Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 24.03.2010 по делу N А14-13174/2009/456/22 Поскольку вывод антимонопольного органа о нарушении заявителем порядка проведения проверки, в связи с чем не доказан факт срыва пломб с приборов учета электроэнергии и наличие скрытой проводки, в отношении которых проведена проверка, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, факт срыва пломб вводного коммутационного аппарата, подключение освещения до учета подтверждается актом обследования приборов учета абонентам, а также фотоматериалами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2010 г. по делу N А14-13174/2009/456/22

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2010 по делу N А14-13174/2009/456/22,

установил:

открытое акционерное общество “Воронежская сетевая компания“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 28.04.2009 по делу N 48-10К.

Определением от 26.08.2009 по делу N А14-13174-2009/456/22 заявление принято к производству.

Определением от 16.09.2009 к
участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены ООО “Сопроцессор“ и МУП “Воронежская горэлектросеть“.

МУП “Воронежская горэлектросеть“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными п. 2,5 решения и предписания УФАС от 28.04.2009 по делу N 48-10К.

Определением от 24.08.2009 по делу N А14-9967-2009/431/22 заявление принято к производству.

Определением от 22.09.2009 производство по делам N А14-13174-2009/456/22 и N А14-9967-2009/431/22 объединено, делу присвоен номер N А14-13174-2009/456/22.

Решением суда от 12.10.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2010 решение от 12.10.2009 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе УФАС просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований заявителей.

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Общества и Предприятия, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления судов.

Как видно из материалов дела, 01.01.2007 между ООО “Сопроцессор“ (“Абонент“) и МУП “Воронежская горэлектросеть“ (“Гарантирующий поставщик“) заключен договор поставки электрической энергии N 1735 (далее - Договор), согласно п. 1 которого МУП “Воронежская горэлектросеть“ обязуется поставить ООО “Сопроцессор“ электрическую энергию в определенном настоящим договором количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, а ООО “Сопроцессор“ обязуется принять и оплатить электрическую энергию и заявленную мощность в сроки, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Стороны приняли во внимание, что в связи с реформой электроэнергетики России МУП “Воронежская горэлектросеть“ не осуществляет деятельность по предоставлению
услуг по передаче электрической энергии, а привлекает для указанных целей сетевую организацию (п. 1.2. Договора).

В соответствии с п. 2.2.5 Договора “Гарантирующий поставщик“ имеет право беспрепятственного доступа к электрическим установкам и приборам учета (в том числе с представителями сетевой компании) для: контроля за соблюдением установленных режимов электропотребления и производства замеров; проведения визуальной и инструментальной проверок приборов учета с произведением кратковременных отключений электроустановок коммутационными аппаратами; снятия показаний приборов учета электроэнергии и контроля за их техническим состоянием.

Согласно п. 3.1.8 Договора Абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ в любое время суток работникам сетевой организации и Гарантирующего поставщика к действующим электроустановкам и приборам коммерческого учета для: контроля за соблюдением установленных режимов электропотребления и производства замеров; проведения визуальной и инструментальной проверок приборов учета с произведением кратковременных отключений электроустановок коммутационными аппаратами; снятия показаний приборов учета электроэнергии и контроля за их техническим состоянием.

13 января 2009 года ОАО “Воронежская сетевая компания“ проведена проверка приборов учета электрической энергии в офисном помещении ООО “Сопроцессор“.

В результате обследования приборов учета во встроенном помещении по адресу: ул. Минская, 19/2, проверяющими установлено: сорваны пломбы энергоснабжающей организации; имеется скрытая проводка помимо приборов учета, о чем составлен акт от 13.01.2009.

Указанные обстоятельства послужили основанием для направления ОАО “Воронежская сетевая компания“ в адрес ООО “Сопроцессор“ уведомления о прекращении 22.01.2009 после 9 часов 00 минут подачи электроэнергии до устранения нарушений и оплате сумм по перерасчету (копия расчета начисления приложена к уведомлению), которое было вручено представителю ООО “Сопроцессор“ 16.01.2009, а 22.01.2009 была прекращена подача электрической энергии в офисное помещение ООО “Сопроцессор“ (акт от 22.01.2009 б/н).

11 февраля 2009 года ООО “Сопроцессор“ обратилось в
УФАС с заявлением о злоупотреблении ОАО “Воронежская сетевая компания“ и МУП “Воронежская горэлектросеть“ своим доминирующим положением, выразившемся в необоснованном прекращении электроснабжения офисного помещения ООО “Сопроцессор“, находящегося по адресу: г. Воронеж, ул. Минская 19/2.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела N 48-10К подача электрической энергии ООО “Сопроцессор“ возобновлена.

Решением от 28.04.2009 по делу N 48-10К Управление признало факт наличия у Общества доминирующего положения на локальном рынке услуг по передаче электрической энергии (п. 1); признало действия Общества и Предприятия по экономически и технологически не обоснованному прекращению оказания ООО “Сопроцессор“ услуг по реализации и передаче электрической энергии злоупотреблением доминирующим положением и нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон N 135-ФЗ) (п. 2). Пунктом 3 этого решения антимонопольный орган прекратил производство по делу N 48-1ОК о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Общества и Предприятия в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий. Управлением было решено выдать предписания Обществу и Предприятию о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (пункты 4, 5).

Общество и Предприятие, полагая, что указанное решение антимонопольного органа и выданное на его основе предписание не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают их права и законные интересы, оспорили их в суде.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 198, п. 4 ст. 200, п. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии
закону и нарушением его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно ст. 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Приказом Управления от 30.05.2006 N 01-17/14-р МУП “Воронежская горэлектросеть“ включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее Реестр), по виду услуг - реализация
электрической энергии с долей более 65 процентов, зона обслуживания в г. Воронеже.

В силу ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ Общество и МУП “Воронежская горэлектросеть“ являются энергоснабжающими организациями.

В соответствии с решением правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 23.10.2006 N 26/2 МУП “Воронежская горэлектросеть“ является гарантирующим поставщиком электрической энергии, а согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 ОАО “Воронежская сетевая компания“ является сетевой организацией, владеющей на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Таким образом, процесс электроснабжения ООО “Сопроцессор“ осуществляется двумя указанными хозяйствующими субъектами: гарантирующим поставщиком - услуги по реализации электрической энергии и сетевой организацией - услуги по передаче электрической энергии.

Согласно пунктов 4, 5 ст. 426 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые: договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Пунктом 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию,
а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с п. 144 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), в случае выявления неисправности или утраты расчетного прибора учета определение объема потребления электрической энергии осуществляется на основании показаний контрольного прибора учета. В случае отсутствия контрольного прибора учета определение объема потребления электрической энергии осуществляется, если договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) не установлено иное, на основании имеющихся статистических данных за аналогичный период предшествующего года, в котором определение объема потребления данным потребителем осуществлялось на основании приборов учета с учетом темпов изменения объема потребления электрической энергии по сравнению с указанным годом. Указанный способ расчета объема потребления электрической энергии используется при условии наличия статистики за период не менее одного года, если сетевая организация владеет или на основании договора с потребителем или гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) обслуживает расчетный прибор учета, а также в случае уведомления потребителем о выходе из эксплуатации или утрате принадлежащего ему и обслуживаемого им прибора учета в течение установленного договором срока для ремонта или замены прибора учета. В иных случаях расчет объема потребления электрической энергии осуществляется в соответствии с пунктами 145 - 147 настоящих Правил.

В силу п. 155 Правил объем безучетного потребления электрической энергии определяется одним из расчетных способов, предусмотренных пунктами 145 и 147 настоящих Правил. Объем безучетного потребления электрической энергии определяется за весь период, истекший
с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния точки поставки на розничном рынке (места присоединения энергопринимающего оборудования к электрическим сетям), уровня энергопотребления и состояния приборов учета потребителя либо, если указанная проверка не была проведена по вине сетевой организации, - с даты, не позднее которой она должна быть проведена.

Пунктом 158 Правил установлено, что сетевая организация осуществляет контрольные проверки приборов учета не реже 1 раза в полгода, если договором оказания услуг по передаче электрической энергии не установлено иное.

Согласно пунктам 1, 3 ст. 543 Гражданского кодекса РФ потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние электрических сетей приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

При этом в силу пунктов 2, 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно п. 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов.

В
соответствии с п. 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.

Пунктом 2.11.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей установлено, что обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию. Персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям. Нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком.

Анализируя положения пунктов 2.2.5, 3.1.8, 3.1.6, 3.2.3 Договора от 01.01.2007 N 1735 суд сделал правильный вывод о том, что обязанность содержать в исправности приборы учета и оборудование электрической энергии, а также соблюдать установленный режим потребления энергии лежит на абоненте. При этом абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ в любое время суток работникам сетевой организации и Гарантирующего поставщика к действующим электроустановкам и приборам коммерческого учета для: контроля за соблюдением установленных режимов электропотребления и производства замеров; проведения визуальной и инструментальной проверок приборов учета с произведением кратковременных отключений электроустановок коммутационными аппаратами; снятия показаний приборов учета электроэнергии и контроля за их техническим состоянием.

Из п. 6.5 Договора следует, что при выявлении у Абонента работниками сетевой организации изменения схемы включения приборов учета, его повреждения, отсутствия, самовольной замены, неисправности, срыва пломб, завышения погрешности системы учета электроэнергии составляется акт, который является действительным и при отказе Абонента от подписи. На основании акта последней инструментальной проверки,
либо с момента опломбирования приборов учета, но в пределах срока исковой давности. После составления акта подача электроэнергии Абоненту прекращается до устранения нарушений и оплаты сумм по перерасчету.

Пунктом 6.6. данного Договора установлено, что при выявлении у Абонента работниками сетевой организации скрытой электропроводки помимо учета, приспособлений, искажающих показания приборов учета, искусственного торможения диска и других нарушений, влияющих на определение фактического расхода электроэнергии, составляется акт, который является действительным и при отказе Абонента от подписи. После составления акта подача электроэнергии Абоненту прекращается до устранения нарушений и оплаты сумм по перерасчету.

Вынося оспариваемые решение и предписание антимонопольный орган исходил из того, что проверка приборов учета электрической энергии в офисном помещении ООО “Сопроцессор“ проведена Обществом 13.01.2009 в отсутствие потребителя либо его представителя (ООО “Сопроцессор“); составленный по результатам проверки акт не подписан потребителем либо его представителем, и не был вручен Обществом потребителю для ознакомления; в акте отсутствует дата предыдущей проверки, а также объяснения потребителя по выявленному факту и его претензии к составленному акту, в акте отсутствуют сведения об отказе потребителя или его представителя от подписания составленного акта, а равно об отказе от присутствия при его составлении с указанием причин такого отказа.

Вместе с тем, из пояснений представителя Общества, свидетельских показаний в судебном заседании 06.10.2009 Доманова А.П, который присутствовал при проведении проверки, объяснений заведующей складом Сафоновой В.Д., завхоза Оболадзе Г.В., а также показаний понятого Золотарева Е.Г. следует, что вывод антимонопольного органа о нарушении Обществом и Предприятием порядка проведения проверки, в связи с чем не доказан факт срыва пломб с приборов учета электроэнергии и наличие скрытой проводки, в отношении которых проведена проверка, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Таким образом, факт срыва пломб вводного коммутационного аппарата 340201 и 340200, подключение освещения до учета (скрытая проводка) подтверждается актом обследования приборов учета абонентам 1613-и, составленного Обществом 13.01.2009 в 15 час. 10 мин. в отношении ООО “Сопроцессор“, показаниями понятых, привлеченных сетевой компанией к участию в проверке в связи с отказом представителей ООО “Сопроцессор“ от подписания акта и допрошенных УФАС по ВО в рамках антимонопольного дела N 48-1ОК, а также фотоматериалами.

При указанных обстоятельствах Общество и Предприятие обоснованно, с учетом требований действующего законодательства и условий договора, прекратили оказание ООО “Сопроцессор“ услуг по реализации и передаче электрической энергии, следовательно в их действиях отсутствовали нарушения требований антимонопольного законодательства.

Кроме того, судом учтено, что ОАО “Воронежская сетевая компания“ и МУП “Воронежская горэлектросеть“ возобновили оказание ООО “Сопроцессор“ услуг по реализации и передаче электрической энергии.

Учитывая изложенное, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования и признал недействительными решения и предписание Управления от 28.04.2009 по делу N 48-10К.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2010 по делу N А14-13174/2009/456/22 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.