Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 24.03.2010 N Ф10-634/10 по делу N 62-1464/2009 Арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что убытки, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате электроэнергии членам семей инвалидов и приравненных к ним лиц, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные исковые требования, исключив из расчета убытков сумму налога на добавленную стоимость.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2010 г. N Ф10-634/10

Дело N 62-1464/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления изготовлена 22 марта 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2010 года

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17 сентября 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2009 года по делу N А62-1464/2009,

установил:

Открытое акционерное общество “Смоленскэнергосбыт“ обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Смоленской области в лице Департамента финансов и бюджета о
взыскании 2 429 236,93 руб.

В порядке ст. 49 АПК РФ истец отказался от требований о взыскании 183 301 руб. 33 коп. и требований к Смоленской области в лице Департамента бюджета и финансов Смоленской области в полном объеме.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17 сентября 2009 года исковые требования удовлетворены частично и с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “Смоленскэнергосбыт“ взысканы убытки в сумме 1 903 335,25 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано. В части исковых требований к Смоленской области с Департамента бюджета и финансов производство по делу прекращено по п. 4 ст. 150 АПК РФ.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ обратилась в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

При этом заявитель кассационной жалобы считает, что Министерство финансов РФ в полной мере обеспечило финансирование расходов, предусмотренных в федеральном бюджете.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, между ОАО “Смоленскэнергосбыт“ и Департаментом Смоленской области по социальному развитию были заключены договора N 117 от 01.01.2006 года, N 128995/1972 от 19.02.2007 года, N 180 от 01.01.2008 года, в соответствии с условиями которых истец предоставлял меры социальной поддержки по оплате за электроэнергию гражданам, проживающим на территории
Смоленской области, а Департамент обязался оплатить указанные расходы в связи с предоставлением мер социальной поддержки за потребленную электроэнергию потребителями на основания счетов, счетов-фактур, выписанных исполнителем согласно акту сверки, подписанному сторонами и сводному реестру.

Меры социальной поддержки по указанным договорам инвалидам Великой Отечественной войны предоставлялись на основании п.п. 9 п. 1 ст. 14 ФЗ “О ветеранах“ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ, бывшим несовершеннолетним узникам, имеющим инвалидность на основании п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 года N 1235 и военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие ранения в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике - в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 21.01.1993 года N 4328-1. Бывшие несовершеннолетние узники и военнослужащие приравнены к инвалидам ВОВ.

За период с сентября 2006 года по декабрь 2008 года ОАО “Смоленскэнергосбыт“, исполняя требования указанных законодательных актов, предоставило льготы по оплате за пользование электроэнергией гражданам, имеющим право на льготу, а также совместно проживающим с ними членам семьи с предоставлением 50% скидки от установленного тарифа.

Ссылаясь на то, что понесенные расходы от реализации льгот членам семей инвалидов и лиц, к ним приравненных, за указанный период ОАО “Смоленскэнергосбыт“ не возмещены, истец обратился в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд исходил из их обоснованности и правомерности. При этом, определяя размер убытков, арбитражный суд исключил из него сумму налога на добавленную стоимость.

Суд кассационной инстанции находит указанный вывод арбитражного суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

В силу части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и
иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. К числу оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, предусмотренных указанной нормой, относятся и обязательства вследствие причинения вреда.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 14 ФЗ “О ветеранах“ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ инвалидам войны предоставляются льготы в виде оплаты 50% коммунальных услуг в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; инвалидам, войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 года N 1235 определено, что бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие заболевания, трудового увечья и других причин, проживающих на территории Российской Федерации, предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов ВОВ соответствующих групп.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21.01.1993 года N 4328-1 “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходившим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта,
распространяются права и социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для инвалидов Великой Отечественной войны.

Как свидетельствуют материалы дела, настоящий спор возник в части расходов от предоставления льгот членам семей инвалидов и приравненных к ним лиц в связи с отказом органов социального обеспечения от компенсации данных расходов.

Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу о том, что данные действия полномочных государственных органов противоречат закону.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 423 от 04.12.2003 года федеральный законодатель вправе вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций. Однако при внесении изменений должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Российской Федерации, закрепляющей, что Россия является демократическим правовым социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Положения Федерального закона “О ветеранах“ во взаимосвязи с пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих (утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 года N 209), сохранившего свое действие согласно пункту 3 статьи 11 того же Федерального закона, не может рассматриваться как лишающее льгот по оплате коммунальных услуг членов семей, проживающих совместно с инвалидами ВОВ и приравненных к ним лицам.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27.12.2005 года N 502-О признание утратившими силу п. п. 3 и 4 ст. 11 ФЗ “О ветеранах“, согласно которым права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и Российской Федерации, не могут быть отменены
без равноценной замены, а федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов данным федеральным законом, являются недействительными, не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать ветеранам определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 3 и 4 статьи 11 Федерального закона “О ветеранах“.

Как правильно указал арбитражный суд, по смыслу данного определения сама по себе утрата силы п.п. 4 и 4 ст. 11 ФЗ “О ветеранах“ не может рассматриваться как допускающая произвольную отмену ранее установленных ветеранам прав, льгот и гарантий и предоставляющая возможность отказа государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед ветеранами без предоставления им равноценной компенсации.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 524-О от 07.12.2006 года внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых законодательных актов в системе правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами ВОВ и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 01.01.2005 года.

В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или
органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 22.06.2006 года N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ указал, что если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ “О ветеранах“, в редакции, действовавшей в спорный период, меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Таким образом, льготы по оплате услуг за пользование электроэнергией инвалида ВОВ и лицам, приравненным к ним, подлежат возмещению из федерального бюджета.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23, если действие закона, предоставляющего льготы не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (п. 4 ст. 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

Материалы дела свидетельствуют о том, что задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на совместно проживающих членов семьи вышеуказанных категорий льготников по договорам за период с сентября 2006 года по декабрь 2008 года составила 2 245 935,60 руб.

Размер задолженности подтверждается счетами, счетами-фактурами, выписанными исполнителем согласно акту сверки, подписанному сторонами и сводным реестром.

Иной расчет размера убытков и доказательства, свидетельствующие,
что истец понес убытки в меньшем размере, чем указано в расчете, ответчиком не представлены.

Доказательства, опровергающие представленные истцом сведения в объеме предоставленных льгот и подтверждающие выделение Смоленской области денежных средств из федерального бюджета в размере, достаточном для возмещения расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, ответчиком в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представлены.

Фактов нецелевого использования Смоленской областью полученных из федерального бюджета на возмещение расходов организацией, предоставляющей льготы, денежных средств в ходе рассмотрения дела также не установлено.

В силу статьи 158 пункта 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями и решениями государственных органов либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

Согласно пункту 5.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 329 “О министерстве финансов Российской Федерации“ оно осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета и в силу ст. ст. 125, 1071 ГК РФ выступают в суде от имени казны РФ.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что убытки, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате электроэнергии членам семей инвалидов и приравненных к ним лиц, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ, в связи с чем, правомерно удовлетворил заявленные исковые требования, исключив из расчета убытков сумму налога на добавленную стоимость.

При изложенных обстоятельствах, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области
от 17 сентября 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2009 года по делу N А62-1464/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия.