Постановление ФАС Центрального округа от 16.03.2010 по делу N А68-542/09-9/Б-09 Дело по заявлению об установлении размера требований кредитора направлено на новое рассмотрение, поскольку при рассмотрении требований уполномоченного органа суды не проверили надлежащим образом действительную задолженность ответчика, которая подлежит включению в реестр требований кредиторов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2010 г. по делу N А68-542/09-9/Б-09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области на определение Арбитражного суда Тульской области от 03.09.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2009 по делу N А68-542/09-9/Б-09,
установил:
определением Арбитражного суда Тульской области от 05.03.2009 г. в отношении ЗАО “Винелла“ введено наблюдение, временным управляющим утверждена Минакова И.А.
Федеральная налоговая служба России обратилась в арбитражный суд с заявлением об установлении размера требований кредитора с учетом уточнения в сумме 3 857 862 руб. 35 коп. (налоги), 91 544 руб. 85 коп. (пени), 11 922 руб. (штраф).
Определением Арбитражного суда Тульской области от 03.09.2009, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2009, требования уполномоченного органа удовлетворены частично. Установлены требования кредитора ФНС России в сумме 1 085 851 руб. 66 коп. - задолженность, 91 574 руб. 85 коп. - пени, 11 922 руб. - штраф. Временному управляющему поручено включить требования кредитора ФНС России в указанной сумме в третью очередь реестра требований кредиторов.
В кассационной жалобе налоговый орган просит определение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, ссылаясь при этом на неполное выяснение судебными инстанциями обстоятельств, имеющих значение для дела, и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает жалобу уполномоченного органа подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в отношении ЗАО “Винелла“ введена процедура наблюдения определением суда от 05.03.2009.
Ссылаясь на наличие задолженности организации по обязательным платежам в размере 3 961 329,20 руб., в том числе налог на имущество организаций за 2008 г. - 105 093 руб. 66 коп., ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет за 4 квартал - 384 249 руб., ЕСН, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 49451 руб.; акцизы на вина за декабрь 2008 г. - 547 052 руб.; акцизы на вина за июль, август, сентябрь, и октябрь 2008 г.: налог - 2 550 687 руб., пени - 91 544 руб. 85 коп.; акцизы на вина за ноябрь 2008 г. - 57 913 руб. 69 коп.; акцизы на вина за январь 2009 г. - 160 673 руб., водный налог за 3 квартал 2008 г. - 2 743 руб., задолженность перед ГУ УПФ РФ по г. Узловая и Узловскому району в размере 11922 руб. по штрафам, ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением с учетом уточненных требований.
Рассмотрев заявление уполномоченного органа с учетом возражений должника и представленных им документов, суд первой инстанции удовлетворил требования ФНС России частично, при этом указал, что задолженность по акцизам в сумме 2 640 032 руб. должником оплачена, что подтверждается представленными платежными документами и письмом МИФНС N 1 по Тульской области N 09-08/7893 от 23.07.2009 г., в котором сообщается “перечисленные суммы по платежным поручениям в размере 2 640 032 руб. поступили в счет уплаты акцизов за июль - декабрь 2008 г.“.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении требований уполномоченного органа суды не проверили надлежащим образом действительную задолженность общества, которая подлежит включению в реестр требований кредиторов.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно п. 7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2004 N 106н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Пунктом 5 Правил определено, что в поле 106 расчетного документа указывается показатель основания платежа, который содержит два знака и принимает указанные в данном пункте значения. Пунктом 10 Правил предусмотрена возможность указывать в поле “Назначение платежа“ (24) дополнительную информацию, необходимую для идентификации назначения платежа.
В представленных в материалы дела спорных платежных поручениях имеются необходимые указания на назначения платежей, так в частности обществом в платежном поручении N 1792 от 06.11.2008 указано в поле “106“ указано “АР“, в поле “107“ указано 1187, в поле “109“ указано “28.08.2008“, в поле “110“ указано “НС“, что означает “погашение задолженности по исполнительному документу N 1187 от 28.08.2009 уплата налога или сбора“.
Следовательно, у налогового органа не было оснований для зачисления спорных сумм акциза по иному виду платежа.
Судами данные обстоятельства не исследовались, а лишь признано достоверным доказательством уплаты акцизов письмо МИФНС РФ N 1 N 09-08/7893 от 23.07.2009, при этом в материалах дела отсутствуют данные лицевого счета должника по начисленным и уплаченным суммам акциза за спорные налоговые периоды.
Данные обстоятельства необходимо установить с целью выяснения действительной задолженности организации перед федеральным бюджетом по уплате начисленных сумм акцизов.
Закон о банкротстве, регламентируя процедуру возбуждения дела о банкротстве, предусматривает механизм, в соответствии с которым уполномоченный орган обязан доказать наличие задолженности юридического лица перед бюджетом.
Поскольку фактические обстоятельства дела по выяснению действительной задолженности ЗАО “Винелла“ перед Федеральной налоговой службой России, подлежащей включению в реестр требований кредиторов, установлены не в полном объеме, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует устранить отмеченные недостатки и принять судебный акт в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
определение Арбитражного суда Тульской области от 03.09.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2009 по делу N А68-542/09-9/Б-09 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.