зонирования зона, имеющая индекс О3, это зона обслуживания населения, входящая в состав общественно-деловых зон, а Р1 - зона зеленых насаждений общего пользования, являющаяся рекреационной зоной.

Основными видами разрешенного использования земельных участков для зоны О3 согласно статье 1.4 градостроительного регламента (общественно-деловые зоны) являются: объекты повседневного обслуживания населения, предприятия торговли и бытового обслуживания, мини-рынки, спортивные площадки; вспомогательными - места парковки легковых автомобилей перед объектами обслуживания, элементы визуальной информации, реклама; условно разрешенными - универсальные спортивные и развлекательные комплексы, объекты, связанные с отправлением культа, временные павильоны розничной торговли, многоэтажные гаражи и стоянки на отдельных участках.

Для зоны с индексом Р1 (зеленые насаждения общего пользования) указанными градостроительными регламентами установлены:

- основные виды разрешенного использования:
рекреационная и культурно- оздоровительная деятельность (парки, скверы, сады, бульвары, набережные, посадка новых и реконструкция существующих зеленых насаждений);

- вспомогательные виды разрешенного использования: объекты парковой инфраструктуры для отдыха; аттракционы, летние театры, концертные площадки; спортивные и игровые площадки; некапитальные и открытые предприятия общественного питания; объекты декоративно-монументального искусства, малые архитектурные формы;

- условно разрешенные виды использования: кафе, бары, закусочные, общественные туалеты; открытые и закрытые спортивные сооружения; игровые залы; парковки автотранспорта.

Статьей 39 Градостроительного кодекса установлена обязанность физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, направить соответствующее заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (пункт 2 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).

Заключение о результатах публичных является основанием для подготовки комиссией рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения, на основании которых глава местной администрации, в свою очередь, принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (пункты 6, 8, 9 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).

Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет (пункт 9 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).

В силу пункта 9 статьи 85 ЗК
РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В соответствии с актом выбора земельного участка и заключением Комитета главного архитектора г. Воронежа проектирование и строительство культурно-оздоровительного комплекса по Ленинскому пр-ту, 95б г. Воронежа не противоречит градостроительным регламентам, но относится к условно разрешенному виду использования зоны ОЗ, требующему получения разрешения, которое принимается по результатам специального согласования, проводимого согласно статье 39 Градостроительного кодекса РФ, пункту 1.4. “Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж“, и к основному виду разрешенного использования в зоне Р1.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, часть спорного земельного участка площадью 16 457 кв. м. располагается на территории рекреационной зоны, не предусматривающей вида разрешенного использования данного участка, соответствующего назначению объекта, планируемого ООО “Соната“ к размещению на нем.

В связи с нахождением части данного земельного участка также и в градостроительной зоне с индексом ОЗ, требуется специальное согласование, которое заключается в предоставлении по итогам публичных слушаний разрешения на условно разрешенный вид использования спорного участка.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, и не оспаривается ООО “Соната“, разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка до принятия приказов от 10.10.2008 N 1728-з и от 11.03.2009 N 332-з последним получено не было.

Следовательно, установленный действующим законодательством порядок предоставления земельного участка соблюден не был.

С учетом изложенного, принятые приказы от 10.10.2008 N 1728-з о предварительном согласовании ООО “Соната“ места размещения культурно-оздоровительного комплекса, а также от 11.03.2009 N 332-з о предоставлении в аренду земельного участка для проектирования и строительства указанного
объекта являются незаконными.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 44 Устава Воронежской области от 07.06.2006 исполнительные органы государственной власти Воронежской области издают приказы, которые должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Воронежской области, законам Воронежской области, указам губернатора Воронежской области.

Следовательно, Департамент, как исполнительный орган государственной власти Воронежской области, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее изданные приказы, которые не соответствуют законодательству.

При таких обстоятельствах оспариваемый приказ, которым отменены приказы от 10.10.2008 N 1728-з и от 11.03.2009 N 332-з принят Департаментом в рамках своих полномочий.

Кассационная инстанция также соглашается с выводами арбитражного суда о том, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства, расположенного в градостроительной зоне - ОЗ, должно предшествовать проведение ряда обязательных процедур, в том числе, получение специального разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка.

Доводы ООО “Соната“ о том, что такое разрешение возможно получить после предоставления земельного участка в аренду не соответствуют действующему законодательству.

Решение о предоставлении земельного участка для строительства должно соответствовать требованиям земельного и градостроительного законодательства.

Строительство объекта, который по своему функциональному назначению относится к условно разрешенному виду использования в определенной территориальной зоне, возможно лишь при условии получения соответствующего разрешения в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства такое разрешение должно быть получено.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При таких обстоятельствах спора приказ Департамента от 08.05.2009 N 600-з принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, а поэтому правовых оснований для признания его недействительным не имелось.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу N А14-6909/2009/225/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.