Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 22.03.2010 по делу N А68-3823/09/153/8 Судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что отказ органа местного самоуправления, оформленный письмом, соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем правовых оснований для признания его судом незаконным, а также для обязания уполномоченного органа предоставить заявителю земельный участок не имелось.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 марта 2010 г. по делу N А68-3823/09/153/8

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Жилкомстрой“ на решение Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2009 по делу N А68-3823/09/153/8,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Жилкомстрой“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным отказа администрации города Тулы в предоставлении земельного участка в аренду для строительства, выраженного в письме от 02.04.2009 N 2251к/08, а также обязании Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области предоставить в
аренду земельный участок для строительства фитнес-клуба по адресу: г. Тула, ул. Ложевая, д. 125 (кадастровый номер земельного участка 71:30:030110:79).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2009 решение суда оставлено без изменений.

В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, Постановлением главы города Тулы от 15.04.2005 N 700 “О предварительном согласовании ООО “Мясная лавка-2“ места размещения нежилого здания (фитнес-клуб) по ул. Ложевой в Пролетарском районе г. Тулы“ утверждены проект границ земельного участка площадью 687 кв. м. и акт о выборе земельного участка, расположенного на землях поселения в г. Туле по ул. Ложевой для строительства.

В целях реализации данного постановления ООО “Мясная лавка-2“ предписывалось: получить технические условия на инженерное обеспечение объекта строительства в инженерных службах г. Тулы; получить санитарное задание на проектирование объекта строительства в Центре госсанэпиднадзора в г. Туле; получить архитектурно-планировочное задание на проектирование объекта строительства; разработать проектную документацию и получить по проекту положительные заключения государственных органов; осуществить межевание земельного участка и его постановку на государственный кадастровый учет; обратиться с заявлением в Управу г. Тулы о предоставлении земельного участка с приложением его кадастрового плана (п. 3 Постановления от 15.04.2005 N 700).

При этом пунктом 4 указанного постановления было предусмотрено, если в течение 3 лет не будут выполнены положения пункта 3, оно утрачивает свою силу.

Постановлением главы города Тулы от 26.05.2005 N
916 в Постановление от 15.04.2005 N 700 внесены изменения, в соответствии с которыми права застройщика - ООО “Мясная лавка-2“ переданы ООО “Жилкомстрой“.

В связи с указанным ООО “Жилкомстрой“ 04.03.2008 обратилось в администрацию г. Тулы с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства фитнес-клуба.

Поскольку в предоставлении земельного участка в аренду было отказано со ссылкой на истечение предусмотренного п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

При этом заявитель ссылался на то, что все условия, необходимые для предоставления земельного участка для строительства фитнес-клуба, предусмотренные постановлением от 15.04.2005 N 700, выполнены, а заявление о предоставлении участка в аренду направлено Обществом в пределах срока, установленного этим постановлением.

При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.

В силу пункта 5 указанной статьи Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса,
решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.

В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления), исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Как установлено статьей 29 и пунктом 7 статьи 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду юридическим лицам для целей, связанных со строительством, осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, которое является основанием для государственной регистрации договора аренды указанных земельных участков.

Таким образом, Земельным кодексом предусмотрена обязанность заинтересованного лица представить в уполномоченный орган с соответствующим заявлением одновременно кадастровую карту (план) земельного участка и корреспондирующую этому обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления рассмотреть данное заявление и принять соответствующее решение.

Как следует из материалов дела, с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства ООО “Жилкомстрой“ обратилось в уполномоченный орган 04.03.2008 года.

При этом,
к указанному заявлению не был приложен кадастровый паспорт земельного участка.

Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 17.06.2008 после истечения срока действия постановления от 15.04.2005 N 700 о предварительном согласовании места размещения объекта строительства (фитнес-клуб).

Указанным постановлением органа местного самоуправления был определен трехгодичный срок его действия, который истек 15.04.2008 года.

Положения Постановления администрации города Тулы от 15.04.2005 N 700 в этой части соответствуют требованиям пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков.

Таким образом, пресекательный срок действия решения уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта строительства установлен земельным законодательством.

Как следует из материалов дела, по заявлению Общества от 04.03.2008 спорный земельный участок последнему не мог быть предоставлен в связи с непостановкой его на кадастровый учет.

На момент повторного обращения Общества в уполномоченный орган с заявлением от 31.07.2008 о предоставлении земельного участка в аренду для строительства срок действия Постановления от 15.04.2005 N 700 истек, что являлось основанием для отказа в удовлетворении этого заявления.

Бездействие администрации города Тулы, выразившееся в несвоевременном рассмотрении указанных заявлений ООО “Жилкомстрой“, предметом спора по настоящему делу не являются.

При таких обстоятельствах спора судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что отказ администрации г. Тулы, оформленный письмом от 02.04.2009 N 2251к/08, соответствует
требованиям действующего законодательства, в связи с чем, правовых оснований для признания его судом незаконным, а также для обязания уполномоченного органа предоставить Обществу земельный участок не имелось.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2009 по делу N А68-3823/09/153/8 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.