Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 25.03.2010 по делу N А09-6389/2009 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения фонда социального страхования в части отказа заявителю в выделении структурного подразделения в качестве самостоятельной классификационной единицы отказано правомерно, поскольку доказательств того, что ежемесячный раздельный бухгалтерский учет по структурным подразделениям в учетной политике предприятия предусмотрен для структурного подразделения или доказательств его фактического ведения, заявителем суду не представлено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2010 г. по делу N А09-6389/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО “Управляющая компания “Брянский машиностроительный завод“ на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.11.2009 по делу N А09-6389/2009,

установил:

закрытое акционерное общество “Управляющая компания “Брянский машиностроительный завод“ (далее - ЗАО “УК “БМЗ“, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Государственному учреждению - Брянскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 1 (далее - Учреждение, Фонд) о признании недействительным решения Фонда от 04.06.2009 N Ф1-01-14/7300 в части отказа ЗАО “УК “БМЗ“ в выделении
структурного подразделения - “Административное управление“ в качестве самостоятельной классификационной единицы, и отнесения данного подразделения к виду экономической деятельности, которой соответствует основной вид экономической деятельности страхователя ЗАО “УК “БМЗ“ с уплатой страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по основному виду экономической деятельности страхователя.

Решением суда от 18.11.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.

В кассационной жалобе общество просит решение отменить, так как выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушены нормы материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 14.04.2009 ЗАО “УК “БМЗ“ обратилось в Учреждение с заявлениями о подтверждении основного вида экономической деятельности и выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя.

23 апреля 2009 года представленные обществом заявления и приложенные к ним документы в установленном порядке были направлены Учреждением в Фонд социального страхования РФ для рассмотрения и принятия решения об отнесении подразделений страхователя к самостоятельным классификационным единицам.

25 мая 2009 года Фонд социального страхования РФ сообщил филиалу N 1 Учреждения о том, что указанное в заявлении структурное подразделение “Административное управление“ не может быть выделено в самостоятельную классификационную единицу, так как в соответствии с представленными документами является подразделением, обслуживающим основное производство. Иные структурные подразделения, указанные обществом, не противоречат положениям п. 7 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила), и соответствуют условиям
выделения в самостоятельные классификационные единицы согласно п. 7 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок).

4 июня 2009 года в адрес общества Учреждением направлено уведомление, в котором сообщалось о выделении в соответствии с приказом Фонда от 02.06.2009 N 28317 структурных подразделений в самостоятельные классификационные единицы, а также указывалось, что структурное подразделение ЗАО “УК “БМЗ“ - “Административное управление“ не может быть выделено в качестве самостоятельной классификационной единицы, так как в соответствии с представленными документами является подразделением, обслуживающим основное производство, в связи с чем его деятельность относится к виду экономической деятельности страхователя - ЗАО “УК “БМЗ“ с уплатой страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний по основному виду экономической деятельности.

Считая, что указанное уведомление в оспариваемой части нарушает его права и законные интересы, не соответствует нормам законодательства, заявитель оспорил его в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.

В статье 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (далее - Закон N 125-ФЗ) установлены принципы обязательности регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательности уплаты страхователями страховых взносов, а также дифференцированности страховых тарифов в зависимости
от класса профессионального риска.

Согласно ст. 18 Закона N 125-ФЗ право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу предоставлено страховщику - Фонду социального страхования.

В соответствии со ст. 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 22 указанного Закона страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

Правила отнесения экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии с названной статьей Закона Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, которые определяют порядок отнесения экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В пункте 7 Порядка указано, что самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются подразделения страхователя при условии выполнения ими указанных в данном пункте ряда обязательных требований, в том числе осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.

Для отнесения подразделений страхователя к самостоятельным классификационным единицам и подтверждения видов экономической деятельности данных подразделений страхователь в соответствии с пунктом 8 Порядка ежегодно, одновременно с подтверждением основного вида экономической деятельности, представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации заявление о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и копии документов, подтверждающих осуществление подразделениями страхователя видов
экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя, регламентирующих учет финансово-хозяйственной деятельности страхователя (положения о подразделениях, приказ (выписка из приказа) об учетной политике).

Оценив и исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, суд установил, что деятельность административного управления в целом направлена на администрирование основного вида деятельности ЗАО “УК “БМЗ“, то есть деятельности, направленной на получение дохода, и задачей данного управления является обеспечение функционирования как всех иных структурных подразделений ЗАО “УК “БМЗ“, так и общества в целом.

Как следует из Положения “Об учетной политике“ ЗАО “УК “БМЗ“ на 2009 год, ежемесячный раздельный бухгалтерский учет по структурным подразделениям ведется только в части учета заработной платы. Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713, утверждающим Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, раздельный учет должен осуществляться по объему выпущенной продукции и оказанных услуг. Такой учет в учетной политике предприятия для структурного подразделения “административное управление“ не предусмотрен.

Доказательств того, что ежемесячный раздельный бухгалтерский учет по структурным подразделениям в учетной политике предприятия предусмотрен для структурного подразделения “административное управление“ или доказательств его фактического ведения, заявителем суду не представлено.

Довод заявителя о том, что им был представлен полный пакет документов, предусмотренных п. 8 Порядка, в связи с чем были выполнены все условия, предусмотренные действующим законодательством для выделения подразделения в качестве самостоятельной классификационной единицы, судом обоснованно не принят во внимание, так как основанием для отказа в выделении административного управления в самостоятельную классификационную единицу явилось то, что представленные заявителем документы не подтвердили осуществление данным подразделением деятельности, не являющейся основным видом экономической
деятельности страхователя - общества.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требования заявителя.

Доводам, приведенным обществом в кассационной жалобе, была дана правовая оценка в ходе рассмотрения дела.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу ст. 286 АПК РФ не имеет, в связи с чем кассационная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 18.11.2009 по делу N А09-6389/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.