Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 18.03.2010 по делу N А09-9779/2009 Дело по заявлению о признании незаконными действий налогового органа и обязании ответчика выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания задолженности направлено на новое рассмотрение, поскольку неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2010 г. по делу N А09-9779/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Брянский арсенал“ на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.11.2009 по делу N А09-9779/2009,

установил:

открытое акционерное общество “Брянский арсенал“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Брянской области и обязании налогового органа выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания задолженности в сумме 4 338 985 руб. 54 коп.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.11.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной
жалобе ОАО “Брянский арсенал“ просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция находит решение суда подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ОАО “Брянский арсенал“ обратилось в Межрайонную инспекцию ФНС России N 2 по Брянской области с запросом (исх. от 08.07.2009 N 381) о выдаче справки о состоянии расчетов ОАО “Брянский арсенал“ по состоянию на 01.07.2009.

Инспекцией была выдана справка за N 66889 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.07.2009 с числящейся за налогоплательщиком задолженностью по налогам, пене и штрафам в сумме 4 338 985 руб. 54 коп.

Полагая, что взыскание задолженности в сумме 2 612 635 руб. 14 коп. невозможно в связи с наличием вступивших в законную силу судебных решений, а задолженности в сумме 1 726 350 руб. 40 коп. невозможно в связи с истечением общего срока исковой давности, а следовательно действия налогового органа по выдаче указанной справки являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо обстоятельств, при наступлении которых у налогового органа возникает обязанность списать задолженность по налоговым платежам. Невозможность взыскания такой задолженности в принудительном порядке не может рассматриваться как основание к признанию такого долга безнадежным и его списанию. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 “О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и
задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам“, изданное в соответствии со статьей 59 Кодекса, предусматривает для юридического лица лишь одно основание для признания долга налогоплательщика безнадежным - ликвидацию его в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выданная обществу справка соответствует закону и требованиям приказа Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ (в редакции Приказа ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ “Об утверждении Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методических указаний по ее заполнению“).

Однако судом не учтено, что данный спор касается вопроса об обоснованности включения инспекцией в справку о состоянии расчетов по налогам и сборам числящейся за обществом задолженности, возможность взыскания которой утрачена как во внесудебном, так и в судебном порядке.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

В справке по состоянию на 01.07.2009, выданной ОАО “Брянский арсенал“, содержатся сведения о задолженности без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.

Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком
долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

Таким образом, оспариваемый судебный акт, как вынесенный без учета указанных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 19.11.2009 по делу N А09-9779/2009 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.