Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 19.03.2010 по делу N А08-4005/2009-17 Принимая во внимание, что отсутствие градостроительного плана земельного участка препятствует обращению предпринимателя за подготовкой проектной документации (статья 48 Градостроительного кодекса РФ), за получением разрешения на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса РФ), суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о нарушении оспариваемым бездействием прав предпринимателя.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2010 г. по делу N А08-4005/2009-17

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Белгорода на решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.09.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 по делу N А08-4005/2009-17,

установил:

индивидуальный предприниматель Купина А.И. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Белгорода в лице Управления архитектуры и градостроительства г. Белгорода (далее - администрация), выразившегося в невыдаче предпринимателю градостроительного плана земельного участка по адресу: г. Белгород, ул. Королева, 2г, общей площадью 21455 кв. м с кадастровым
номером 31:16:01 25 023:0032, и с требованием обязать администрацию устранить допущенное нарушение, выдав заявителю градостроительный план указанного земельного участка (уточненные требования).

Решением суда от 03.09.2009 заявленные требования удовлетворены. Суд признал бездействие администрации незаконным и обязал выдать предпринимателю градостроительный план спорного земельного участка.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация просит указанные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя предпринимателя, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.10.2007 серии 31-АБ N 297413 земельный участок, расположенный по адресу: г. Белгород, ул. Королева, 2, общей площадью 21455 кв. м., с кадастровым номером 31:16:01 25 023:0032 принадлежит на праве собственности Купину И.А.

1 октября 2008 года между Купиным И.А. и предпринимателем заключен договор аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии с которым указанный земельный участок передан заявителю в аренду для эксплуатации существующих зданий и сооружений, а также всех видов деятельности, не противоречащих закону. Срок действия договора - с 01.10.2008 по 30.08.2009.

Индивидуальный предприниматель Купина А.И. неоднократно обращалась в Управление архитектуры и градостроительства администрации с заявлениями о выдаче градостроительного плана на вышеуказанный земельный участок, приложив пакет соответствующих документов.

Не получив ответа на обращения и полагая, что данное бездействие не соответствует закону, иным нормативным правовым актам, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Купина А.И. обратилась в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили
из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории.

В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Согласно п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ заявление физического или юридического лица о выдаче градостроительного плана земельного участка рассматривает орган местного самоуправления и в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Администрацией города Белгорода постановлением от 24.07.2006 N 148 утверждено Положение о порядке подготовки градостроительных планов земельных участков на территории городского округа город Белгород (далее - Положение), согласно пунктам 1.4 и 1.5 которого Управление архитектуры является органом, уполномоченным на подготовку градостроительных планов земельных участков, на их регистрацию и хранение на территории городского округа.

Согласно п. 2.6 Положения для получения градостроительного плана земельного участка заявитель обращается
в Управление архитектуры с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка. К заявлению о подготовке градостроительного плана прилагаются документы и материалы, необходимые для заполнения формы: содержащие наименование лица, направившего заявление, его местонахождение и почтовый адрес; учредительные документы, заверенные в установленном порядке, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, правоустанавливающие документы на земельный участок, объект капитального строительства (при наличии объекта капитального строительства), схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства, технический паспорт объекта, подготовленный органом государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (при наличии в границах участка объектов капитального строительства), кадастровый план земельного участка (при его наличии), землеустроительное дело по установлению и согласованию границ земельного участка, технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

С учетом изложенного, физическое лицо вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, застроенного или предназначенного для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, приложив необходимые документы, а орган местного самоуправления обязан в течение тридцати дней подготовить градостроительный план земельного участка в виде отдельного документа, утвердить его, а затем представить заявителю.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, индивидуальный предприниматель Купина А.И. обращалась в администрацию с заявлениями о выдаче градостроительного плана на вышеуказанный земельный участок, представив все необходимые документы.

Данный факт администрацией не оспаривается.

Поскольку подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в виде отдельного документа, вне состава проекта межевания территории, разрабатываемого на основе проекта планировки территории, ссылка заявителя на отсутствие проекта планировки ул. Королева правомерно отклонена судом.

Кроме того, суд принял во внимание, что в 2005 году в городе
Белгороде утвержден проект детальной планировки квартала, ограниченного ул. Щорса - ул. Королева - ул. Шаландина.

Ссылка администрации на распоряжение от 10.01.2006 N 10 “Об изъятии земельного участка по ул. Королева для муниципальных нужд“, как основание отказа в выдаче градостроительного плана, обоснованно признана судом несостоятельной, поскольку принятие решения об изъятии участка, его государственная регистрация в отсутствие соглашения или принятия судом решения о выкупе в силу статьи 280 Гражданского кодекса Российской Федерации не лишает собственника земельного участка правомочий владения, пользования и распоряжения, собственник может производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением, с возложением на него риска отнесения при определении выкупной цены затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

На основании изложенного, принимая во внимание, что отсутствие градостроительного плана земельного участка препятствует обращению предпринимателя за подготовкой проектной документации (статья 48 Градостроительного кодекса РФ), за получением разрешения на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса РФ), суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о нарушении оспариваемым бездействием прав предпринимателя.

Таким образом, поскольку оспариваемое бездействие администрации в лице Управления архитектуры и градостроительства не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд правомерно признал его незаконным и обязал администрацию выдать предпринимателю градостроительный план вышеуказанного земельного участка.

Поскольку доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для
отмены принятых судебных актов.

Обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.09.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 по делу N А08-4005/2009-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.